Автор: Колесникова Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДОД "ДЮСШ"
Населённый пункт: с.Михайловка
Наименование материала: статья"Гимнастика после сна,как один из компанентов здоровьесберегающих технологий"
Тема: Здоровьесберегающии технологии.
Раздел: дошкольное образование
«
Гимнастика
после
сна
,
как
один
из
компанентов
здоровьесберегающих
технологий
».
Я
не
боюсь
ещё
раз
повторить
:
Забота
о
здоровье
-
Это
важнейший
труд
воспитателя
.
Сухомлинский
Василий
Александрович
Здоровье
-
большой
дар
,
без
которого
трудно
сделать
жизнь
счастливой
,
интересной
и
долгой
.
Здорового
ребенка
легче
растить
,
учить
и
воспитывать
.
У
него
быстрее
формируются
необходимые
умения
и
навыки
.
Он
лучше
приспосабливается
к
смене
условий
и
адекватно
воспринимает
предъявленные
к
нему
требования
.
Здоровье
-
важнейшая
предпосылка
к
формированию
характера
,
развития
воли
,
природных
способностей
.
В
настоящее
время
одной
из
приоритетных
задач
,
стоящих
перед
педагогами
,
является
сохранение
здоровья
детей
в
процессе
воспитания
и
обучения
.
Представленная
мною
методическая
разработка
направлена
на
решение
этой
задачи
.
В
ней
представлены
способы
организации
и
проведения
гимнастики
после
сна
.
Разработана
консультация
для
родителей
.
Формирование
здорового
образа
жизни
должно
начинаться
уже
в
детском
саду
.
В
этом
деле
нет
мелочей
.
Вся
жизнедеятельность
ребенка
в
дошкольном
учреждении
должна
быть
направлена
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
.
Гимнастика
после
сна
-
это
один
из
важнейших
кирпичиков
в
становлении
фундамента
здоровья
детей
,
укрепить
который
можно
только
при
систематическом
проведении
.
Трудно
переоценить
роль
дневного
сна
в
физическом
и
интеллектуальном
развитии
ребенка
.
Отдых
в
середине
дня
ему
просто
необходим
.
После
дневного
сна
дети
просыпаются
вялыми
,
у
них
низкая
работоспособность
,
так
как
мышечный
тонус
расслаблен
.
Все
органы
и
системы
(
сердечнососудистая
,
дыхательная
,
нервная
и
т
.
д
.)
не
подготовлены
к
тем
нагрузкам
,
которые
предстоит
преодолевать
организму
ребёнка
в
процессе
деятельности
вечером
.
Но
как
помочь
проснуться
детям
в
хорошем
настроении
и
активно
продолжать
день
?
Провести
с
детьми
после
тихого
часа
гимнастику
после
сна
.
Гимнастика
после
дневного
сна
–
это
комплекс
мероприятий
облегчающих
переход
от
сна
к
бодрствованию
.
Бодрящая
гимнастика
помогает
детскому
организму
проснуться
,
улучшает
настроение
,
поднимает
мышечный
тонус
.
После
хорошей
гимнастики
у
детей
исчезает
чувство
сонливости
,
вялости
,
слабости
,
повышается
умственная
и
физическая
работоспособность
,
активность
,
улучшается
настроение
и
самочувствие
ребёнка
.
Гимнастика
после
дневного
сна
является
закаливающей
процедурой
.
Цель
такой
гимнастикиспособствовать
быстрому
и
комфортному
пробуждениюдетей
после
сна
.
Задачи
гимнастики
после
сна
:
увеличить
тонус
нервной
системы
;
укрепить
мышечный
тонус
;
способствовать
профилактике
нарушений
опорно
-
двигательного
аппарата
;
способствовать
профилактике
простудных
заболеваний
;
развитие
физических
навыков
;
сохранить
положительные
эмоции
при
выполнении
физических
упражнений
и
прочих
режимных
моментов
во
второй
половине
дня
.
Решение
этих
задач
позволяет
плавно
и
одновременно
быстро
повысить
умственную
и
физическую
работоспособность
детского
организма
.
Гимнастика
после
сна
,
её
организация
и
проведение
.
