Напоминание

"Космические просторы"


Автор: Зинаида Борисовна Голыгина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №92
Населённый пункт: г. Рыбинск (Ярославская обл.)
Наименование материала: практико-ориентированный проект для детей старшего возраста
Тема: "Космические просторы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«Космические просторы» для старшей группы

Тип: обучающий – игровой

Вид: творческий-игровой.

Продолжительность: краткосрочный

Участники

проекта: воспитатели

старшей

группы,

дети,

родители,

музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопеды.

Основания для разработки проекта:

Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах.

Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до

глубин Вселенной.

Цель: формирование у детей

старшего

дошкольного

возраста

представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах,

освоении космоса людьми.

Задачи:

- способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе;

- развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;

воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу,

гордость за людей данной профессии, к своей Родине;

- обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать

дружеские взаимоотношения;

- воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре,

- привлечь родителей к совместной деятельности

Ожидаемые результаты:

- получение знаний и

представлений о космическом пространстве,

солнечной системе и ее планетах, подготовке и работе космонавтов;

-

развитие

коммуникативных

навыков

(ролевое

общение,

диалог,

комментирование игровых действий и действий партнера) ;

- умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой

сюжет.

Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных

условий,

при

использовании

различных

форм,

методов

работы

и

заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно

овладевают

элементарными

знаниями,

в

результате

чего

происходит

формирование

представлений

об

окружающем

мире,

который

является

источником познания и умственного развития детей.

Актуальность проекта: интерес к Космосу пробуждается у человека

весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат

воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это

одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство,

как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к

неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка,

помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем,

что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный

поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным

и

мотивационным.

Работа

над

проектом

носит

комплексный

характер,

пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной

жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания

детей

останутся

путанными,

отрывочными,

неполными,

оторванными

от

современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность

детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе

данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к

открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша

задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к

интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на

развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности,

воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов –

первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных

отношений и т.д.).

Этапы реализации проекта

1

Этап - подготовительный

1.

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

2.

Информация родителей о предстоящей деятельности.

3.

Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов,

атрибутов.

2 этап - реализации

1.

Художественно-продуктивная деятельность:

Лепка («Астероиды и кометы»), рисование («Ракета»), конструирование

(«Космические корабли»).

2.

Рассматривание изображение планет, созвездий, макета солнечной

системы, энциклопедии, атласов звёздного неба.

3.

Работа с родителями по заданной теме.

4.

Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр,

индивидуальной и групповой работы.

5.

Чтение художественной литературы.

3 этап - заключительный

1.

Физкультурное занятие «Центр подготовки космонавтов».

2.

Спортивный праздник «Путешествие на Марс».

3.

Участие в викторине «Космос».

4.

Организация выставки «Космические макеты».

5.

Участие в международном конкурсе «Эра космических фантазий».

Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.

2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».

3.

Подобрать

сказки,

стихи,

загадки

о

космосе,

ракете,

звёздах,

музыку.

4. Подготовить

трафареты,

лабиринты,

раскраски

в

соответствии

с возрастом.

Содержание проекта.

Беседы с использованием презентаций.

1.

Беседа

«Космос» – формировать представления о космических

достижениях,

первых

космонавтах:

развивать

любознательность,

умение

анализировать полученную информацию; расширять и уточнять словарный запас

детей.

2.

Беседа «Необъятный космос». Цель: вызвать интерес к космическому

пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта,

воспитывать

уважение

к

профессии,

развивать

воображение,

фантазию,

познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития

русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом

был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.

3.

Беседа «Что едят космонавты?» Цель: расширять кругозор;

познакомить детей с космическими продуктами.

4.

Рассказы о том, что Земля – шар, она вращается вокруг Солнца, а

Луна – вокруг Земли, что есть другие планеты, об освоении космоса и

использовании спутников для хозяйственной деятельности человека.

5.

Беседа «Семья планет».

Цель: расширять представления детей о

планетах солнечной системы.

НОД

1.

Познавательное

– «Этот загадочный космос». Цель: познакомить с

символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству, расширить

представление о профессии космонавта, развивать воображение, фантазию.

2.

Ознакомление с окружающим – «День космонавтики». Цель: закреплять

знания о том, что 12 апреля – День космонавтики, первым космонавтом был

гражданином России – Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полёт человека в

космос – это плод труда многих людей: учёных – конструкторов, механиков,

врачей и др.

3.

Конструирование

«Космические

корабли».

Цель:

познакомить

с

назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях.

4.

Рисование – «Ракета в космосе». Цель: рассказать о первом человеке,

полетевшем в космос, Юрии Гагарине, учить рисовать восковыми мелками

ракету.

5.

Лепка – «Звёзды и кометы». Цель: учить детей лепить звёзды и кометы

разными способами.

Подвижные

игры:

«Ждут

нас

быстрые

ракеты»,

«Невесомость»,

«Космическая Эстафета», «Солнце-чемпион», «Ракетодром», «Космонавты»,

«Школа космонавтов», «Ракеты», «Мы одна команда», «Звезды и ракета».

Сюжетно-ролевые игры:

1.

«Подготовка к полёту» - закреплять умение устанавливать контакты и

поддерживать их в совместной игре.

