Автор: Рожко Светлана Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ ЗАТО г. Островной"
Населённый пункт: Мурманская обл, г Островной
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«
Профессиональная культура педагога
дополнительного образования»
Методист:
Рожко Светлана Владимировна
г. Островной
2021 г.
2
Педагог, лишь до тех пор способен на
самом деле воспитывать и образовывать,
пока сам работает над своим
собственным образованием и воспитание
А. Дистервег
ВВЕДЕНИЕ
Культура (лат. cultura,
от
colo,
colere –
возделывание,
позднее –
воспитание,
образование,
развитие,
почитание)
–
понятие,
имеющее
огромное
количество
значений
в
различных
областях
человеческой
жизнедеятельности.
Культура
является
предметом
изучения
философии,
культурологии, истории,
искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии,
психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её
самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого
самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом
навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой
субъективности
и
объективности
(характера,
компетентностей,
навыков,
умений и знаний).
Культура
представляет
собой
совокупность
устойчивых
форм
человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а
значит – существовать.
Главное культурное качество человека – это его универсальность.
Однако общая культура – это не просто универсальность и разносторонность
человека.
Чтобы
дать
определение
истинно
культурного
человека,
чаще
употребляют такие понятия, как «духовность» и «интеллигентность».
Духовность –
характеристика
качеств
человека,
сознания
и
самосознания личности, которая отражает единство и гармонию внутреннего
мира, умение преодолевать себя и быть в гармонии с окружающим нас
миром. Духовность характеризуется не только образованностью, широкими и
3
глубокими
культурными
требованиями,
но
и
включает
в
себя
непрекращающийся духовный труд, понимание мира и себя в нем, тягу к
улучшению себя, перестройке своего внутреннего мира, расширению своего
кругозора.
Считается,
что
совершенно
бездуховных
людей
нет
и
духовность
может быть в прямой связи со способностями и умственными способностями
человека.
Совершенно
бездуховным
может
оказаться
талантливейшая
личность, в то время как человек со средними показателями может обладать
большой духовностью.
Интеллигентность –
это
качество
культурного
человека.
Оно
не
заключается
в
приобретении
высшего
образования
и
умственной
специальности. Интеллигентность заключается не только в познаниях, но и в
умении
понимать
и
принимать
индивидуальность
другого
человека.
Интеллигентность
выражается
в
тысяче
тонкостей:
в
умении
вежливо
спорить,
неприметно
помогать
другим,
восхищаться
всеми
красками
природы,
в
своих
собственных
культурных
достижениях.
Истинно
интеллигентный человек должен полностью нести ответственность за свои
слова и поступки, уметь ставить перед собой жизненные цели и достигать
их. Все эти понятия должна включать в себя и культура истинного педагога.
Носителями
профессионально-педагогической
культуры
являются
люди, призванные осуществлять педагогический труд.
Выделение профессиональной культуры, как одного из свойств группы
людей, относящихся к одной профессии, является результатом разделения
труда, которое приводит к обособлению видов специальной деятельности.
Профессиональная деятельность как социально-культурное явление
обладает сложной структурой, включающей цель, задачи, предмет, средства,
методы, результат.
Профессиональная культура – это определенная степень овладения
человеком приемами и способами решения профессиональных задач.
4
Профессиональная культура педагога – это комплекс требований к
профессиональным знаниям, умениям и навыкам,
- это определенные
уровни
теоретического
и
практического
опыта
работы,
- это степень
владения
приемами
и
способами
решения
профессиональных задач.
Профессиональную культуру педагогических работников, а именно ее
содержание с позиции требований нормативно – правых документов.
В
Нормативно
–
правовых
документах
в
области
образования
сформулированы
основные
требования
к
содержанию
педагогической
деятельности,
в
том
числе
«Профессиональный
стандарт
педагога
дополнительного образования детей и взрослых», содержит требования к
содержанию
и
качеству
труда,
к
уровню
квалификации
педагога
дополнительного образования детей, к условиям осуществления трудовой
деятельности, к практическому опыту, профессиональному образованию и
обучению.
Основная
цель
профессиональной
деятельности
педагога
дополнительного
образования,
формулировка
которой
дана
в
«Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей
и взрослых», состоит в: «Организации деятельности учащихся по усвоению
знаний, формированию умений и
компетенций; создание педагогических
условий
для
формирования
и
развития
творческих
способностей,
удовлетворения
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
укреплении
здоровья,
организации
свободного
времени,
профессиональной
ориентации;
обеспечение
достижения учащимися нормативно – установленных результатов освоения
дополнительных общеобразовательных программ».
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам–
обобщенная трудовая функция для нас является наиболее значимой, т.к. на ее
основе строится практически весь образовательно – воспитательный процесс.
