Напоминание

Здоровьесберегающии технологии.


Автор: Колесникова Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДОД "ДЮСШ"
Населённый пункт: с.Михайловка
Наименование материала: статья"Гимнастика после сна,как один из компанентов здоровьесберегающих технологий"
Тема: Здоровьесберегающии технологии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Гимнастика

после

сна

,

как

один

из

компанентов

здоровьесберегающих

технологий

».

Я

не

боюсь

ещё

раз

повторить

:

Забота

о

здоровье

-

Это

важнейший

труд

воспитателя

.

Сухомлинский

Василий

Александрович

Здоровье

-

большой

дар

,

без

которого

трудно

сделать

жизнь

счастливой

,

интересной

и

долгой

.

Здорового

ребенка

легче

растить

,

учить

и

воспитывать

.

У

него

быстрее

формируются

необходимые

умения

и

навыки

.

Он

лучше

приспосабливается

к

смене

условий

и

адекватно

воспринимает

предъявленные

к

нему

требования

.

Здоровье

-

важнейшая

предпосылка

к

формированию

характера

,

развития

воли

,

природных

способностей

.

В

настоящее

время

одной

из

приоритетных

задач

,

стоящих

перед

педагогами

,

является

сохранение

здоровья

детей

в

процессе

воспитания

и

обучения

.

Представленная

мною

методическая

разработка

направлена

на

решение

этой

задачи

.

В

ней

представлены

способы

организации

и

проведения

гимнастики

после

сна

.

Разработана

консультация

для

родителей

.

Формирование

здорового

образа

жизни

должно

начинаться

уже

в

детском

саду

.

В

этом

деле

нет

мелочей

.

Вся

жизнедеятельность

ребенка

в

дошкольном

учреждении

должна

быть

направлена

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

.

Гимнастика

после

сна

-

это

один

из

важнейших

кирпичиков

в

становлении

фундамента

здоровья

детей

,

укрепить

который

можно

только

при

систематическом

проведении

.

Трудно

переоценить

роль

дневного

сна

в

физическом

и

интеллектуальном

развитии

ребенка

.

Отдых

в

середине

дня

ему

просто

необходим

.

После

дневного

сна

дети

просыпаются

вялыми

,

у

них

низкая

работоспособность

,

так

как

мышечный

тонус

расслаблен

.

Все

органы

и

системы

(

сердечнососудистая

,

дыхательная

,

нервная

и

т

.

д

.)

не

подготовлены

к

тем

нагрузкам

,

которые

предстоит

преодолевать

организму

ребёнка

в

процессе

деятельности

вечером

.

Но

как

помочь

проснуться

детям

в

хорошем

настроении

и

активно

продолжать

день

?

Провести

с

детьми

после

тихого

часа

гимнастику

после

сна

.

Гимнастика

после

дневного

сна

это

комплекс

мероприятий

облегчающих

переход

от

сна

к

бодрствованию

.

Бодрящая

гимнастика

помогает

детскому

организму

проснуться

,

улучшает

настроение

,

поднимает

мышечный

тонус

.

После

хорошей

гимнастики

у

детей

исчезает

чувство

сонливости

,

вялости

,

слабости

,

повышается

умственная

и

физическая

работоспособность

,

активность

,

улучшается

настроение

и

самочувствие

ребёнка

.

Гимнастика

после

дневного

сна

является

закаливающей

процедурой

.

Цель

такой

гимнастикиспособствовать

быстрому

и

комфортному

пробуждениюдетей

после

сна

.

Задачи

гимнастики

после

сна

:

увеличить

тонус

нервной

системы

;

укрепить

мышечный

тонус

;

способствовать

профилактике

нарушений

опорно

-

двигательного

аппарата

;

способствовать

профилактике

простудных

заболеваний

;

развитие

физических

навыков

;

сохранить

положительные

эмоции

при

выполнении

физических

упражнений

и

прочих

режимных

моментов

во

второй

половине

дня

.

