Автор: Богданова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "УСОШ им. М.А. Бабикова"
Населённый пункт: с. Усть-Цильма, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: "Первые школьные отметки"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание
Тема: Первые школьные отметки»
2 класс
Задачи собрания:
1.
Формировать представление родителей о значении школьной отметки в жизни
ребенка.
2.
Познакомить
родителей
с
затруднениями
в
учебном
процессе
младших
школьников;
3.
Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.
Форма проведения: родительский педагогический тренинг.
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Начать наше собрание я хотела бы со стихотворения
Агнии Барто «Звонки». Послушайте, пожалуйста, его и постарайтесь сформулировать
тему собрания.
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит
С тройкой,
Раздается три звонка.
Если вдруг у нас
В квартире
Начинается трезвон -
Значит, пять
Или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит
С двойкой -
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных
Звонка.
Ну, а если
Единица,
Он тихонько
В дверь стучится.
- Как думаете , о чём сегодня пойдёт разговор на нашем родительском собрании?
- Уважаемые папы и мамы! С 3 четверти наши дети станут получать оценки. Сегодня мы
собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни
вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора
меж ду
ч ленами
с емь и
и
мерилом
ценно ст ей
в
во спит ании
р е б е н к а .
Сегодня мы построим свое собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые
связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся ошибок в
семейном воспитании, связанных с этой проблемой.
2. Педагогический тренинг.
- А что для вас значит школьная отметка вашего ребёнка?
Упражнение первое.
Родители, сидя в круге, отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для
вас школьная отметка вашего ребенка?». Классный руководитель записывает на доске
мнения
родителей,
которые
наиболее
часто
повторяются;
затем
эти
мнения
обсуждаются совместно.
- Кто из вас помнит свою первую школьную отметку?
Упражнение второе.
Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками.
Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.
- Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том, что стоит за отметками учеников.
Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам
наших детей?
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учатся
они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому
нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его
особых заслуг и способностей.
А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было
упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я
ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у
других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, эта
скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает
похвалы.
Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться
по
пять
часов.
В
результате
у
ребенка
не
останется
времени
для
прогулки,
а
она
необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете
сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не
всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.
Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И не надо настаивать
на том, чтобы дети приносили только “5”.
Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка
появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5”
вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его
не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма.
Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо
больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну
и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку
ребёнка, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки,
пишут всю работу (например, заполняют дневник)
Помните, что, наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его
нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и
грубым.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.
Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными
переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не
оценки,
необходимо
определиться,
прежде
всего
нам
самим.
Отношение
ребенка
к
оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде
всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для
ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы
спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас
интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из
ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку
понять, что главное в школе – учение и общение. Это вам на будущее.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю
хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может
привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки.
Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше
мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него
что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а
результаты его
деятельности.
Так,
при
выполнении
домашнего
задания
можно
спросить:
"Как
ты
думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".
Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя
слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это
не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например,
это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у
тебя получилось очень красивые цифры"
- Как помочь ребенку?
а). Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость
может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё
больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно
мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём
всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности- например, к
музыке,
к
танцам,
рисованию
или
математике.
Это
поможет
ребёнку
развить
положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка- не показатель знаний и не самоцель. Культ
пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы
предотвратить
развитие
неуспеваемости
и
облегчить
безболезненный
переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их
поведении, изменения их работоспособности.
2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё
3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
4.
Педагогический тренинг.
Упражнение третье.
Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной
отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенной
ситуации. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые
могут сложиться в их семье:
ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание
плохой отметкой; (поработать над ошибками, разобраться, что сделано не так)
ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой; (сигнал родителям, что
есть проблема, не ждать пока учитель сам позвонит , а придти, позвонить,
поговорить с учителем, как поработать над проблемой)
ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил отличную
отметку. Это повторяется достаточно часто; (проверьте дневник)
ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
(узнать
нормы оценок у учителя)
- С нормами школьных отметок, Вы можете познакомиться на сайте нашей школы.