5
Данная
функция
конкретизирована
следующими
трудовыми
функциями:
-
организация
деятельности
учащихся,
направленной
на
освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
(план
воспитательной
работы, который мы составляем вначале учебного года);
-
обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
учащихся,
осваивающих
дополнительную
общеобразовательную программу (план работы с родителями, анкетирование
в
конце
учебного
года,
т.к.
родители
и
учащиеся
являются
основными
заказчиками наших услуг);
-
педагогический
контроль
и
оценка
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы
(контроль
и
оценка
освоения
дополнительных
общеобразовательных
программ,
в
том
числе
в
рамках
установленных форм аттестации);
-
разработка программно
–
методического обеспечения реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
(разработка
системы
достижения
планируемых
результатов
освоения
дополнительных
общеобразовательных программ – разработка УМК, диагностики).
Суть
педагогической
профессии
определяется
не
только
совокупностью заданий и предъявляемых ими требований.
Профессиональную
культуру
педагога
нельзя
представлять
как
набор
компонентов.
Прежде
всего,
это
комплексная
характеристика,
в
которой
как
единое
целое
проявляется:
индивидуально
–
творческие
способности педагога, его культурный, социальный и педагогический опыт.
Сегодня мы с полным правом можем констатировать – учреждения
дополнительного
образования
–
культурная
модель
образовательного
учреждения, объединяющего детей, родителей, педагогов, администрацию. В
учреждении дополнительного образования создана своя система направлений
6
деятельности, которая особым образом влияет на образование детей, их
интересы, мышление.
Дополнительное
образование
не
является
обязательным,
необязательность проявляется в добровольности.
Добровольность характеризуется:
- правом свободного выбора ребенком вида деятельности;
- и характером взаимоотношений педагога и ребенка.
Взаимоотношения педагога и детей в дополнительном образовании –
это
особый
вид
личностных
отношений,
демократичный
по
сути,
эти
взаимоотношения зависят от качеств, индивидуальных особенностей детей в
той же степени, как и от личности педагога.
Согласно
требованиям
«Профессионального
стандарта
педагога
дополнительного образования детей и взрослых» – педагог дополнительного
образования
детей
проявляет
необходимые
умения
в:
«установлении
педагогически
целесообразных
взаимоотношений
с
учащимися,
создает
педагогические
условия
для
формирования
на
учебных
занятиях
психологического климата, использует различные средства педагогической
поддержки
учащихся»,
а
также
применяет
«методы,
приемы
и
способы
формирования
благоприятного
психологического
климата
и
обеспечения
условий для сотрудничества учащихся».
В
учреждении
дополнительного
образования
нет
строго
регламентированных образовательных стандартов. Результат обучения –
это
прежде
всего
заслуга
педагога.
Миссия
педагога
дополнительного
образования состоит в умении пройти с ребенком индивидуальный путь
познания и образования, это определенный путь поддержки каждого ребенка.
И эта поддержка проявляется в достижении такого качества совместной
деятельности с детьми, которая обеспечивает возможность для их ценностно
значимых личностных проявлений и обогащение их личного опыта жизненно
необходимым содержанием. Создание ситуации успеха для каждого ребенка
7
является основой образовательно – воспитательного процесса в учреждении
дополнительного образования.
Для
ребенка
должны
быть
созданы
такие
условия,
которые
бы
способствовали
раскрытию
его
индивидуальности,
его
лучших
личных
качеств.
Ребенок,
усвоив
знания,
получив
определенные
навыки,
смог
реализовать себя в социуме, в своей повседневной жизни, а возможно это
повлияет и на выбор будущей профессии.
Не
является
секретом
тот
факт,
что
на
учебные
занятия
ребенок
приходит по доброй воле, и, тот заветный «золотой ключик», который найдет
педагог к ребенку, примет его таким, каким ребенок по своей сути является,
и есть залог успеха совместной деятельности.
В
этом
особо
ярко
проявляются
индивидуально
–
творческие
способности
педагога
дополнительного
образования,
которые
в
педагогической
литературе
рассматриваются
как
единство
интуиции
и
знаний,
авторитетного
руководства,
способности
преодолевать
педагогические трудности и обладать даром чувствовать состояние детской
души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний
мир которого нежен и хрупок. Мастерство педагога заключается также в
человеческой мудрости, творческой смелости, способности к аналитической
деятельности,
фантазии
и
воображения.
Педагог
дополнительного
образования,
как
показывает
практика,
не
ограничивается
достигнутым
результатом, старается выйти за пределы достигнутого в рамках усвоения
дополнительной общеобразовательной программы.
