Напоминание

Программа курса духовно-нравственного воспитания для обучающих 1-4 классов


Автор: Заводова Ольга Викторовна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Еланская СОШ"
Населённый пункт: поселок Елань, Новокузнецкий район, Кемеровская область
Наименование материала: "Начало"
Тема: Программа курса духовно-нравственного воспитания для обучающих 1-4 классов
Дата публикации: 22.04.2021
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Еланская средняя общеобразовательная школа»

НАЧАЛО

программа курса духовно-нравственного воспитания

для обучающих 1-4 классов

Составитель:

Заводова Ольга Викторовна,

учитель высшей

квалификационной категории

Елань, 2020

Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время

проблема воспитания

подрастающего поколения

приобретает все большее значение. Воспитание гражданина страны – одно из

главных условий национального возрождения. Главными критериями развития

человека являются его убеждения, жизненные ценности, моральные принципы,

поступки. Становление личности начинается в семье, а в дальнейшем она

продолжает формироваться в школе. Задача педагога – создать все необходимые

условия

для становления личности будущего гражданина. Особенно это

касается начальной школы, когда закладывается «фундамент» дальнейшего

воспитания и обучения.

В Концепции духовно-нравственного воспитания приведена система

базовых национальных

ценностей. Критерием их систематизации являются

источники духовности и нравственности, то,

что

позволяет формировать

положительное отношение к жизни. Данный круг включает в себя следующие

ценности:

- патриотизм;

- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к

людям, справедливость, милосердие, доброта, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг

перед

Отечеством,

старшим

поколением,

семьей,

свобода

совести

и

вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей,

забота о младших);

- труд и творчество (созидание, трудолюбие, бережливость);

- традиционные религии (вера, духовность);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- искусство и литература;

- природа (жизнь, родная земля, заповедники);

-человечество (многообразие культур и народов, прогресс, международное

сотрудничество).

Не случайно «патриотизм» здесь стоит на первом месте. Воспитание

любви к Родине имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без

этой любви трудно воспитать гражданина и патриота, сформировать чувство

собственного достоинства.

Содержание программы рассчитано на учащихся 1 – 4 классов.

Программа тесно связана с

предметами: историей, географией,

литературой, изобразительным искусством, музыкой, технологией.

В основе программы - выстроенная система мероприятий, бесед, игр,

экскурсий, коллективно-творческих дел, объединенных общей идеей. Круг форм

широк для того, чтобы младшие школьники могли попробовать поучаствовать в

различных направлениях. Школа должна стать для ребенка вторым домом, в

котором хорошо, комфортно и интересно. А для этого творческая жизнь должна

быть насыщена различными событиями.

Перед началом реализации данной программы необходимо провести

родительское собрание и заручиться поддержкой родителей. Вместе с ними

будут проходить экскурсии, праздники. Родители, создав с детьми творческие

группы, участвуют и в коллективно-творческих делах. Главная особенность

данной программы - «родители не наблюдатели, а активные участники»,

программа возможна только в союзе с ними.

Цель программы «Начало»

-

содействие формированию

духовно-

нравственных качеств личности обучающихся начальных классов, сохранению

причастности и бережного отношения к семье, родному поселку, области,

стране.

Задачи программы:

1. Сформировать систему получения знаний об истории своей семьи,

школы, города, области и страны для осознанной принадлежности к школьному

коллективу, к истории края, города, страны.

2.

Создать

основу

для

формирования

дружеских

отношений,

объединяющих детей и взрослых различными средствами и методами работы.

3. Развивать творческий подход и создавать необходимые условия для

проявления

творческой

индивидуальности

и

самостоятельности

каждого

(система КТД).

4. Совершенствовать познавательную активность обучающихся.

5. Углубить понимание культуры межличностных отношений, детского

самоуправления.

6. Развивать активную позицию, ответственность за результаты своей

деятельности.

