Автор: Перевалова Елизавета Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: Статья
Тема: Создание благоприятного микроклимата в группе детей детского сада
Раздел: дошкольное образование
Создание благоприятного микроклимата
в группе детей детского сада
Автор: Перевалова Елизавета Эдуардовна
воспитатель МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его
эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от
способности воспитателя
создать
в
группе благоприятный
социально-психологический
климат. Замечено, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое
внимание
налаживанию
положительных взаимоотношений
между
детьми
и
созданию благоприятной
эмоциональной
атмосферы,
малыши
жизнерадостны,
мало
ссорятся, умеют играть рядом.
Благоприятный
микроклимат
способствует
объединению
детей,
закладывает
традиции
межличностных
взаимоотношений
в
детском
коллективе.
Эмоции
играют
немаловажную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного
поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы
ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести
только под руководством взрослого.
Какие рекомендации можно дать педагогам для улучшения микроклимата в группе?
Для начала педагог должен установить личный контакт с каждым ребенком в группе:
обращаться по имени;
занимать позицию на уровне глаз ребёнка (он на стуле, вы на стуле...);
использовать тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите
ребенка по голове или кладёте руку на его голову, это вызывает у отдельных детей
отрицательные реакции, а иногда и стрессовые состояния).
Далее необходимо постараться выслушивать детей до конца, если у вас даже мало
времени. Стремиться не перебивать ребёнка. Проанализируйте своё поведение.
Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
Не возникает ли желание его перебить?
Не ловите ли вы себя на мысли, что то, о чём говорит ребенок, это неважно, пустяки?
Проследите, не ведёте ли вы во время высказываний ребёнка внутреннюю полемику
с ним, выражая это в мимике и жестах.
1.
Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности.
Проанализируйте собственную речь:
исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на
детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
обратите
внимание
на
интонирование,
помните,
что
верно
расставленные
интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий
психологический микроклимат;
постарайтесь избавиться от слов-паразитов («ну», «значит», «в общем» и т.д.).
2.
Помните,
что
ребёнок
дошкольного
возраста
является
существом
невербальным,
поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения.
Старайтесь
использовать
такой
неречевой
приём
взаимодействия
с
детьми,
как
«демонстрация
расположенности»:
спокойное
внимание,
улыбка,
контакт
глаз,
ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
3.
Организуя
общение
с
детьми,
стремитесь
понять
их
настроение.
Развивайте
педагогическую
наблюдательность.
Понаблюдайте:
в
каком
настроении
пришёл
ребёнок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своём эмоциональном настроении,
чувствах?
4.
Чаще
улыбайтесь
детям
в
процессе
взаимодействия
с
ними,
это
способствует
благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
как часто вы улыбаетесь детям;
способны ли вы смеяться вместе с детьми;
как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
5.
Учитесь видеть себя со стороны:
чаще анализируйте собственную деятельность;
стремитесь ставить себя на место ребёнка;
развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
6.
Общаясь
с
детьми,
используйте
такие
приёмы
педагогического
воздействия,
как
внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
ясно и понятно излагать доводы детям;
проявлять выдержку и терпение.
Применяя
внушающее
наставление,
нам
необходимо
говорить
в
максимально
повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребёнку.
7.
Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните,
что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.
8.
Выбирайте
правильную
тактику
поведения
в
общении
с
детьми,
разрешая
конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться
на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребёнок, а не
личность
его.
Покажите,
что
вы
недовольны
поступком,
но
сами
положительно
относитесь к ребёнку.
Избегайте следующих приёмов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
требований («Не мешайте», «Перестаньте ссориться»);
наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
нотаций («Сколько раз тебе можно повторять?»);
оценки, которые несут в себе характер иронии («Ну я так и знала, что это сделал опять
Петров»);
возмущения («Вы только посмотрите, что вы наделали!»);
предвосхищающей отрицательной оценки («От тебя никогда ничего хорошего не
дождешься!»);
вопросов к детям: «Кто разрушил постройку?», «Кто ударил?».
Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте
понять ребёнку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше
прежнее отношение к нему. Используйте следующие приёмы:
предвосхищающую оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»);
ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас
виноват»);
выяснение мотива несправедливого отношения ребёнка к своему сверстнику («Почему
ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло»);
разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»).
9.
Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во
взаимодействии с детьми. Это могут быть:
непонимание психологической ситуации, настроения детей;
недостаточная саморегуляция;
несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальности атмосфере в группе
детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
механическое копирование стиля общения коллег.
Главный принцип - общение педагога с ребенком на равных, как с полноценным
партнёром в условиях сотрудничества. Главный принцип отношения воспитателей к детям
– «не сверху», а «рядом и вместе».
Позиция педагога
исходит из
интересов ребёнка,
перспектив его дальнейшего
развития.
Воспитывать
следует
не
посредством
«внушения»,
а
приобщать
ребёнка
к
миру
человеческих ценностей.
От обучения знаниям, умениям, навыкам следует перейти к обучению добывать их и
использовать в жизни, на практике.
ВАЖНО снижать уровень принуждения в образовательно-воспитательном процессе,
учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, стремиться принимать детей
таковыми, какие они есть, не раздражаясь, сдерживая отрицательные эмоции, проявляя всё
свое терпение.
В
сложных
ситуациях
необходимо
опираться
на
свой
педагогический
опыт,
интуицию, смекалку и творчество. Приведём замечательный пример. Так, в одной из групп
детского сада дети отказывались идти на утреннюю зарядку, мотивируя это тем, что у них
проходит собрание. Воспитатель вышла из сложившейся ситуации следующим образом.
Она предложила детям продолжать своё собрание, но предупредила, что ждёт всех в
раздевалке через минуту. В этой ситуации педагог спокойно отнеслась к обстоятельствам,
уважительно отнеслась к игре детей, проявила педагогический такт и житейскую мудрость.
При
построении
личностно-ориентированной
модели
педагогам
необходимо
стремиться
развивать
в
себе
умение
выделять
в
каждом
ребёнке
положительное,
и
спокойнее относиться к его отрицательным качествам. На специально-организованных
занятиях и в совместной деятельности с детьми нужно применять различные приёмы
эффективного сотрудничества с детьми. При налаженном взаимодействии воспитателей с
детьми дети способны принимать взрослых как партнёров в игре и других видах совместной
деятельности.
Воспитателям необходимо быть заинтересованными в поддержании благоприятной
психологической
атмосферы
в
группах;
в
отношениях
с
детьми
важно
проявлять
педагогический такт, устанавливать с ними доверительные отношения.
В
группах
младшего
дошкольного
возраста
воспитателям
нужно
стремиться
относиться к каждому ребёнку по-матерински, понимать его потребности, уметь чутко
реагировать на эмоциональное состояние ребёнка, быть всегда доброжелательными и
внимательными с детьми. Они должны быть способны вовремя и быстро отреагировать на
все признаки дискомфорта своих малышей, устранить причину их беспокойства, успокоить
и поддержать детей.
В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети усваивают правила и
нормы
человеческих
взаимоотношений.
Это
задача
нелёгкая.
Овладение
правилами
взаимоотношений
происходит
под
руководством
взрослого
в
результате
опыта,
получаемого детьми в практике. Воспитатели детского сада должны помогать ребятам
усваивать нравственные нормы, а также учить их соотносить свои поступки с этими
нормами.
Усвоение
моделей
поведения
в
социальных
ситуациях,
активное
их
использование представляет собой важный этап в развитии дошкольников. Независимо от
эмоциональной
привлекательности
педагога,
ребёнок
принимает
воспитателя
за
нравственный образец, ведь воспитатель проводит с ребёнком большую часть его жизни.
Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет.
Ежедневно воспитатели детского сада должны демонстрировать детям образцы
общения, которыми те ещё не владеют. А чтобы учить детей тому или иному виду общения
воспитатель сам должен уметь общаться.
Основу взаимоотношений между педагогами и детьми составляет гуманистический
подход
к
человеку
и
человеческим
взаимоотношениям.
Воспитателям
необходимо
стремиться владеть «азбукой общения», понимать ребёнка – его нужды и потребности,
основываясь на знании закономерностей его роста и развития его личности.