Решение

этих

задач

позволяет

плавно

и

одновременно

быстро

повысить

умственную

и

физическую

работоспособность

детского

организма

.

Гимнастика

после

сна

,

её

организация

и

проведение

.

Переход

от

состояния

сна

к

состоянию

бодрствования

происходит

постепенно

.

Чтобы

облегчить

протекание

процессов

перехода

от

состояния

покоя

после

пробуждения

к

состоянию

активного

бодрствования

,

можно

включить

музыку

.

Музыка

положительно

воздействует

на

эмоции

детей

,

создает

у

них

хорошее

настроение

,

вселяет

бодрость

,

радость

,

помогает

ритму

движений

,

облегчает

их

выполнение

.

Дети

учатся

слушать

музыку

и

согласовывать

движения

с

ее

характером

,

выполнять

движения

выразительно

,

плавно

.

Хорошо

,

если

после

пробуждения

дети

услышат

свои

любимые

детские

песенки

или

спокойную

приятную

музыку

,

тогда

просыпаться

они

будут

намного

быстрее

.

Не

нужно

забывать

об

улыбке

.

Первое

,

что

должен

видеть

ребенок

после

сна

, -

улыбающееся

лицо

взрослого

человека

,

а

также

слышать

плавную

,

размеренную

речь

,

приятные

интонации

,

уменьшительно

-

ласкательные

суффиксы

.

Дети

тонко

чувствуют

эмоции

окружающих

.

Взрослому

необходимо

быть

внимательным

к

себе

,

следить

за

своей

мимикой

,

за

эмоциональным

состоянием

.

Волнение

,

беспокойство

,

раздражительность

,

неуверенность

взрослого

дети

впитывают

сразу

же

,

как

губка

.

Все

переживания

тут

же

отразятся

на

настроении

детей

.

Бодрящую

гимнастику

следует

проводить

в

хорошо

проветренном

помещении

,

в

течение

семи

пятнадцати

минут

в

зависимости

от

возраста

детей

.

Обязательное

условие

при

проведении

гимнастики

учет

индивидуальных

особенностей

каждого

ребенка

.

Гимнастика

состоит

из

нескольких

частей

:

разминочные

упражнения

в

постели

;

выполнение

простого

самомассажа

(

пальчиковая

гимнастика

)

или

точечного

массажа

;

выполнение

общеразвивающих

упражнений

у

кроваток

(

дыхательная

гимнастика

);

ходьба

по

массажным

коврикам

;

Заканчиваться

гимнастика

может

обтиранием

холодной

водой

или

обливанием

(

рук

или

ног

).

Помимо

общих

оздоровительных

целей

каждая

из

структурных

частей

бодрящей

гимнастики

решает

и

свои

более

узкие

,

конкретные

задачи

:

I

часть

гимнастика

в

кроватках

-

гимнастика

в

постели

направлена

на

постепенный

переход

детей

ото

сна

к

бодрствованию

.

Лучше

проводить

ее

с

проснувшимися

детьми

,

остальные

присоединяются

по

мере

пробуждения

.

Гимнастика

в

постели

может

включать

такие

элементы

,

как

потягивание

,

поочередное

и

одновременное

поднимание

и

опускание

рук

и

ног

,

элементы

пальчиковой

гимнастики

,

гимнастики

для

глаз

и

т

.

п

.

Главное

правило

исключить

резкие

движения

,

которые

могут

вызвать

растяжение

мышц

,

перевозбуждение

,

перепад

кровяного

давления

и

,

как

следствие

,

головокружение

.

Длительность

гимнастики

в

постели

около

2—

З

минут

.

II

часть

корригирующие

упражнения

,

закаливающие

процедуры

направлена

на

профилактику

плоскостопия

и

сколиоза

,

упражнение

детей

в

основных

движениях

(

ходьба

на

носках

,

пятках

,

на

внешней

и

внутренней

сторонах

стопы

,

с

высоким

подниманием

колен

и

др

.),

оказание

закаливающего

воздействия

на

организм

.