Разработанная программа может широко использоваться преподавателями

любых общеобразовательных школ, для проведения классных часов и других

внеклассных мероприятий. Программа поможет учителю организовать работу в

своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов

форм деятельности обучающихся.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные

разделы:

1 класс - «Я и мир вокруг меня»

2 класс - «Я и мой поселок, мой район»

3 класс - «Мой Кузбасс»

4 класс - «Моя Россия»

Программа

строится

на

основе

знаний

возрастных,

психолого

педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Начало» разработана на четыре года занятий и рассчитана на

поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 136 часов (1 час в неделю).

Предусматривает проведение традиционных классных часов, экскурсий,

практических занятий, бесед, знакомств и встреч с интересными людьми,

виртуальных экскурсий, просмотров видеофильмов.

Предусмотрены

возможности

для

самостоятельной

работы

(поиск

информации в различных источниках, подбор фотографий, рисунки, опрос или

беседа с близкими людьми и т.п.).

Занятия

включают

в

себя

теоретическую

часть

и

практическую

деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного

материала, видеофильмов, презентаций. Практическая часть представляет

экскурсии, встречи, изготовление сувениров, написание сочинений, беседа с

близкими людьми, работа над презентацией и т.д. Изучение каждого раздела

завершается коллективно-творческим делом.

Программа будет способствовать:

-воспитанию духовно-нравственных качеств, инициативы, креативности;

- участию обучающихся и их родителей

в улучшении общественных

отношений, развитии личной инициативы каждого участника;

- формированию здорового образа жизни;

- созданию творческой атмосферы

на основе взаимопонимания и

коллективной работы, совместному творчеству учащихся и их родителей;

- расширению кругозора, накоплению знаний о том, что находится вокруг

нас, возникает желание участия в делах семьи, школы, области, страны.

Ожидаемые результаты:

Освоение детьми программы «Начало» направлено на достижение

комплекса

результатов

в

соответствии

с

требованиями

федерального

государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся

будут сформированы:

- познавательный интерес и чувство гордости и сопричастности к истории

родного поселка, Новокузнецкого района, города Новокузнецка, Кемеровской

области, России;

-

навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении

творческих заданий;

-

основы социально ценностных личностных и нравственных качеств:

трудолюбие,

организованность,

добросовестное

отношение

к

делу,

инициативность, потребность помогать другим, уважение к культурному

наследию своей страны;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся

научатся:

- выбирать

средства художественной выразительности для создания

творческих работ (сочинений, рисунков, презентаций, фотографий, сувениров и

т.п.);

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой

деятельности,

адекватно

воспринимать

оценку

или

критику

своей

деятельности;

-осуществлять поиск информации с использованием различной литературы в

библиотеке, в Интернете и средствах массовой информации.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся

научатся:

- представлять место, роль в истории семьи, поселка, области и страны

отдельного человека;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в совместном

деле;

-

развивать

художественный

вкус

как

способность

чувствовать

и

воспринимать богатую российскую культуру;

- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление,

способности аргументировать свою

точку зрения по отношению к различным событиям, поступкам людей,

достижениям человеческой мысли и деятельности.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся

научатся:

-первоначальному

опыту

осуществления

совместной

продуктивной

деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно

строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

и сотрудничества.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система

отслеживания

и

оценивания

результатов

обучения

детей

проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, коллективно-творческих

дел, создании портофолио.

Создание Портофолио является эффективной формой оценивания и

подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ

и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и

достижения в различных областях.

Учебно-тематическое планирование

Учебный план занятий по программе «Начало»

Номер

раздел

а

Название

разделов

Количество часов

всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Т

теор.

прак

.

Т

теор

прак

Т

теор

прак

теор

прак

I

Я

и

мир

вокруг

меня»

34

15

19

II

Я

и

мой

поселок,

мой район

34

11,5

22,5

III

Мой

Кузбасс

34

16

18

IV

Моя Россия

34

15

19

Итого

136

Тематический план занятий по программе

«Я и мир вокруг меня»

1 год обучения (1 час в неделю)

Номер

раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение: правила поведения и техники

безопасности

на

занятиях.

