Автор: Григорьева Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №107
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через проектную деятельность "Страна профессий"
Раздел: дошкольное образование
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через проектную
деятельность «Страна профессий»
В трудах педагогов прошлого, и в современной научной литературе
данная проблема рассматривается многоаспектно, определены различные
пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых.
Ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в
дошкольном возрасте.
Чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и
систематизировать профориентационную работу, нами был разработан
педагогический проект «Страна профессий».
Основными целями и задачами нашего проекта являлись:
- ознакомление детей с ближайшим окружением;
- обогащение лексического запаса детей профессиональной
терминологией профессий.
В проект вошли различные виды детской деятельности:
- игровая: сюжетно-ролевая игра, дидактические игры;
- коммуникативная: общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
- изобразительная – рисование.
- экскуриссии виртуальные и реальные,
А также работа с родителями.
Свой проект начали с ознакомления воспитанников с
ближайшим
окружением
нашего
микрорайона
«Инорс».
В ходе реализации проекта знакомили детей с достопримечательностями
микрорайона Теплое озеро,
Детский дом творчества
«Содружество»,
Музыкальная школа №5, Торгово – развлекательный комплекс «Акварин»,
спортивный комплекс им. Гастелло, предприятия ТЭЦ-2 и УМПО.
УМПО – является градообразующим предприятием города, у которого
очень богатая и интересная история. Поэтому мы посчитали необходимым
познакомить детей и собрали информацию совместно с родителями о заводе,
и сделали альбом об истории предприятия из фотографий разных лет.
Познакомили детей с директором Уфимского Моторостроительного Завода -.
человек –легенда - Ферин Михаил Алексеевич, который оставил заметный
след в истории объединения. В честь М. А. Ферина по улице Сельская
Богородская изобразили его портрет граффити.
В нашем микрорайоне также есть улица, посвященная Герою
Советского Союза Георгию Устиновичу Мушникову, который был в годы
ВОВ командиром
штурмового авиационного полка. За боевые подвиги
старшему лейтенанту Мушникову Георгию Иустиновичу было присвоено
звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали
«Золотая Звезда».
Для развития интереса у детей к знаниям о различных профессиях мы
организовывали виртуальные экскурсии, в ходе которых дети узнали какие
профессии существуют на производстве, таких как литейщик, сборщик,
электромонтёр,
инженер,
токарь,
кузнец,
металлург
и
др.
Во время экскурсий происходит процесс познания, ребенок узнает, как
работают люди, как полезны результаты этого труда для людей.
В работу проекта были вовлечены родители. Мы провели опрос и
анкетирование по профессиям, кто где трудится. Выяснили,
что среди
родителей есть семейные династии на УМПО. Затем собрали фото, рассказы
родителей и их родственников, и оформили альбом «История моей семьи».
В ряде бесед «Кем я хочу стать, когда вырасту?», дети смогли
высказать свои мечты о своей будущей профессии и объяснить свой выбор.
Например, беседа «Опасности в профессиях» способствовали развитию у
наших детей таких нравственных качеств, как мужество, стойкость,
взаимопомощь тех людей, которые выбрали себе профессию.
В совместной деятельности мы с детьми знакомились с пословицами и
поговорками о труде, потому что они учат быть трудолюбивыми,
ответственными.
Расширить интерес к профессиям помогли альбомы, созданные вместе
с родителями и детьми по темам «Мой любимый город», «Улицы в жилом
районе
Инорс», «Дворец культуры имени М. Калинина», «Всегда на
высоте».
Нами была проведена большая работа по формированию лексического
запаса речи и ознакомлению детей с новой профессиональной терминологией
современных профессий. Дети рассказывали о профессиях своих родителей,
желая
продолжать
профессиональную
династию.
Свои знания о профессиях, полученных на занятиях, экскурсиях, дети
реализовывали в сюжетно - ролевых играх, используя коммуникативные
навыки.
Ребята использовании полученные знания современных терминов в
игровой деятельности, проявляли свою эрудицию в викторине «Все
профессии важны» (отгадывание загадок по теме «Профессии»).
Реализация проекта была бы не возможна без взаимодействия с
родителями, непосредственное вовлечение их в образовательную
деятельность.
Работа по ранней профориентации детей много дала для всех участников
проекта. Прежде всего детям: представление о разных профессиях о
трудовых действиях, совершаемых людьми в своей профессии, о материалах,
необходимых для работы в той или иной профессии;
Продукты проектной деятельности:
- выставки рисунков «Все профессии важны», «Моя будущая профессия»,
«Военные самолеты»;
- «Атлас профессий»;
- фотоальбомы «Профессии моей семьи», «Профессии нашего города»;
- создание «Семейного древа профессий».
Работа над проектом актуальна. Она дала возможность всем педагогам
реализовать профессиональные качества, обогатила нас знаниями.
Время всегда идёт вперёд, оно нас вдохновляет новыми идеями.
Поэтому мы обязательно будем продолжать работу в данном направлении.