Эта

часть

гимнастики

проводится

в

хорошо

проветренной

групповой

комнате

с

применением

массажных

ковриков

,

изготовленных

родителями

детей

.

III

часть

заключительная

повышает

физический

и

эмоциональный

тонус

ребенка

,

создает

положительный

эмоциональный

настрой

группы

,

располагает

к

дальнейшей

активной

деятельности

.

Она

может

быть

проведена

на

основе

гимнастики

игрового

характера

с

использованием

3-6

имитационных

упражнений

.

Гимнастики

игрового

характера

имеют

сюжет

,

в

них

присутствуют

знакомые

детям

персонажи

,

которые

являются

образцом

для

подражания

движениям

птиц

,

животных

,

растений

и

дети

создают

различные

образы

лыжник

»,

«

конькобежец

», «

гимнаст

», «

петрушка

», «

цветок

»

и

т

.

д

.).

Принимая

определенный

игровой

образ

,

дети

зачастую

лучше

понимают

технику

выполнения

того

или

иного

упражнения

.

Дети

среднего

,

старшего

дошкольного

возраста

очень

любят

комплексы

бодрящей

гимнастики

в

форме

музыкально

ритмических

упражнений

.

Танцевальные

движения

мобилизуют

физические

силы

,

вырабатывают

грацию

,

координацию

движений

,

укрепляют

мышцы

,

улучшают

дыхание

.

Можно

использовать

также

комплексы

с

элементами

точечного

массажа

,

самомассажа

,

пальчиковой

гимнастики

.

Сущность

точечного

массажа

сводиться

к

механическому

раздражению

биологически

активных

точек

на

теле

повышающих

иммунитет

.

Проведение

гимнастики

после

дневного

сна

в

игровой

форме

позволяет

создать

положительный

эмоциональный

фон

,

вызвать

повышенный

интерес

ко

всем

оздоровительным

процедурам

.

Таким

образом

,

одновременно

решается

несколько

задач

:

оздоровление

детей

,

развитие

у

них

двигательного

воображения

,

формирование

осмысленной

моторики

.

А

главное

все

это

доставляет

детям

огромное

удовольствие

.

Все

упражнения

проводятся

в

свободном

темпе

,

без

принуждения

.

Каждый

ребенок

выполняет

упражнения

в

том

объеме

,

который

ему

доступен

и

приятен

.

Если

ребенок

по

каким

-

либо

причинам

не

хочет

выполнять

упражнение

,

он

может

просто

наблюдать

за

выполнением

,

или

выполнять

частично

.

Длительность

гимнастики

составляет

7- 12

минут

.

Это

определяется

возрастом

детей

,

состоянием

здоровья

.

В

течение

года

желательно

использовать

разные

варианты

бодрящей

гимнастики

.

Таким

образом

,

ежедневное

выполнение

комплекса

гимнастик

,

разработанных

с

учетом

закономерностей

функционирования

организма

после

сна

и

индивидуальных

особенностей

детского

организма

,

позволяет

подготовить

организм

к

предстоящим

умственным

,

физическим

и

эмоциональным

нагрузкам

,

является

хорошим

средством

сохранения

и

укрепления

здоровья

,

профилактики

плоскостопия

,

обеспечивает

высокую

умственную

и

физическую

работоспособность

в

течение

второй

половины

дня

.

Гимнастика

после

дневного

сна

увеличивает

общий

уровень

двигательной

активности

ребёнка

,

снижая

неблагоприятные

последствия

малоподвижного

образа

жизни

.

Грамотно

составленный

комплекс

гимнастики

не

вызывает

отрицательных

эмоций

,

одновременно

повышает

настроение

,

самочувствие

и

активность

ребёнка

,

тонус

центральной

нервной

системы

и

увеличивает

общую

сопротивляемость

организма

.

Выстроенная

таким

образом

система

проведения

бодрящей

гимнастики

,

помогает

детскому

организму

постепенно

и

мягко

перейти

от

сна

к

активному

бодрствованию

с

одновременным

оздоровительно

-

закаливающим

эффектом

.