Переход
от
состояния
сна
к
состоянию
бодрствования
происходит
постепенно
.
Чтобы
облегчить
протекание
процессов
перехода
от
состояния
покоя
после
пробуждения
к
состоянию
активного
бодрствования
,
можно
включить
музыку
.
Музыка
положительно
воздействует
на
эмоции
детей
,
создает
у
них
хорошее
настроение
,
вселяет
бодрость
,
радость
,
помогает
ритму
движений
,
облегчает
их
выполнение
.
Дети
учатся
слушать
музыку
и
согласовывать
движения
с
ее
характером
,
выполнять
движения
выразительно
,
плавно
.
Хорошо
,
если
после
пробуждения
дети
услышат
свои
любимые
детские
песенки
или
спокойную
приятную
музыку
,
тогда
просыпаться
они
будут
намного
быстрее
.
Не
нужно
забывать
об
улыбке
.
Первое
,
что
должен
видеть
ребенок
после
сна
, -
улыбающееся
лицо
взрослого
человека
,
а
также
слышать
плавную
,
размеренную
речь
,
приятные
интонации
,
уменьшительно
-
ласкательные
суффиксы
.
Дети
тонко
чувствуют
эмоции
окружающих
.
Взрослому
необходимо
быть
внимательным
к
себе
,
следить
за
своей
мимикой
,
за
эмоциональным
состоянием
.
Волнение
,
беспокойство
,
раздражительность
,
неуверенность
взрослого
дети
впитывают
сразу
же
,
как
губка
.
Все
переживания
тут
же
отразятся
на
настроении
детей
.
Бодрящую
гимнастику
следует
проводить
в
хорошо
проветренном
помещении
,
в
течение
семи
–
пятнадцати
минут
в
зависимости
от
возраста
детей
.
Обязательное
условие
при
проведении
гимнастики
–
учет
индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка
.
Гимнастика
состоит
из
нескольких
частей
:
разминочные
упражнения
в
постели
;
выполнение
простого
самомассажа
(
пальчиковая
гимнастика
)
или
точечного
массажа
;
выполнение
общеразвивающих
упражнений
у
кроваток
(
дыхательная
гимнастика
);
ходьба
по
массажным
коврикам
;
Заканчиваться
гимнастика
может
обтиранием
холодной
водой
или
обливанием
(
рук
или
ног
).
Помимо
общих
оздоровительных
целей
каждая
из
структурных
частей
бодрящей
гимнастики
решает
и
свои
более
узкие
,
конкретные
задачи
:
I
часть
–
гимнастика
в
кроватках
-
гимнастика
в
постели
направлена
на
постепенный
переход
детей
ото
сна
к
бодрствованию
.
Лучше
проводить
ее
с
проснувшимися
детьми
,
остальные
присоединяются
по
мере
пробуждения
.
Гимнастика
в
постели
может
включать
такие
элементы
,
как
потягивание
,
поочередное
и
одновременное
поднимание
и
опускание
рук
и
ног
,
элементы
пальчиковой
гимнастики
,
гимнастики
для
глаз
и
т
.
п
.
Главное
правило
—
исключить
резкие
движения
,
которые
могут
вызвать
растяжение
мышц
,
перевозбуждение
,
перепад
кровяного
давления
и
,
как
следствие
,
головокружение
.
Длительность
гимнастики
в
постели
—
около
2—
З
минут
.
II
часть
–
корригирующие
упражнения
,
закаливающие
процедуры
–
направлена
на
профилактику
плоскостопия
и
сколиоза
,
упражнение
детей
в
основных
движениях
(
ходьба
на
носках
,
пятках
,
на
внешней
и
внутренней
сторонах
стопы
,
с
высоким
подниманием
колен
и
др
.),
оказание
закаливающего
воздействия
на
организм
.
Эта
часть
гимнастики
проводится
в
хорошо
проветренной
групповой
комнате
с
применением
массажных
ковриков
,
изготовленных
родителями
детей
.
III
часть
–
заключительная
–
повышает
физический
и
эмоциональный
тонус
ребенка
,
создает
положительный
эмоциональный
настрой
группы
,
располагает
к
дальнейшей
активной
деятельности
.
