Автор: Зноева Лилия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №31
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Статья
Актуальность использования игровых форм обучения на
уроках английского языка
Сегодня трудно представить себе взрослого человека, который не стремился
бы выучить английский язык. И знание его современному образованному
человеку, действительно, необходимо.
Бывает, столкнувшись с трудностями, вызванными незнанием английского
языка в аэропорту или на отдыхе заграницей, мы начинаем суматошно искать
курсы и новомодные тренинги, которые обещают за фантастически короткое
время и большие деньги научить нас общаться на английском языке,
которым мы не смогли овладеть за 10 лет учебы в школе. И тогда, мы
начинаем корить себя, за то, что не уделяли достаточно внимания данному
предмету в школе. А почему? Причины, конечно же, у всех разные, но часто
можно услышать такие ответы: “Было неинтересно на уроках”, “Я ничего не
понимал”.
Да, в наши дни, детям дается уникальная возможность бесплатно выучить
иностранный язык (и даже не один!) и поэтому обидно, что не все
овладевают им из-за того, что уроки скучны и монотонны. Поэтому, задача
учителей дать учащимся не только определённые знания, но развить у них
интерес к данному предмету, научить учиться. А для этого процесс обучения
должен быть интересным и увлекательным.
Не секрет, что основной формой организации образовательного процесса
является урок, а качество обучения – это прежде всего качество урока,
поэтому мы должны использовать различные активные формы обучения,
которые сделают урок богаче, ярче и образнее. Эмоциональное воздействие,
которое достигается с помощью разнообразных активных форм обучения,
способствует лучшему запоминанию материала, повышает интерес к
предмету, обеспечивает прочность знаний и мотивирует учащихся к
изучению языка.
В начальной школе и в 5-6классах, согласно возрастным и психологическим
особенностям учащихся одной из наиболее эффективных форм обучения
является игра. В этом возрасте дети очень эмоциональны и подвижны и,
возможно, именно поэтому использование дидактических игр остается очень
действенным методом для развития и совершенствования познавательных,
умственных и творческих способностей детей. Игровые ситуации повышают
интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более
эффективным.
Так же игра является одним из основных способов преодоления языкового
барьера, т.к. идет непрерывное общение на английском языке, а так же
помогает закреплять пройденный материал.
Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку
значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее
детям. Она является действенным инструментом преподавания, который
позволяет сделать уроки привлекательными и интересными, заставляет
учащихся волноваться и переживать. Она является хорошим средством
активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития
навыков устной речи, что способствует формированию и развитию
коммуникативной компетенции учащихся, а также обостряет мыслительную
деятельность учащихся.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
. созданию психологической готовности детей к речевому общению;
· обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими
языкового материала;
· тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является
подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи,
например, воспитание терпения и терпимости, в групповой работе – развитие
умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников,
приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение
добиваться поставленной цели.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию
учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1.
в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
2.
как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
3.
на любом этапе урока для введения лексики, объяснения грамматики, на
этапах закрепления, тренировки, контроля;
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в
явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования
учащихся к учебной деятельности.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,
планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых
личность полностью реализует себя как субъект.
Значение игры в школьном возрасте огромно. Феномен игры состоит в том,
что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение и в
творчество.
И что безусловно выигрышно, что даже слабый ученик с удовольствием
принимает участие в таких играх, т.к. в игре все равны. Такой ученик может
проявить находчивость и сообразительность, а чувство равенства, атмосфера
увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это даст ему
возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять
в речи слова чужого языка, снизится боязнь ошибок, и это благотворно
скажется на результатах его обучения. Таким образом, он незаметно усвоит
языковой материал, а вместе с этим у него возникает чувство
удовлетворения, и он сможет уже говорить наравне со всеми.
И, конечно же, в наш век компьютерных технологий, когда учащиеся с
раннего возраста уже имеют навыки общения с компьютером, использование
образовательных компьютерных игр не стоит недооценивать. Существует
огромное количество обучающих игр, которые рассчитаны на школьников
разного возраста и уровня владения иностранным языком. И поэтому, если
школа имеет хорошую компьютерную базу, это огромный бонус для
учителей, который им не следует игнорировать.