Автор: Гусева Елена Васильевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР
Населённый пункт: г о Самара
Наименование материала: статья
Тема: Импровизация при музыкальном оформлении урока классического танца
Раздел: дополнительное образование
Импровизация в музыкальном оформлении
урока классического танца
Гусева Е. В.
МБУ ДО ЦВР «Парус»
Самара
2021
Импровизация в музыкальном оформлении урока классического танца
Данная работа предназначена для концертмейстеров хореографических
коллективов, школ, хореографических отделений в школах искусств и
хореографических объединениях дополнительного образования.
Целью данной работы является оказание помощи начинающим
концертмейстерам при музыкальном оформлении уроков классического
танца.
В процессе своей работы в хореографической школе, особенно в самом
ее начале у меня возникало много вопросов, касающихся способа
музыкального оформления урока классического танца.
Какие музыкальные фрагменты должны звучать при музыкальном
оформлении комбинаций на уроке? Как правильно подобрать репертуар,
максимально соответствующий характеру движения? Насколько
целесообразно использование импровизации на уроке? И оказалось, что
учебные занятия по классическому танцу имеют довольно четкую и жесткую
структуру и строение. Каждое занятие обязательно включает в себя
определенный необходимый «набор» движений, начинающихся с поклона, и
далее строящихся по определенному принципу по разделам:
1.Экзерсис у станка, включающий в себя plie, battman tendu, jete, rond de
jamb par terre и т.д. – все это можно прочитать в многочисленных учебниках
по основам хореографического искусства.
2.Экзерсис на середине зала.
3.Allegro – прыжковая часть урока.
4.Упражнения на пальцах.
Последний раздел урока, как правило, используется в более
профессиональных заведениях и зависит от уровня подготовки учащихся и
их физических возможностей.
Но, несмотря на это, урок классического танца – это очень «живой» и
гибкий творческий процесс и каждый из указанных разделов включает в себя
множество различных по характеру исполнения комбинаций.
В результате изучения литературы, хрестоматий и различных сборников
по музыкальному оформлению уроков классического танца, пришла к
выводу о том, что практически никакие «готовые» произведения не могут
быть к ним идеально подойти. И как бы вдумчиво и тщательно их не
подбирали
они
не
могут
установить
полное
соответствие
между
комбинациями движений и музыкой, как в целом, так и в деталях. Это
несоответствие касается не только формы подобранных фрагментов (ведь
хореографические комбинации в большинстве своем строятся по принципу
«квадратности» строения и состоят как правило из 8, 16, 32, и т.д. тактов), но
и нюансировки, расстановки акцентов, а также и других важных моментов
музыкального оформления комбинаций, таких как preparasion, и завершение
движения, переходы от одного движения к другому и т.д. И тут возникает
острая необходимость в применении импровизации.
Музыкальная импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus
— неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип
музицирования,
при
котором
процесс
сочинения музыки происходит
непосредственно во время её исполнения.
Конечно, в учебной практике существует 2 способа оформления урока
классического танца. Первый предусматривает использование музыкальной
литературы – это могут быть различные фортепианные пьесы танцевального
характера, фрагменты из опер, балетов, симфонических произведений,
второй
–
использование
музыкальной
импровизации,
основанной
на
песенных и танцевальных темах народной музыки, а также классических
произведений.
Но и музыкальная импровизация применяется довольно широко, т.к.
преподаватель в своей повседневной работе тоже импровизирует.
Существует мнение, что музыкальная импровизация на уроках не может
отличаться достаточно высокими художественными достоинствами, но
практика показала, что импровизация является более гибкой и практически
удобной.
«Адаптация» классических произведений к движению (изменения
темпа, динамики, использование купюр и вставок для вступлений), зачастую
может привести к искажениям музыкальных представлений у учащихся;
поэтому использование готовых произведений возможно для оформления
адажио, temps lie или большого аллегро на середине зала. В этих случаях
музыкальный фрагмент подбирается очень тщательно, с точки зрения
художественного образа, но это уже на поздних этапах обучения.
Преподаватель создает учебно-хореографический этюд, на основе
музыкального произведения, уже без всякого его изменения, учитывая
замысел композитора.
Выдающийся педагог Н. Тарасов подчеркивает – «первоначальный
учебной задачей является освоение точной, детально обработанной техники
танца, но не механической, а такой, которая способна чутко, правдиво и ярко
отзываться на эмоционально-смысловое содержание музыки». Вот почему
музыку на уроках классического танца надо рассматривать как средство
воспитания будущих танцовщиков.
Музыкальная импровизация не должна быть расплывчатой по форме.
Находясь все время в тесной связи с движением и подчеркивая все его
особенности: характер, фразировку, ритмический рисунок, темп и т. д.,
импровизация должна быть предельно четкой как по форме, так и по
средствам выражения. Значение таких выразительных средств музыки как
ритм и темп играет очень важную роль в оформлении движений.
Концертмейстер должен очень чутко и внимательно относиться ко всем
нюансам движения (характер, динамика, акценты) и отражать все это в своих
импровизациях.
Как правило начинающие концертмейстеры не всегда владеют этим
навыком, но в процессе изучения балетных клавиров, просмотра и
прослушивания
уроков,
в
сопровождении
других
опытных
концертмейстеров, посещения мастер-классов ведущих концертмейстеров
балетных училищ и других учебных заведений, приходит накопление
музыкального багажа в области хореографического искусства, а с ними опыт
и свобода, в результате чего даже начинающий концертмейстер может
успешно использовать эти знания в своей практике при музыкальном
оформлении уроков классического танца.