- И в конце нашего разговора я хочу предложить вам памятки «Как относиться к отметкам
ребёнка?» Познакомьтесь с ними дома. Надеюсь они вам помогут.
Памятка для родителей.
"Как относится к отметкам ребенка."
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших
глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и
изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуете своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда
невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны
знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради
вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради
положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему
ребенку оценки вслух.
Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных
детей.
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой,
над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и
плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок
получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет
привычкой.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось
вам подражать.
Итог: Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их
названия говорят сами за себя: торжествующая "пятерка", обнадеживающая "четверка",
равнодушная "тройка", угнетающая "двойка", уничтожающая "единица".
Торжествующая
«пятерка».
Гордость
и
полное
удовлетворение
родителей,
чувство
повышенного престижа в разных социальных кругах (среди родственников, соседей).
Радостные и довольные лица родных при каждом возвращении ребенка из школы с новой
«пятеркой»,
удовлетворенные
возгласы:
«Молодец,
я
так
и
знала!»,
«Ах
ты
мой
хороший!».
Особое
положение
«отличника»
в
классном
коллективе,
осознание
своей
исключительности
перед
одноклассниками.
Отдаление
от
«отстающих»,
«слабых»,
«плохих» товарищей. Расширенные права в школе и в семье, привычка к поощрениям и
подаркам родителей. Полное доверие со стороны взрослых и свободное пользование им.
Нередко зависть одноклассников, разрешаемые в его пользу конфликты, самонадеянность,
усиление стремления быть первым во что бы то ни стало.
Обнадеживающая «четверка». Поощрения со стороны родителей и надежда на большие
успехи:
«Сохрани
положение!»,
«Так
держать!»,
«Можешь
стать
отличником!».
Повышение
престижа
среди
одноклассников
(и,
соответственно,
родителей
среди
родственников, соседей и сослуживцев), расширение прав, усиление доверия и т. д. и т. п.;
но если «четверка» означает снижение успеваемости, следуют противоположные реакции.
Со стороны родителей – воздержание от похвалы и ласкового обращения, сужение прав и
лишение некоторых удовольствий, приостановление выполнения обещаний; со стороны
ребенка – переживание ущемленного престижа перед одноклассниками, членами семьи и
близкими людьми.
Равнодушная «тройка». Обычно родители не выражают ни радости, ни озлобления, может
быть
сожаление,
что
ребенок
упорно
не
желает
(или
не
может)
перешагнуть
через
«тройку», или же удовлетворение, что не оказался в «двоечниках». Без особых эмоций
воспринимается такая «тройка» и в классе. Картина немного меняется, если ученик
перешагнул
барьер
«отстающих»
и
вышел
в
«средние».
В
таких
случаях
радость
родителей перемешивается со страхом.
Угнетающая «двойка». Раздражение и гнев родителей, конфликты с учителями, скандалы
в семье. Полное лишение прав, установление жесткого контроля и усиление требований.
Угнетенное, напряженное положение ученика в семье и классе, уязвленное самолюбие,
суживание сферы общения с одноклассниками; насмешки товарищей, «проработки» на
собраниях, и как реакция – дерзость и озлобление. Резкое изменение отношений и в том
случае,
когда
из
«средних»
попал
в
«слабые».
Горькое
переживание
осложненного
положения в классе и семье, постоянное выслушивание нотаций от родителей, учителей и
«сильных»
одноклассников;
ложь,
чтобы
избежать
наказаний,
и
переживание
разоблачений.
- Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти
отметки
не
соответствуют
их
ожиданиям,
затрудняют
формирование
адекватной
положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в
себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько
реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в
получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении
определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей
в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в
учебе.
Источники информации:
1.
Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках / Ш. А.
Амонашвили — «Свет», 2012 — (Школа жизни)
2.
Барто А.Л. Собрание сочинений в 4 т. М.: Художественная литература, 1981г.
3.
Дереклеева
Н.И.
Родительские
собрания.
Начальная
школа.
1-4
классы.
М.:
«ВАКО», 2004, 252 с. – (Педагогика. Психология. Управление)