Автор: Заескова Ирина Ивановна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: п. Шипицыно, Архангельской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях педагога с детьми.
Раздел: дошкольное образование
Использование
здоровьесберегающих технологий на занятиях педагога с детьми.
Главное назначение здоровьесберегающих технологий – это сохранение,
укрепления и развития здоровья детей.
В работе педагога-психолога используются такие технологии, как:
Пальчиковая гимнастика
Капустка
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание
подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать
кулачки.
Гимнастика дыхательная
Насос». И. п.— встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох
(при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в
сторону и произношением звука «С-с-с» (руки скользят вдоль
туловища) (6— 8 раз).
«Дровосек». И. п.— ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища,
Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный
выдох с произношением «Ух-х-х» (5—6 раз).
Психогимнастика
«Шалтай-болтай»
Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-
Болтай". Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С.
Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом
свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" —
резко наклоняем корпус тела вниз».
Релаксация
–
глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся
снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией
(используется классическая музыка, голоса природы).
“Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и
весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело
становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие,
лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый
ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза –
поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко,
спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора
возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три»
откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Динамические паузы
Физкультминутка — прекрасная возможность для ребенка сделать переход
между занятиями, снять эмоциональное напряжение. Для малышей наиболее
интересна стихотворная форма таких игр-упражнений
Арт-терапия
.Рисование на темы: "В детском саду", "В школе", "На улице", "Во дворе",
"Семья", "Мой страх", "Что мне снилось страшное" или "Чего я боюсь
ночью", "Чего я боюсь днем", "Что было со мной самое плохое или самое
хорошее".
Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот,
снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках
детей страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее,
фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного,
неопределенного. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее
звучание страха в психике ребенка и способствует его эмоциональному
благополучию.
Песочная терапия. Стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с
тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться
к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды
познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики),
совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие
коммуникативных навыков у детей.
Сказкотерапия
– способствует развитию и коррекции эмоциональных
состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных
проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для
сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все
можно! И потом этот выход можно использовать для себя.
Игровая терапия
Игра - это средство для выражения чувств, исследования отношений и
самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать
свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства
контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому
противоречат
.