2.

«Космическое путешествие». Цель: создать условия для обогащения

детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; побуждать к

развертыванию сюжета данной игры.

3.

«Космические спасатели» - формировать умение детей придумывать

сюжет для игры, самостоятельно распределять роли, поощрять дружеские

взаимоотношения.

4.

«Строители космодрома» - помочь с развитием сюжета.

5.

«Космический корабль» - применять в игре полифункциональный

материал, предметы-заместители.

6.

«Космические просторы» - учить придумывать сюжет.

Дидактические игры:

– «Завтрак космонавта»;

– «Подбери правильную одежду для космонавта»;

– «Собери ракету по частям»;

– «Назови планеты»;

– «Кто быстрее соберёт звёзды»;

– «Глухой телефон»;

– «Выложи ракету»;

– «Восстанови порядок в солнечной системе»

– «Найди лишнее»

– «Подбери созвездие».

– «Найди недостающую ракету»

– «Добавь словечко»

– «Куда летят ракеты»

Пальчиковые игры:

1.

Пальчиковая гимнастика «Луноход» (Пальчиками перебирать по

поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок").

2.

Пальчиковая гимнастика «Солнце» (Две соединенные перекрестно

друг с другом ладони с разведенными в стороны пальцами).

3.

Пальчиковая

гимнастика:

«Космос»

-

(учить

детей

правильно

соотносить слова с движениями, развивать память, артикулярный аппарат).

Чтение художественной литературы

Цель:

знакомить

детей

с

литературой

о

космосе;

воспитывать

познавательную активность.

– К.А. Порцевский «Моя первая книга о космосе»;

– Е.П. Левитан «Звёздные сказки»;

– Е. Ульева «Космос»;

– К. Булычёв «Тайна третьей планеты»;

– Торбен Кульманн Армстронг «Невероятные путешествия мышонка на

Луну».

Рассматривание

изображения планет, созвездий, иллюстраций книг,

энциклопедий: «Планеты солнечной системы», «Атлас звёздного неба», «Мой

первый атлас – Космос».

Музыкальное воспитание

1.

Прослушивание записей «Космическая симфония»;

2.

Разучивание песни «Космонавтом смелым»;

3.

Разучивание танца «Маленькие звёзды».

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе);

- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»);

- выкладывание картинок из счетных палочек;

- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”.

Итог:

1.

Выставка «Космические макеты», организованная в детском саду;

2.

Оформление тематического уголка в группе «Космические просторы»;

3.

Изготовление

книги-сказок

о

космосе

с

детскими

рассказами

и

рисунками;

4.

Участие в международном конкурсе «Эра космических фантазий».

Приложение 1

Подвижные игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук

меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей

много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают

разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые

интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и

игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно

дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок,

простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе

которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под

музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной

последовательности относительно солнца, которое изображает один из

дошкольников.

Приложение 2

Дидактические игры:

Игра "Завтрак космонавта".

1-й вариант. Две команды по 4-5 человек. По пути стоят конусы, через которые

нужно проходить, в конце пути стоит стол. На столе стоит пакетик (0,5 л) с соком

или компотом. Каждому участнику выдается трубочка для коктейля. По сигналу

первый участник команды бежит между конусов к столу, где стоит пакетик,

выпивает немного (!) сока через трубочку, затем бежит обратно, передавая

эстафету следующему участнику. Участники бегают к столу, пока в пакетике не

закончится сок. Побеждает команда, у которой пакетик быстрее станет пустым,

но при этом каждый участник команды смог выпить сока хотя бы по разу.

2-й вариант. Три- четыре участника. У каждого - пакетик с соком (0,2) и трубочка.

Кто быстрее выпьет сок через трубочку?

Дидактическая игра «Подбери одежду для космонавта»

-Ребята, чтобы нам отправится в полет, нужна специальная одежда, иначе у нас

ничего не получится. Сейчас я буду

вам показывать одежду, а вы будете выбирать, что подойдет для космонавта.

Показ слайда.

(Шлем, скафандр, специальную обувь).

-Теперь мы космонавты у нас есть специальная одежда, и мы готовы лететь в

космос.

-А теперь отправляемся в космос.

«Назови планеты»

Дети берут карточку с изображением планеты, выкладывают ее на стол. Затем

ищут такую же планету – кладут сверху на карточку, затем ищут названия

планеты – сравнивая надпись на карточке и надписи, которые предложены детям.

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной

системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и

ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и

берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место

в системе. В заключении, назвать каждую

планету.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

«Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя.

Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Подбери созвездие».

Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.

«Добавь словечко»

Главным правилом у нас

Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать?

Должен много-много (знать).

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных звездолёт

Может взять с собой (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на (орбиту).

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь,

Глянь – на небе он теперь!

Ясной ночью светится –

Большая …(Медведица).

А медведица – с ребенком,

Добрым, славным медвежонком.

Рядом с мамой светится

Малая … (Медведица).

Планета с багровым отливом.

В раскрасе военном, хвастливом.

Словно розовый атлас,

Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

«Найди недостающую ракету»

Нужно детям найти и вставить ракету.

«Куда летят ракеты»

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.



В раздел образования