Напоминание

Обучение чтению детей дошкольного возраста


Автор: Ступаченко Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 77
Населённый пункт: Город Санкт-Петербурге
Наименование материала: статья
Тема: Обучение чтению детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обучение чтению детей дошкольного возраста

«

От звука к букве

»

Актуальным является вопрос обучения детей чтению. Научиться читать не так-то

просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Из

опыта своей работы могу сказать, что некоторые дети так и остаются на уровне

складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. С такими детьми нужна

дополнительная работа. Хочется отметить, что огромную роль в этом процессе занимает

правильно и хорошо развитый фонематический слух. Сумев сформировать (развить)

фонематический слух ребенка обучение чтению, а в дальнейшем и письму пройдет без

особого труда и срывов.

Часто мы сталкиваемся с трудностями при обучении ребенка читать несколько букв

слитно. Поэтому необходимо серьезно подойти к этапу слияния звуков в слоги. В этой

работе основным принципом является формирование звукового анализа слов на акустико-

артикуляционной основе. Правильная артикуляция (постановка губ) звука очень важна,

так как существует ряд звуков речи похожих между собой.

В этой работе могут помочь игры, направленные на развитие слухового внимания.

1.«ПОПУГАЙЧИКИ»

Игра направлена на развитие фонематического восприятия звуков речи

Необходимо правильно и в заданном темпе повторять за взрослым ряд слогов.

Например:

ТА-ТА-ДА ТАТАДА ПО-БО-ПО ПОБОПО

ТА-ДА-ТА ТАДАТА ДЫ-ДЫ-ТЫ ДЫДЫТЫ

1.«ХЛОПУШЕЧКИ»

Игра направлена на развитие фонематического слуха. Обучение детей делить слова на

слоги. Закрепление понятия слог.

Необходимо по заданию взрослого отхлопывать слоги в заданном слове.

Например:

МАМА МА (хлопок) – МА (хлопок)

МАШИНА МА ( ) – ШИ ( ) – НА ( )

ОСЫ О ( ) – СЫ ( )

Развивая фонематическое восприятие, мы стремимся решить несколько проблем

возникающих при обучении детей грамоте:

- быстрое и правильное чтение

- понимание прочитанного

- обучение звуко-буквеному анализу и синтезу слов

На этом этапе мы можем поиграть в такие игры как:

1.«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУГИ»

Игра направлена на развитие фонематического слуха. Обучение анализировать слоги.

Взрослый произносить слог.

Ребенок определяет какой звук он услышал ГЛАСНЫЙ или СОГЛАСНЫЙ.

Например:

ПА УМ и так далее.

1.«ГОЛОВА - ХВОСТ»

Игра направлена на развитие фонематического слуха. Обучение определять место звука

в лове. Формирование понятия начало – середина – конец слова на зрительных образах.

Нам понадобится силуэт рыбы, цветные фишки (кружки), буквы для обозначения слова.

Голова рыбы – начало слова – слева.

Хвост рыбы – конец слова – справа.

Взрослый называет слово – ребенок выкладывает соответствующую фишку в начало или

конец.

М А К

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при

правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий

обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.



В раздел образования