Автор: Ступаченко Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 77
Населённый пункт: Город Санкт-Петербурге
Наименование материала: статья
Тема: Обучение чтению детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Обучение чтению детей дошкольного возраста
«
От звука к букве
»
Актуальным является вопрос обучения детей чтению. Научиться читать не так-то
просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Из
опыта своей работы могу сказать, что некоторые дети так и остаются на уровне
складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. С такими детьми нужна
дополнительная работа. Хочется отметить, что огромную роль в этом процессе занимает
правильно и хорошо развитый фонематический слух. Сумев сформировать (развить)
фонематический слух ребенка обучение чтению, а в дальнейшем и письму пройдет без
особого труда и срывов.
Часто мы сталкиваемся с трудностями при обучении ребенка читать несколько букв
слитно. Поэтому необходимо серьезно подойти к этапу слияния звуков в слоги. В этой
работе основным принципом является формирование звукового анализа слов на акустико-
артикуляционной основе. Правильная артикуляция (постановка губ) звука очень важна,
так как существует ряд звуков речи похожих между собой.
В этой работе могут помочь игры, направленные на развитие слухового внимания.
1.«ПОПУГАЙЧИКИ»
Игра направлена на развитие фонематического восприятия звуков речи
Необходимо правильно и в заданном темпе повторять за взрослым ряд слогов.
Например:
ТА-ТА-ДА ТАТАДА ПО-БО-ПО ПОБОПО
ТА-ДА-ТА ТАДАТА ДЫ-ДЫ-ТЫ ДЫДЫТЫ
1.«ХЛОПУШЕЧКИ»
Игра направлена на развитие фонематического слуха. Обучение детей делить слова на
слоги. Закрепление понятия слог.
Необходимо по заданию взрослого отхлопывать слоги в заданном слове.
Например:
МАМА МА (хлопок) – МА (хлопок)
МАШИНА МА ( ) – ШИ ( ) – НА ( )
ОСЫ О ( ) – СЫ ( )
Развивая фонематическое восприятие, мы стремимся решить несколько проблем
возникающих при обучении детей грамоте:
- быстрое и правильное чтение
- понимание прочитанного
- обучение звуко-буквеному анализу и синтезу слов
На этом этапе мы можем поиграть в такие игры как:
1.«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУГИ»
Игра направлена на развитие фонематического слуха. Обучение анализировать слоги.
Взрослый произносить слог.
Ребенок определяет какой звук он услышал ГЛАСНЫЙ или СОГЛАСНЫЙ.
Например:
ПА УМ и так далее.
1.«ГОЛОВА - ХВОСТ»
Игра направлена на развитие фонематического слуха. Обучение определять место звука
в лове. Формирование понятия начало – середина – конец слова на зрительных образах.
Нам понадобится силуэт рыбы, цветные фишки (кружки), буквы для обозначения слова.
Голова рыбы – начало слова – слева.
Хвост рыбы – конец слова – справа.
Взрослый называет слово – ребенок выкладывает соответствующую фишку в начало или
конец.
М А К
Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при
правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий
обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.