Автор: Шульц Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад№ 23
Населённый пункт: Энгельс
Наименование материала: Сообщение
Тема: «Формирование Звуковой культуры речи по средствам современных технологий»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование Звуковой культуры речи по средствам современных технологий»
Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Понятие звуковой культуры речи
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка
имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка
характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие
произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое
выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи – включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи,
выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо
развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного
произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е.
специфическое явление устной речи.
3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности
предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами,
разнообразными
интонациями.
Замечено,
что
ребенок
в
повседневном
общении
владеет
естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной
выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в
отдельности, а также фразы в целом;
.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру рече произношения и речевой
слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
1.
развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата,
речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами
которого являются фонематический слух).
Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Раздел «Звуковая культура» речи включает в себя следующее: развитие у детей внимания к звуковой
стороне слышимой речи, слуховой памяти, совершенствование общих речевых навыков: обучение
неторопливому темпу речи, правильному речевому дыханию, соблюдение необходимого ритма при
высказываниях, работа над голосом, уметь понижать и повышать голос
Работа над звуковой культурой речи включает и различение на слух сходных звуков, часто
смешиваемых детьми: С – Ш; Л – Р; Ш – Ж; З – Ж; С-З; П – Б; Т – Д и т.д., стараться правильно
произносить эти звуки в словах, словосочетаниях, во фразах, в скороговорках и стихах. Если такие
нарушения носят постоянный характер, необходимо обратиться к логопеду.
Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в
форме обучения на занятиях и вне занятий.
Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец
произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со
специальными упражнениями вне занятий.
Ведущей
формой
обучения
являются
коллективные фронтальные
формы
работы (а
не
индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного
влияния.
В
коллективных
занятиях
продуктивность
работы
повышается,
а
утомляемость
уменьшается.
Обще групповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц.
Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в
музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется
уровнем развития речи детей.
Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время
(дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на
каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс
происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это
влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как
следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.
На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за
речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В формировании правильного
звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на
возрастные особенности детей.
Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства.
Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого
обучения.
Методы и приёмы работы по формированию правильного звукопроизношения
Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи?
Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением
речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки,
рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в
этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки
произносительных навыков.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме,
связывая каждый звук с определенным символом («З» - песенка комара, «Р» - работа мотора
самолёта, «Ш» - из лопнувшего шара выходит воздух).
Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого
развития к усвоению письма и чтения.
Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и
дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание,
воображение.
Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с
трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто
сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе
воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется
учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).
Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который
дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он
подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или
движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком
р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз...»). При
формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный
прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного
слога, искажаемой детьми части слова).
В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз —
песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок).
Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет(«Сказка
Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно
они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании
звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний)
небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ
артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто
фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или
окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения
звуковой структуры слова
Методы и приёмы работы по формированию фонематического слуха
Речевой слух — понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и
пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (узнай по голосу,
кто тебя позвал?), выразительность (послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?).
Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение
дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка — различать смысл слов, близких по
звучанию (уточка — удочка, дом — дым).
Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается
выборочная реакция на речь, на голос; в 5—6 месяцев он реагирует на интонации, несколько
позднее — на ритм речи; примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного
языка.
Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место
занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук,
соотнести его с источником и местом подачи.
В младших группах в играх, которые проводят на
речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети
приучались различать силу и характер звука. Имитируя гром; в игре «Угадай, что делать «Где
позвонили?»,
В старших группах слуховые восприятия у детей развивают не только в процессе игр, аналогичных
описанным выше, но и путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т. д. Следует
чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше
услышит
Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух ее
разнообразные качества, «отгадывать» их (слово говорят шепотом или громко, медленно или
быстро). Так, например, игра «Угадай, что я сказала?» побуждает ребенка вслушиваться в речь
педагога и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое сообщает воспитатель: «Я
буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я
вызову, громко и четко скажет, что он услышал».
Средний возраст — пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это
своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов. В ряде
игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности — из слов,
называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, з — песенка
комара), отмечая их хлопком в ладоши, фишкой
В старших группах, естественно, продолжают совершенствование речевого слуха; дети учатся
выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но
основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и
словесного состава предложения. Воспитатель учит детей понимать термины «слово», «звук»,
«слог» (или часть слова), устанавливать последовательность звуков и слогов в слове..
Методы и приёмы работы по формированию речевого дыхания
.Лучший тип речевого дыхания — диафрагмально-нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается,
нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются). Правильное речевое дыхание
обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса.
Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи.
Задача воспитателя — научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные
недостатки речевого дыхания.
Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения
(«Дровокол», «Насос»), а также игровые (поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.)..
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА .
1.
« Красный – белый».
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: По два кружка на каждого ребенка, красный и белый.
Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове
есть заданный звук.
Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – белый.
2.
« Кто больше».
Цель: нахождение звука в названиях предмета по картине.
Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры: Педагог показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает
назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у
кого больше кружков.