Вводное

занятие. «Расскажи мне о себе»

1

1

2

«Азбука здоровья»

7

2.1

Режим дня

1

0,5

0,5

2.2

Гигиена школьника

1

1

2.3.

Культура питания

1

1

2.4

Физкультура и ее значение в нашей

жизни

2

1

1

2.5

«Даем вирусам бой!»

1

1

2.6

Путь к хорошему здоровью

1

1

3

«Моя семья»

12

3.1

Моя

фамилия,

мое

имя.

Что

они

означают?

2

0,5

1,5

3.2

Мама

самый

близкий

человек.

Письмо Матери.

1

1

3.3

Подарок

моей

мамочке

(праздник для мам)

1

1

3.4

Семейные традиции (этика семейных

2

1

1

отношений). Символы семьи.

3.5

Семейная библиотека

2

0,5

1,5

3.6

Рассказы

бабушкиного

сундука”

(семейный праздник)

2

0,5

1,5

3.7

Досуг

в

нашей

семье.

Семейные

истории

2

0,5

1,5

4

«Азбука общения»

4.1

Я познаю свой характер

2

0,5

1,5

4.2

Мой друг. А хороший ли я друг?

1

1

4.3

Честь и слава

1

1

4.4

Ответственность за свои поступки

1

1

4.5

Жизненные ценности. Что главное?

2

1

1

4.6

Хорошо ли я воспитан?

2

0,5

1,5

4.7

Мои права и обязанности

2

0,5

1,5

4.8

Общение без конфликтов

1

0,5

0,5

4.9

Организация и дисциплина

1

0,5

0,5

Итого:

34

Тематическое планирование

«Я и мир вокруг меня»

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Введение: правила поведения и техники безопасности на

занятиях. Вводное занятие. «Расскажи мне о себе»

1

2

«Азбука здоровья»

7

2.1

Режим дня

1

2.2

Гигиена школьника

1

2.3

Культура питания

1

2.4

Физкультура и ее значение в нашей жизни

2

2.5

«Даем вирусам бой!»

1

2.6

Жизнь без вредных привычек

1

3

«Моя семья»

12

3.1

Моя фамилия, мое имя. Что они означают?

2

3.2

Мама – самый близкий человек. Письмо Матери.

1

3.3

Подарок моей мамочке

1

3.4

Семейные традиции (этика семейных отношений). Символы

семьи.

2

3.5

Семейная библиотека

2

3.5

Рассказы бабушкиного сундука” (семейный праздник)

2

3.7

Досуг в нашей семье. Семейные истории

2

4

«Азбука общения»

14

4.1

Я познаю свой характер

2

4.2

Мой друг. А хороший ли я друг?

1

4.3

Честь и слава

1

4.4

Ответственность за свои поступки

1

4.5

Жизненные ценности. Что главное?

2

4.6

Хорошо ли я воспитан?

2

4.7

Мои права и обязанности

2

4.8

Общение без конфликтов

1

4.9

Организация и дисциплина

1

Итого

34

Тематический план занятий по программе

«Я и мой поселок, мой район»

2 год обучения (1 час в неделю)

Номер

раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение: правила техники безопасности.

Вводное занятие. Чему будем учиться на

занятиях.

1

1

2

История родного поселка

22

2.1

Мой

поселок

на

карте.

С

чего

все

начиналось…

2

1,5

0,5

2.2

«Здесь я живу». Рисуем любимые уголки

родного поселка.

1

1

2.3

Улицы Елани

2

1,5

0,5

2.4

Предприятия Елани

2

1

1

2.5

Экскурсии в:

- ФГУГП «Запсибгеолсъемка»;

- детский сад;

- библиотеку

-ФАП

8

2

6

2.6

«Навечно

в

наших

сердцах».