Ежедневно педагогам детского сада приходиться сталкиваться с детьми разных
индивидуальностей, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый
должен правильно реагировать. Это дело нелёгкое. Надо знать, как, в какой мере, чем
руководствоваться,
как
организовывать
своё
поведение.
Для
этого
нужны
знания
психологии, педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и
уважении личности ребёнка.
При взаимодействии с детьми педагоги должны каждый раз учитывать особенности
каждого ребёнка, т.к. не может быть единственно возможных приёмов для всех детей. А
чтобы сделать педагогические приёмы и установки более гибкими воспитателям нужно
приобретать знания о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных
трудностях в развитии, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп,
совместной деятельности, общении детей разного возраста между собой и о многом другом.
В каждой возрастной группе воспитатели должны стремиться создать атмосферу
доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса
друг к другу. Тёплая атмосфера необходима ребёнку во время проведения различных
режимных моментов. Педагогам очень важно научиться демонстрировать детям признаки
выражения дружеских чувств. Среди них: улыбка, спокойная речь, открытая поза, контакт
глаз,
демонстрация
симпатии.
Большое
значение
воспитателям
необходимо
уделять
обучению детей выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие к окружающим. Они
должны объяснять детям, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше
хочется общаться и дружить, чем со злым и обидчивым.
Во время работы с детьми педагоги должны стремиться определить статусное место
ребёнка в группе сверстников, чтобы вовремя выявить непопулярных детей. Это важно, т.к.
если
вовремя
обратить
внимание
на
таких
воспитанников,
создать
условия
для
их
самореализации,
самораскрытия,
повышения
их
статуса
в
группе,
то
в
дальнейшем
отвергнутые дети смогут вполне успешно контактировать с окружающими.
С
целью
создания
благоприятного
психологического
микроклимата
и
эмоционального фона в процессе взаимодействия с детьми, воспитатели детского сада
должны научиться обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку,
стремиться наладить доверительный контакт с воспитанниками, проявлять душевную
чуткость и тактичность. Всё это является важным условием, при выполнении которого у
ребёнка формируется чувство безопасности.
Каждый
воспитатель
должен
уметь
построить
доверительную,
психологически
ориентированную беседу, способен в трудную минуту прийти на помощь детям и помочь
им справиться со своими переживаниями.
В своей повседневной работе с детьми воспитателям нужно чаще пользоваться
поощрением, поддержкой детей; уметь организовать меру помощи, чтобы каждый имел
успех деятельности. Если дети совершают какие-либо ошибки, педагогам нужно развивать
способность спокойно реагировать на них, рассматривая их как новые вопросы для группы
детей. Это не означает, что воспитатели никогда не должны сердиться на детей. Просто
свои негативные чувства лучше выражать особым образом: своё недовольство выражать
только лишь отдельными действиями ребёнка, но, ни в коем случае, не ребёнком в целом.
В
решении
вопросов
дисциплины
воспитатели
детского
сада
должны
придерживаться
основных
правил,
помогающие
наладить
и
поддерживать
в
группе
бесконфликтную дисциплину. Среди них:
«Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни
каждого ребёнка».
«Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они
должны быть гибкими».
Эти правила помогут воспитателю проявлять чувство меры и мудрость в решении
вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».
Любой запрет желаемого для ребёнка труден, а если он произносится сердитым или
властным тоном, то становится трудным вдвойне. Поэтому воспитателям стоит сообщать
требования
или
запреты
дружественно-разъяснительным
тоном,
стараясь
избегать
повелительных ноток.
Учитывая
индивидуальные
особенности
ребёнка,
воспитатели
не
должны
стремиться переделать ребёнка. Необходимо выстраивать своё общение с ним, опираясь на
те положительные черты, которые есть у любого ребёнка.
Общение со взрослым в дошкольном возрасте имеет решающую роль для
становления психики и личности ребёнка. Именно во взаимодействии со взрослым
складывается характер ребёнка, его отношение к миру и к другим людям, его собственные
интересы и самостоятельная деятельность. И педагоги детского сада должны учитывать
это в своей работе.