Какие
бы
задачи
не
стояли
перед
педагогом,
он
всегда
является
организатором
коллективной
и
индивидуальной
деятельности
детей
(досуговые
и
воспитательные
мероприятия,
индивидуальный
подход
в
обучении, индивидуальный образовательный маршрут как способ поддержки
одаренного ребенка или ребенка с ограниченными возможностями), педагог
дополнительного образования также является мастером убеждения, мастером
передачи знаний и формирования опыта деятельности, мастером владения
8
педагогической техники. Педагогическая техника рассматривается как один
из
ведущих
компонентов
педагогической
деятельности.
Педагогическая
техника
может
быть
представлена
следующими
умениями:
выбором
правильного
тона
и
стиля
в
обращении
с
учащимися,
управлением
их
внимания,
чувством
темпа,
владение
словом,
дикцией,
образной
речью,
техникой интонирования, выражения различных эмоций, управление своим
психоэмоциональным состоянием. Термин «педагогическая техника» ввел
А.С. Макаренко. Он рассматривал ее как основу воспитания. А.С. Макаренко
говорил, что воспитанники воспринимают душу и мысли педагога не потому,
что знают, что у него в душе, а потому, что видят, и слушают его.
Специфика
педагогической
деятельности
в
большей
степени
еще
состоит и в том, что в основе этой деятельности – воспитание Человека. Это
особая ответственность, которая возлагается на педагога.
«Если золотых дел мастер портит золото, золото можно перелить. Если
портятся драгоценные камни, они идут на брак, но самый большой брильянт
не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек.
Порча человека есть огромное преступление или огромная без вины вина.
Над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши, что ты
хочешь
сделать
из
него»
–
эта
цитата,
взята
из
выступления
А.В.
Луначарского
на
совещании
воспитателей-общественников
в
1928г.,
актуально звучит и в наше время.
Поэтому с полным правом надо говорить и том, что результат обучения
и воспитания, ибо эти понятия тесно взаимосвязаны, зависит, прежде всего,
от
личности
педагога,
от
его
человеческих
качеств.
Педагогическая
деятельность в большей степени окрашена личностно и поэтому личностные
качества
педагога
играют
значительную
роль
в
достижении
профессионального успеха.
Личный профессиональный успех педагога зависит во многом и от
понимания
ним
тех
задач,
которые
стоят
перед
педагогическим
коллективом и образовательным учреждением в целом.
9
В
своей
деятельности
педагоги
взаимодействуют
и
с
членами
педагогического
коллектива,
родителями
учащихся,
иными
заинтересованными
лицами,
организациями.
Соблюдение
правил
норм
человеческого
поведения
и
общения
способствует
формированию
позитивного имиджа учреждения.
Основу
профессиональной
культуры
составляют
не
только
профессиональные
знания
и
умения,
но
и
общечеловеческие
ценности.
Выдающийся
ученый
Д.С.
Лихачев
считал,
что
интеллигентность,
как
характерная черта культурного человека, не сводится к получению высшего
образования и интеллигентной профессии: «Интеллигентность не только в
знаниях, а в способности понимать другого человека. Она проявляется в
тысяче и тысяче мелочей…».
Основу этого понимания составляет профессиональное и человеческое
общение.
Личные качества, необходимые ПДО
быть доброжелательным и чутким;
разбираться
в
особенностях
психологии
детей,
чувствовать
их
потребности и интересы;
иметь широкий круг интересов и умений;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей,
связанных с обучением одаренных детей и детей с ОВЗ;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без сарказма);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и
постоянному самосовершенствованию;
иметь
творческое,
возможно
нетрадиционное,
личное
мировоззрение.
Профессиональные
качества,
необходимые
педагогу
ДО,
проявляются в умении:
10
строить обучение в соответствии с результатами диагностического
обследования учащихся;
работать по специальному учебному плану;
стимулировать творческие способности учащихся;
модифицировать образовательные программы;
консультировать учащихся.
Педагог
ДО
выступает
главным
субъектом-организатором
ДО
способным на:
самооценку;
самопознание;
самоопределение;
саморегуляцию;
саморазвитие;
самоутверждение и проявляющийответственность, активность.
Педагогу ДО необходимо владеть:
Знанием психолого-педагогических основ теории творчества;
Знанием современных методик исследования, умением проводить
творческийанализ
литературы,
организовать
и
осуществить
собственный
эксперимент,обобщить и оценить его результаты;
Умение анализировать учебную и воспитательную работу с детьми;
Умением находить в ней свои оригинальные подходы, обосновано и
компетентно вносить усовершенствования в уже имеющуюся технологию,
формы, методы, средства обучения и воспитания детей;
Умение
управлять
своим
психическим
состоянием,
находить
оптимальныерешения,
рационально
использовать
индивидуальный
стиль,
эрудицию,
воображение, импровизацию;
11
Умение
видеть
в
ребенке
творческое
начало,
оригинальность
видение мира,его интересы, особенности и увлечения, тактично направлять
их творческое
развитие.