Рассказ

о

фронтовых и трудовых подвигах еланцев.

2

1,5

0,5

2.7

История моей семьи связана с Еланью

2

2

2.8

Известные

люди

Елани.

Встречи

с

известными людьми поселка и их близкими

3

1

2

3

История Новокузнецкого муниципального

района

4

3.1

«В

далекие

времена…»

(об

истории

Новокузнецкого муниципального района, его

населенных пунктов)

3

3

3.2

Известные люди района (просмотр фильма)

1

0,5

0,5

4

«Моя школа»

7

4.1

Знаешь ли ты историю школы, ее традиции?

2

1

1

4.2

Гордость и слава школы

1

0,5

0,5

4.3

Изготовление

подарков

выпускникам

и

ветеранам школы

2

2

4.4

Мини-конкурс рисунков о своем учителе или

школе

1

1

4.5

Мини-конкурс сочинений о своем учителе

или школе

1

1

Итого:

34

Тематическое планирование

«Я и мой поселок, мой район»

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

1

Введение:

правила

техники

безопасности.

Вводное занятие. Чему будем учиться на занятиях.

1

2

История родного поселка

22

2.1

Мой поселок на карте. С чего все начиналось…

2

2.2

«Здесь я живу». Рисуем любимые уголки родного

поселка.

1

2.3

Улицы Елани

2

2.4

Предприятия Елани

2

2.5

Экскурсии в:

- ФГУГП «Запсибгеолсъемка»;

- детский сад;

- библиотеку

-ФАП

8

2.6

«Навечно в наших сердцах». Рассказ о фронтовых и

трудовых подвигах еланцев.

2

2.7

История моей семьи связана с Еланью

2

2.8

Известные люди

Елани. Встречи с известными

людьми поселка и их близкими

3

3

История

Новокузнецкого

муниципального

района

4

3.1

«В

далекие

времена…»

(об

истории

Новокузнецкого

муниципального

района,

его

населенных пунктов)

3

3.2

Известные люди района (просмотр фильма)

1

4

«Моя школа»

7

4.1

Знаешь ли ты историю школы, ее традиции?

2

4.2

Гордость и слава школы

1

4.3

Изготовление подарков выпускникам и ветеранам

школы

2

4.4

Мини-конкурс рисунков о своем учителе или школе

1

4.5

Мини-конкурс сочинений о своем учителе или

школе

1

Итого

34

Тематический план занятий по программе

«Я и Кузбасс»

3 год обучения (1 час в неделю)

Номер

раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

1

Введение: правила техники безопасности.

Вводное занятие. Чему будем учиться на

занятиях.

1

1

2

Мой Кузбасс на карте России

12

2.1

Кемеровская

область

на

карте

России.

Государственные

символы

Кемеровской

области.

2

1,

5

0,5

2.2

Природа Кузбасса

2

1

1

2.3.

Животный мир нашей области

2

1

1

2.4

Заповедники области

1

1

2.5.

Места Кузбасса, которые я посетил.

1

1

2.6

КТД «Мой Кузбасс на карте России»

4

1

3

3

Города Кузбасса

2

3.1

Города Кузбасса на карте области. Краткая

характеристика.

1

0,5

0,5

3.2

Город Кузбасса, в котором я побывал

1

1

4

История

Кузбасса

в

контексте

истории

России.

2

1

1

5

«Героями славится земля»

3

1,5

1,5

6

Новокузнецк

мой

родной

город.

Его

история.

14

6.1

Архитектура и улицы города. Мои любимые

уголки города.

2

1

1

6.2

Герои-новокузнечане

1

0,5

0,5

6.3

Знаменитые земляки

1

0,5

0,5

6.4

Предприятия Новокузнецка.

1

1

6.5

Храмы Новокузнецка

1

1

6.5

Современная архитектура города.

