Напоминание

«Традиционные методы и инновационные формы обучения, развития и воспитания личности средствами хореографического искусства»


Автор: Сегеда Светлана Михайловна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБОДО
Населённый пункт: г.Алексеевка Белгородская область
Наименование материала: Статья по хореографии
Тема: «Традиционные методы и инновационные формы обучения, развития и воспитания личности средствами хореографического искусства»
Дата публикации: 22.04.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Традиционные методы и инновационные формы обучения,

развития и воспитания личности средствами

хореографического искусства»

Автор:

Сегеда Светлана Михайловна,

преподаватель хореографии

МБОДО «Школа искусств» Алексеевского

городского округа Белгородской области

Дополнительное образование в современных условиях в последнее время

стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов

развития

страны.

Данная

тенденция

отражает

не

только

национальные

приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем.

Однако нельзя не признавать при этом также возрастающие запросы общества

требующих новых инновационных формы и методов подхода к обучению.

Современный социальный заказ требует от школы создать условия для более

осознанного и качественного самоопределения обучающихся, адаптировать

систему образования к рынку труда и запросам на образовательные услуги.

Современная школа повернулась сегодня к личности ребенка и, помня о его

способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-

психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная

стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и

самоорганизации жизни, достойной человека.

Преподаватель, как организатор образовательного процесса, вводит его в

мир современной культуры, помогает каждому ребенку постигать и проживать

жизнь,

достойную

человека,

раскрывая

перед

ребенком

ее

культурное

содержание традиций и восходя с ним вместе каждодневно на уровень

современной культуры. С этой точки зрения воспитание можно было бы

определить,

как

перевод

социальной

ситуации

развития

ребенка

в

педагогическую, высвечивающую для ребенка социальное значение явлений

мира и личностный смысл тех же явлений.

Содержание новых предпрофессиональных программ в области

хореографии направлено, прежде всего, на качественное

образование для

поступления в дальнейшем большего количества детей в средние и высшие

учебные заведения. Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр

хореографического

искусства

предоставляет

свои

возможности

познания

окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно

называют

преподаванием,

а

деятельность

ученика

учением.

Термин

преподавание

следует считать условным, поскольку учитель не только

преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает, и воспитывает учащихся.

Учение танцу не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это

сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение

обобщённого традиционного опыта, накопленного человечеством в виде знаний,

это

и

приобретение

индивидуального

опыта

познания

при

помощи

самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми навыками.

Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с

учителем,

под

его

руководством.

Учитель

направляет

этот

процесс

в

соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он

систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое

обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он отталкивается от

традиционных методов и форм обучения хореографии, но изыскивает наиболее

рациональные инновационные пути развития своих учеников.

Обучение

происходит в постоянном общении учащихся с учителем со сверстниками, что

оказывает большое влияние на характеры протекания творческой деятельности.

На базе этого создаются многообразные отношения, которые, хотя и косвенно,

оказывают значительное влияние на учение благодаря обмену и научной

информацией, поддержке и взаимопомощи в поиске, общественной оценки

результатов учебного труда.

Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и

сложными положениями тела наиболее интересны для подростков.

Тут

возникает

вопрос:

как

сделать

так,

чтобы

современный

танец

стал

привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец

может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и

хореографической изобретательностью. Изобретательность отнюдь не означает

уменье

"наворачивать" эффекты,

поражать детей

и

зрителей какими-то

танцевальными трюками и сложностями. Хореографическая изобретательность в

моем понимании состоит в таланте сочинения танца, со своей "изюминкой" и

сюжетом.

Например,

одна

только

школа

может

подсказать

хореографу

множество идей: это взаимоотношения девочек и мальчиков, школьные

праздники,

спорт,

юмор

и

многое

другое.

В процессе работы из всего многообразия практического материала,

предлагаемого

разными

жанрами

и

направлениями

хореографического

искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и

историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие

личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими

способностями.

Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость

не могут быть достигнуты, если не учиться",а Я. Коменский отмечал, что в

человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных

педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.

Традиционные технологии образования основной единицей учебного

процесса имели урок (индивидуальное занятие, репетицию), который в основном

носит репродуктивно-практический характер и решает множество целей и задач

всего

образовательного

процесса

и

прежде

всего

освоение

учебного

(концертного) репертуара. Чаще всего в традиционном обучении репертуар

является целью обучения и качество его исполнения определяет качество

образования

учащихся.

В

образовательном

процессе

используются

как

традиционные, так и современные педагогические технологии. Современные

технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего на содержание

образования посредством репертуара. При таком подходе репертуар выступает

средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии

обучения и воспитания. Цели, задачи, содержание обучения определяется в

образовательных программах по предметам, предусматривающих и общие

требования к уровню, сложности, объему учебного репертуара в каждом

конкретном классе. Особенностью современного образования является и

ориентация на проведение диагностики результативности обучения, воспитания,

развития учащихся и качества образовательного процесса.

К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и

рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание

танцевальных

комбинаций,

изучение

истории

становления

и

развития

хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.

Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты:

современные педагогические технологии развития лидерских способностей;

педагогические

аспекты

творческой

деятельности;

методы

развития

межличностного

общения

в

коллективе;

интеграцию

хореографического

искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения;

методы создания художественной среды средствами танца.

Совместная деятельность педагога и учащегося очень важная часть

общения, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность

педагога в воспитании творческой личности с учетом индивидуальности

каждого.

Практический

опыт,

приобретенный

при

работе

в

сфере

хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое

творчество

обладает

определенными

неиспользованными

резервами

в

повышении эффективности системы художественного воспитания молодого

поколения.

Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить

художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, учащийся

не просто выучит определенное количество движений и танцев, но на каждом

занятии будет познавать своеобразный, выразительный язык хореографического

искусства, получит представление о танце, где тесно переплетаются музыка и

пластика.



В раздел образования