Педагогическая деятельность
Педагогическоеискусство
–
это
совершенное
владениипедагогом
всей
совокупностипсихолого-педагогическихзнаний,
умений
и
навыков,соединенных
спрофессиональнойувлеченностью,
развитымпедагогическим мышлениеми интуицией
Творчество
педагогапредставляется
как
высшаяформа
активной
деятельности
педагога
попреобразованию«педагогической»действительности,
в
центрекоторой
стоит ребенок(ученик, воспитанник).
Показатели педагогического творчества:
•
Систематическое
переосмысление
своей
деятельности
в
свете
научных теоретикопедагогических знаний
•
Создание
своеобразных
и
эффективных
путей
решения
профессионально
творческих
задач,
способствующих
выработке
самостоятельной
профессиональной
позиции
в
конкретный
момент
деятельности.
Компоненты творчества педагога ДО
• Содержательные элементы личности педагога, продукты отражения
педагогической действительности в чувствах, сознании, памяти результатах
творческих
сил
и
возможностей
педагога.
Знания
мировоззрение
педагогическая
культура
(мышление
и
самосознание)
педагогическая
техника самостоятельная профессиональная позиция.
Самостоятельная профессиональная позиция ПДО:
Мастерство.
Профессионализм.
12
Подвижничество.
Творческий потенциал ПДО
•
Это
своеобразная
характеристика
степени
его
готовности
к
профессионально-творческой
деятельности
в
условиях
непрерывных
педагогических инноваций в образовании.
Уровни развития творческого потенциала ПДО (Щетинская А.И.)
Очень высокий уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
• Педагог включен в коллективную инновационную деятельность по
решению творческих задач и проблем
Очень низкий уровень
•
Периодически
прослеживается
стремление
к
изучению
и
фрагментарному применению передового опыта.
• Включен в инновационную деятельность стратегически важных для
коллектива.
•
Самостоятельно
организует
собственные
дидактические
и
педагогические эксперименты.
•
Педагог
способен
к
разработке
авторской
концепции
и
ее
эффективному применению и распространению.
Творческий потенциал педагога проявляется через:
Высокий
уровень
мотивации
к
творческой
инновационной
деятельности;
Рост профессиональной компетентности;
Методологическую культуру педагогического мастерства;
Степень включенности в инновационную деятельность;
Конкурентоспособность на рынке образовательных услуг
Степень
развития
творческого
потенциала
педагога
зависит
от
следующих факторов и условий
13
От актуализации приоритетных педагогических проблем для отдельно
взятого УДО, которые были бы актуальны для конкретного педагога;
От
степени
интегрированности,
вовлеченности
педагога
в
коллективную инновационную деятельность;
От
стремления
и
способности
педагога
к
самообразованию,
саморазвитию, самосовершенствованию;
От
степени
вовлеченности
педагога
в
методическую
деятельность
(работу
методических
объединений,
экспериментальных
площадках, семинарах, конференциях и т.п.)
Умения ПДО создавать «Ситуацию успеха» для ребенка
Помочь
ребенку
раскрыть
его
способности,
нацелить
на
личное
саморазвитие.
Перевести
педагогическую
цель
в
личную
цель
для
ребенка, заинтересовать его.
Создать
педагогическую
поддержку
каждому
ребенку
на
общечеловеческом и профессиональном уровне.
Определить
этапы
совместной
деятельности
педагога
и
ребенка
и продиагностировать каждый из них.
Работать
в
поисковом
режиме
и
стремиться
к
его
совершенствованию.
Профессиональная культура ПДО базируется на знаниях:
• Закономерностей педагогики как науки;
• Возрастной психологии и физиологии;
• Основ гигиены и медицины;
• Этики и эстетики;
• Практической экономики и экологии;
• Социологии и философии образования.
Профессиональная культура педагога
Интегрирует
общую
и
специальную
культуру
личности
человека
представляет
непрерывный
процесс,
протекающий
в
системе
14
педагогического
последипломного
образования
в
традиционных
и
инновационных формах.
Педагогическая
культура
педагога
профессионального
обучения
представляет собой систематизирующее, сквозное, интегральное качество
личности,
которое
отражает
степень
стремления
педагога
в
достижении
самостоятельно
определенных
личностных
показателей
в
разнообразных
вилах профессионально-педагогической деятельности и общения.
Педагогическая
культура
–
это
гарант
сохранения
контингента
профессионально-педагогических работников, так как она способствует их
саморегуляции
в
разнообразных
видах
профессиональнопедагогической
деятельности,
направленных
на
освоение,
передачу
и
создание
педагогических
ценностей,
форм,
методов
и
средств
теоретического
и
производственного (практического) обучения.