1

1

6.6

Экскурсии в музеи, парки города

3

0,5

2,5

6.7

КТД «Новокузнецк – мой родной город»

4

1

3

Итого: 34

Тематическое планирование

«Я и Кузбасс»

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Введение: правила техники безопасности. Вводное занятие.

Чему будем учиться на занятиях.

1

2

Мой Кузбасс на карте России

12

2.1

Кемеровская

область

на

карте

России.

Государственные

символы Кемеровской области.

2

2.2

Природа Кузбасса

2

2.3.

Животный мир нашей области

2

2.4

Заповедники области

1

2.5.

Места Кузбасса, которые я посетил.

1

2.6

КТД «Мой Кузбасс на карте России»

4

3

Города Кузбасса

2

3.1

Города Кузбасса на карте области. Краткая характеристика.

1

3.2

Город Кузбасса, в котором я побывал

1

4

История Кузбасса в контексте истории России

2

5

«Героями славится земля»

3

6

Новокузнецк – мой родной город. Его история.

14

6.1

Архитектура и улицы города. Мои любимые уголки города.

2

6.2

Герои-новокузнечане

1

6.3

Знаменитые земляки

1

6.4

Предприятия Новокузнецка.

1

6.5

Храмы Новокузнецка

1

6.5

Современная архитектура города.

1

6.6

Экскурсии в музеи, парки города

3

6.7

КТД «Новокузнецк – мой родной город»

4

Итого

34

Тематический план занятий по программе

«Я и Россия»

4 год обучения (1 час в неделю)

Номер

раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

1

Введение:

правила

техники

безопасности. Вводное занятие. Чему

будем учиться на занятиях.

1

1

2

Россия на карте мира

11

2.1

Государственные символы Российской

Федерации. Политическое устройство.

1

0,5

0,5

2.2

Великие

города

России.

«Золотое

кольцо России».

2

1

1

2.3

Природа и климат России

2

2

2.4

Животный мир

2

1

1

2.5

Водные

ресурсы

и

полезные

ископаемые

2

1

1

2.6

Заповедники России

2

1

1

3

История России

10

3.1

Героические страницы истории нашей

Родины. Великие полководцы.

3

0,5

2,5

3.2

Россия в годы Великой Отечественной

войны

2

1

1

3.3

Современное

состояние

общества

и

политика России в отношении других

стран

1

1

КТД «Наша родина – Россия»

4

1

3

4

Культура России

12

4.1

Чудеса российской архитектуры

2

1

1

4.2

Знаменитые

живописные

полотна

российских мастеров

1

1

4.3

Экскурсия

в

художественный

музей

Новокузнецка

1

1

4.4

Достижения российского спорта

1

1

4.5

Искусство театра и кино

1

1

4.6

Достижения науки и техники

2

1

1

КТД

«Достижения

российской

культуры»

4

1

3

Итого: 34

Тематическое планирование

«Я и Россия»

п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Введение: правила техники безопасности. Вводное занятие. Чему будем

учиться на занятиях.

1

2

Россия на карте мира

11

2.1

Государственные

символы

Российской

Федерации.

Политическое

устройство.

1

2.2

Великие города России. «Золотое кольцо России».

2

2.3

Природа и климат России

2

2.4

Животный мир

2

2.5

Водные ресурсы и полезные ископаемые

2

2.6

Заповедники России

2

3

История России

1

3.1

Героические страницы истории нашей Родины. Великие полководцы.

3

3.2

Россия в годы Великой Отечественной войны

2

3.3

Современное состояние общества и политика России в отношении других

стран

1

3.4

КТД «Наша родина – Россия»

4

4

Культура России

12

4.1

Чудеса российской архитектуры

2

4.2

Знаменитые живописные полотна российских мастеров

1

4.3

Экскурсия в художественный музей Новокузнецка

1

4.4

Достижения российского спорта

1

4.5

Искусство театра и кино

1

4.6

Достижения науки и техники

2

4.7

КТД «Достижения российской культуры»

4

Итого

34



В раздел образования