3.
« Поймай рыбку».
Цель: Активизация словаря, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование: Предметные картинки с прикрепленными к ним скрепками, удочка с магнитом.
Описание игры: Дети по очереди вылавливают удочкой различные картинки. Называют их,
определяют наличие или отсутствие в названии заданного звука. За правильный ответ ребенок
получает балл, выигрывает тот, кто наберет больше баллов.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.
1.
« Игра в хоккей».
Цель: Активизация мышц языка.
Описание игры: Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог: « дети , вы знаете, как играют
в хоккей? (объясняет). Вот сейчас мы с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой будет язычок,
шайбой – фасоль. Гонять по полю (рту) клюшкой – язычком.
Педагог показывает, как нужно производить упражнение. Раздает фасолинки. Начинает игру. Кто
быстрее гоняет шайбу.
3.
Эхо».
Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.
Описание игры: Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит:
Мы в лес пойдем,
Грибов найдем,
Ребят мы громко позовем: Ау! Ау! Ау!
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Вторая группа после этого говорит очень тихо: АУ, АУ, АУ. Потом дети меняются ролями.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
2.
« Приятный запах».
Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Оборудование: Фрукты: мандарин, яблоко, лимон.
Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят
с выражением удовольствия слово или фразу: « Хорошо, очень хорошо. Очень приятный запах.
Очень ароматный мандарин.
Первоначально детям предлагают предложения. Потом они в зависимости от речевых возможностей
сами придумывают предложения.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА.
« Успокой куклу».
Цель: Развитие тембра голоса.
Описание игры: Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит:
« Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать ( укачивает,
негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы» . Дети по очереди,
а затем вместе укачивают кукол, произнося звук А.
качели».
Цель: упражнять в изменении высоты голоса, имитируя подъем и спуск качелей.
Ход: ребенку предлагается голосом «подняться» - «опуститься» на качелях. Качели изображаются с
разным уровнем спуска и подъема, чтобы были варианты использования голоса. Например, два раза
вниз – один раз вверх, один раз вниз – три раза вверх и т.д.
«Паук».
Цель:
упражнять в изменении высоты голоса.
Ход: ребенок двигает изображение паука по разноцветной паутине, меняя высоту голоса в
соответствии с направлением линий. В начале игры линии паутины могут быть трех цветов.
Например: желтая – движение вверх и повышение голоса. Коричневая – движение вниз и понижение
голоса. Фиолетовая – полоса горизонтальная, голос звучит неизменно.
.
«Кочки – рифмострочки».
Цель:
подбирать в рифму пары слов, словесные ряды.
«Море волнуется».
Цель:
развивать способность длительно произносить звуки, удлиняя речевой выдох.
Ход: Дети произносят звук, двигая его символ по изображению волн разной длины. При этом
контролируя удлинение речевого выдоха (плечи не поднимать, щеки не надувать). Звуки: «а», «у»,
«ы», «о», «э», «и». «С», «з», «ш», «ж», «р», «в», «ф», «м», «н», «х».
(ЗКР). Звуковая культура речи развивается благодаря четкому проговариванию чистоговорок и
скороговорок. Произнося скороговорки, ребенок имеет возможность менять силу голоса, интонацию,
которая может обозначать удивление, вопрос или испуг. Игры и упражнения на произношение
шипящих звуков. Педагог, рассмотрев с ребятами картинки, например «Еж и ежата», предлагает
выполнить задание: четко проговорить фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем
малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа —
мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»).
Благодаря данному упражнению ребенок — дошкольник осваивает интонацию вопроса, развивается
чувство ритма. При вычленении звука при четком произношении ребенком слова или фразы он
постепенно знакомится с терминами «звук» и «словоьную деятельность,
Исходя из этого, для формирования и активизации речевого развития, наряду с
традиционными методами и приёмами, используются следующие инновационные
методы, технологии, приёмы:
- -игровая технология
здоровьесберегающие технологии,
ТРИЗ-технологии,
-технологии проектной деятельности
метод моделирования,
ИКТ-технологии,
технология мнемотаблиц,
педагогическая арт-терапия;
синквейн;
интеллект-карты;
лэпбуки и т.д.
здоровьесберегающие технологии делают процесс развития речи более интересным и
результативным:
1. Эмоционально-образная терапия
2. Пальчиковый массаж
3. Су Джок терапия
4. Кинезиотерапия.
6. Упражнения для развития речевого дыхания.
7. Сказкотерапия
8. Песочная сказкотерапия
Рассмотрим более подробно каждую из них:
Эмоционально-образная терапия
Это вид терапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают адекватно воспринимать
действительность и реагировать на нее. Никакое общение и взаимодействие не будет
эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и
управлять собственными эмоциями.
Пальчиковый массаж
Доказано, что при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры
головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит
стимуляция тактильных ощущений.
Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В. А.
Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Исследования В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали влияние манипуляций
рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
М. М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем
развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность
формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
массаж ладонных поверхностей можно делать:
• каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепками;
• орехами, каштанами;
• шестигранными карандашами;
• зубными щётками;
• приборами Су-Джок терапии.
Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Нервные окончания
данных участков связаны с корой головного могзга. Кроме того на них проецируется все тело
человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому пальцы необходимо массажировать до
стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за
голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек,
расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные
мячики, металлические колечки, колючие кольца).
Кинезиотерапия
Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза –
вилка» и др.
Упражнения для развития речевого дыхания.
Не маловажную роль в развитии речи детей играет и развитие речевого дыхания. Цель
дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю. Учить
детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью
игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности,
расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение
эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Песочная терапия
- метод терапии, способствующий развитию речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Играя с песком, дети, прежде всего, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность
и мелкую моторику рук.
Игры с песком успокаивают и расслабляют, пробуждают фантазию, развивают мелкую
моторику рук, внимание, память, развивают речь (можно сочинять сказки,рисовать их, искать
сокровища и т. д., сп особствуют обогащению словарного запаса; положительно влияют на
эмоциональное самочувствие.
«Рисунки на песке».
Цель: учить выкладывать фигуры в заданном ритме, опираясь на слуховое внимание.
Ход: взрослый воспроизводит ритм (от простого к сложному), ладонями, в бубен, голосом. Дети из
любых фигур, (фишек, камешков и т. д.) повторяют на поверхности стола, пола и т. д. заданный
ритмический рисунок. Например:
«ля, ля – ля, ля, ля»: // - ///.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются эффективными средствами
работы, оптимизирующие процесс развития речи детей и способствуют оздоровлению всего
организма.
Метод моделирования
Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не
конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер
детской деятельности.
Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и
знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).
Лэпбук
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная
папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может
доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-
то определенной теме. При этом « лэпбук » - это не просто поделка. Это наглядно-практический
метод обучения. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные
задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Педагогическая арт-терапия
Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные
области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии
возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:
Метод проектов
Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается
рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из
разных образовательных областей программы.
Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:
«Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко» (формировать у
детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);
Игровые технологии
Игры Воскобовича
«Складушки»
«Теремки Воскобовича»
ϖ
Мнемотехника
Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие
объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного
запоминания.
ϖ
Моделирование
Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем:
ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по
смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное
написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
ϖ
Артикуляционные и речевые упражнения
ϖ
Игры на развитие речевого дыхания
ϖ
Подвижные и хороводные игры с текстом
«Картотека
хороводных
игр»
«Каравай» Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать
понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность. ...
«Шарик» ...
«Заинька» ...
«Ровным кругом» ...
«Большая карусель» ...
«Пузырь» ...
«Подарки»
Игры на формирование фонематического восприятия
Коммуникативные игры
Пальчиковые игры
Дидактические игры: игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал,
предметы - декоративно-прикладного искусства и т. д.); настольно-печатные (парные картинки,
домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала).. Они являются основным видом
игр, которые педагог использует в работе по развитию речи. Дидактическая игра представляет собой
многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и
средством всестороннего воспитания ребенка.
Театрализованная игра
Театрализованные игры разделяются на две основные группы — это режиссерские игры и игры
— драматизации. В игре — драматизации ребенок исполняет роль «артиста», соответственно сам
придумывает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. К
вербальным средствам выразительности в первую очередь относится речь, а к невербальным жесты,
мимика и пантомимика. Существует несколько видов драматизации: игры — имитации образов
животных, людей, героев литературных произведений, ролевые диалоги на основе текста,
инсценировка литературного произведения, постановка спектакля по какому-либо произведению,
игры — импровизации, в которых разыгрывается сюжет без предварительной подготовки.
В режиссерской игре главные роли «исполняют» игрушки, а ребенок — дошкольник организует
деятельность в качестве режиссера. Пользуясь различными средствами выразительности, он
озвучивает своих героев, вслух проговаривает действия, совершаемые с ними. В зависимости от
используемого театра определяется вид режиссерской игры соответственно. Используются такие
виды театра, как настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, кукольный театр, театр игрушек,
театр теней и т. д
Информационно – коммуникационные технологии
Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой
взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов
коммуникации.
Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные
презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой
программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и
подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что
повышает интерес детей к материалу.
Технология проблемного обучения
Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством
воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в
результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не ж
ѐ
стким руководителем, а
организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает
реб
ѐ
нку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС
ДО.
Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать
проблемную ситуацию в процессе ОД.
.
Применение инновационных педагогических технологий способствует
:
-повышению качества образования;
-повышению квалификации воспитателей;
-применению педагогического опыта и его систематизации;
-использованию компьютерных технологий воспитанниками;
-сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Цель: активизировать знания педагогов о инновационных развивающих технологиях, методах
и приёмах,направленных на развитие речи дошкольников. Перечисленные технологии
оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально
смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать
нестандартные решения личности.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание
технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом
уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступление я хотела словами Чарльза
Диккенса
:
Человек
не
может
по-настоящему
усовершенствоваться,
если
не
помогает
усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам усп
ехов!