Она
может
быть
проведена
на
основе
гимнастики
игрового
характера
с
использованием
3-6
имитационных
упражнений
.
Гимнастики
игрового
характера
имеют
сюжет
,
в
них
присутствуют
знакомые
детям
персонажи
,
которые
являются
образцом
для
подражания
движениям
птиц
,
животных
,
растений
и
дети
создают
различные
образы
(«
лыжник
»,
«
конькобежец
», «
гимнаст
», «
петрушка
», «
цветок
»
и
т
.
д
.).
Принимая
определенный
игровой
образ
,
дети
зачастую
лучше
понимают
технику
выполнения
того
или
иного
упражнения
.
Дети
среднего
,
старшего
дошкольного
возраста
очень
любят
комплексы
бодрящей
гимнастики
в
форме
музыкально
–
ритмических
упражнений
.
Танцевальные
движения
мобилизуют
физические
силы
,
вырабатывают
грацию
,
координацию
движений
,
укрепляют
мышцы
,
улучшают
дыхание
.
Можно
использовать
также
комплексы
с
элементами
точечного
массажа
,
самомассажа
,
пальчиковой
гимнастики
.
Сущность
точечного
массажа
сводиться
к
механическому
раздражению
биологически
активных
точек
на
теле
повышающих
иммунитет
.
Проведение
гимнастики
после
дневного
сна
в
игровой
форме
позволяет
создать
положительный
эмоциональный
фон
,
вызвать
повышенный
интерес
ко
всем
оздоровительным
процедурам
.
Таким
образом
,
одновременно
решается
несколько
задач
:
оздоровление
детей
,
развитие
у
них
двигательного
воображения
,
формирование
осмысленной
моторики
.
А
главное
—
все
это
доставляет
детям
огромное
удовольствие
.
Все
упражнения
проводятся
в
свободном
темпе
,
без
принуждения
.
Каждый
ребенок
выполняет
упражнения
в
том
объеме
,
который
ему
доступен
и
приятен
.
Если
ребенок
по
каким
-
либо
причинам
не
хочет
выполнять
упражнение
,
он
может
просто
наблюдать
за
выполнением
,
или
выполнять
частично
.
Длительность
гимнастики
составляет
7- 12
минут
.
Это
определяется
возрастом
детей
,
состоянием
здоровья
.
В
течение
года
желательно
использовать
разные
варианты
бодрящей
гимнастики
.
Таким
образом
,
ежедневное
выполнение
комплекса
гимнастик
,
разработанных
с
учетом
закономерностей
функционирования
организма
после
сна
и
индивидуальных
особенностей
детского
организма
,
позволяет
подготовить
организм
к
предстоящим
умственным
,
физическим
и
эмоциональным
нагрузкам
,
является
хорошим
средством
сохранения
и
укрепления
здоровья
,
профилактики
плоскостопия
,
обеспечивает
высокую
умственную
и
физическую
работоспособность
в
течение
второй
половины
дня
.
Гимнастика
после
дневного
сна
увеличивает
общий
уровень
двигательной
активности
ребёнка
,
снижая
неблагоприятные
последствия
малоподвижного
образа
жизни
.
Грамотно
составленный
комплекс
гимнастики
не
вызывает
отрицательных
эмоций
,
одновременно
повышает
настроение
,
самочувствие
и
активность
ребёнка
,
тонус
центральной
нервной
системы
и
увеличивает
общую
сопротивляемость
организма
.
Выстроенная
таким
образом
система
проведения
бодрящей
гимнастики
,
помогает
детскому
организму
постепенно
и
мягко
перейти
от
сна
к
активному
бодрствованию
с
одновременным
оздоровительно
-
закаливающим
эффектом
.
Консультация
для
родителей
.
БОДРЯЩАЯ
ГИМНАСТИКА
ПОСЛЕ
СНА
Всем
нам
хорошо
известно
выражение
«
встал
не
с
той
ноги
».
Знакомо
и
настроение
,
которое
данные
слова
характеризуют
.
Воспитатели
в
детском
саду
стремятся
к
тому
,
чтобы
дети
просыпались
после
дневного
сна
в
хорошем
настроении
,
бодрые
и
энергичные
.
И
родители
должны
к
этому
стремиться
дома
.
Пробуждение
–
является
одним
из
важнейших
моментов
,
способствующих
нормальному
протеканию
жизненно
важных
процессов
для
ребенка
.
С
этой
целью
после
дневного
сна
проводится
бодрящая
гимнастика
,
она
направлена
на
постепенный
переход
ото
сна
к
бодрствованию
.
Она
включает
такие
элементы
:
потягивание
,
поочередное
поднимание
и
опускание
рук
,
ног
,
элементы
самомассажа
,
элементы
пальчиковой
гимнастики
,
гимнастики
для
глаз
,
элементы
дыхательной
гимнастики
.
Главное
правило
-
это
исключение
резких
движений
,
которые
могут
вызвать
растяжение
мышц
,
перевозбуждение
и
,
как
следствие
,
головокружение
.
Затем
предложить
ребенку
босиком
в
трусиках
выполнить
ходьбу
:
на
носках
,
пятках
,
на
внешней
и
внутренней
сторонах
стопы
,
с
высоким
подниманием
колен
,
на
массажных
ковриках
.
При
этом
нужно
следить
за
осанкой
ребенка
и
правильностью
выполнения
упражнений
.
Далее
можно
перейти
к
выполнению
комплекса
дыхательной
гимнастики
,
что
очень
важно
для
:
укрепления
иммунитета
,
профилактики
простудных
заболеваний
,
профилактики
заболеваний
верхних
дыхательных
путей
.
В
конце
гимнастики
провести
водные
процедуры
(
умывание
прохладной
водой
).
Хорошо
,
если
после
пробуждения
ребенок
услышит
свои
любимые
детские
песенки
,
тогда
он
наверняка
проснется
быстрее
.
Для
того
чтобы
вызвать
у
детей
эмоциональный
отклик
,
можно
использовать
игровые
упражнения
,
сопровождаемые
различными
стихами
.
Например
:
Тили
-
тили
-
тили
-
дон
,
Что
за
странный
перезвон
.
То
будильник
наш
звенит
,
Просыпаться
нам
велит
.
Прогоню
остатки
сна
Одеяло
в
сторону
.
Нам
гимнастика
нужна
Помогает
здорово
.
Мы
проснулись
,
потянулись
.
С
боку
набок
повернулись
,
И
обратно
потянулись
.
И
еще
один
разок
,
С
боку
набок
повернулись
,
И
обратно
потянулись
.
Ножки
мы
подняли
,
На
педали
встали
.
Быстрей
педали
я
кручу
,
И
качу
,
качу
,
качу
.
Очутились
на
лугу
.
Крылья
пестрые
порхают
,
Это
бабочки
летают
.
Встанем
у
кроватки
дружно
.
И
посмотрим
мы
в
окно
.
Шел
петух
по
двору
,
Крикнул
нам
«
Ку
-
ка
-
ре
-
ку
!»
Крыльями
похлопал
,
Ножками
потопал
.
Ну
и
мы
в
ответ
ему
Крикнем
все
«
Ку
-
ка
-
ре
-
ку
!»
Наши
ножки
,
наши
ножки
Побежали
по
дорожке
.
(
Движения
выполняются
в
соответствии
со
словами
).
Проведенная
таким
образом
бодрящая
гимнастика
,
облегчит
детям
переход
от
сна
к
бодрствованию
.
И
дети
будут
вставать
«
с
той
ноги
».
Литература
:
1.
Харченко
Т
.
Е
.
Бодрящая
гимнастика
для
дошкольников
,
Санкт
-
Петербург
,
ДЕТСТВО
-
ПРЕСС
2012
2.
Кожухова
Н
.
Н
.,
Рыжкова
Л
.
А
.,
Самодурова
М
.
М
.
Воспитатель
по
физической
культуре
в
дошкольных
учреждениях
,
учебное
пособие
под
редакцией
С
.
А
.
Козловой
,
Москва
Academia 2002
3.
Алямовская
В
.
Г
. «
Как
воспитать
здорового
ребёнка
»,
Москва
, 1993.
4.
Журнал
«
Обруч
», 2004,
№
1.
5.
Интернет
-
ресурсы
.