Консультация

для

родителей

.

БОДРЯЩАЯ

ГИМНАСТИКА

ПОСЛЕ

СНА

Всем

нам

хорошо

известно

выражение

«

встал

не

с

той

ноги

».

Знакомо

и

настроение

,

которое

данные

слова

характеризуют

.

Воспитатели

в

детском

саду

стремятся

к

тому

,

чтобы

дети

просыпались

после

дневного

сна

в

хорошем

настроении

,

бодрые

и

энергичные

.

И

родители

должны

к

этому

стремиться

дома

.

Пробуждение

является

одним

из

важнейших

моментов

,

способствующих

нормальному

протеканию

жизненно

важных

процессов

для

ребенка

.

С

этой

целью

после

дневного

сна

проводится

бодрящая

гимнастика

,

она

направлена

на

постепенный

переход

ото

сна

к

бодрствованию

.

Она

включает

такие

элементы

:

потягивание

,

поочередное

поднимание

и

опускание

рук

,

ног

,

элементы

самомассажа

,

элементы

пальчиковой

гимнастики

,

гимнастики

для

глаз

,

элементы

дыхательной

гимнастики

.

Главное

правило

-

это

исключение

резких

движений

,

которые

могут

вызвать

растяжение

мышц

,

перевозбуждение

и

,

как

следствие

,

головокружение

.

Затем

предложить

ребенку

босиком

в

трусиках

выполнить

ходьбу

:

на

носках

,

пятках

,

на

внешней

и

внутренней

сторонах

стопы

,

с

высоким

подниманием

колен

,

на

массажных

ковриках

.

При

этом

нужно

следить

за

осанкой

ребенка

и

правильностью

выполнения

упражнений

.

Далее

можно

перейти

к

выполнению

комплекса

дыхательной

гимнастики

,

что

очень

важно

для

:

укрепления

иммунитета

,

профилактики

простудных

заболеваний

,

профилактики

заболеваний

верхних

дыхательных

путей

.

В

конце

гимнастики

провести

водные

процедуры

(

умывание

прохладной

водой

).

Хорошо

,

если

после

пробуждения

ребенок

услышит

свои

любимые

детские

песенки

,

тогда

он

наверняка

проснется

быстрее

.

Для

того

чтобы

вызвать

у

детей

эмоциональный

отклик

,

можно

использовать

игровые

упражнения

,

сопровождаемые

различными

стихами

.

Например

:

Тили

-

тили

-

тили

-

дон

,

Что

за

странный

перезвон

.

То

будильник

наш

звенит

,

Просыпаться

нам

велит

.

Прогоню

остатки

сна

Одеяло

в

сторону

.

Нам

гимнастика

нужна

Помогает

здорово

.

Мы

проснулись

,

потянулись

.

С

боку

набок

повернулись

,

И

обратно

потянулись

.

И

еще

один

разок

,

С

боку

набок

повернулись

,

И

обратно

потянулись

.

Ножки

мы

подняли

,

На

педали

встали

.

Быстрей

педали

я

кручу

,

И

качу

,

качу

,

качу

.

Очутились

на

лугу

.

Крылья

пестрые

порхают

,

Это

бабочки

летают

.

Встанем

у

кроватки

дружно

.

И

посмотрим

мы

в

окно

.

Шел

петух

по

двору

,

Крикнул

нам

«

Ку

-

ка

-

ре

-

ку

Крыльями

похлопал

,

Ножками

потопал

.

Ну

и

мы

в

ответ

ему

Крикнем

все

«

Ку

-

ка

-

ре

-

ку

Наши

ножки

,

наши

ножки

Побежали

по

дорожке

.

(

Движения

выполняются

в

соответствии

со

словами

).

Проведенная

таким

образом

бодрящая

гимнастика

,

облегчит

детям

переход

от

сна

к

бодрствованию

.

И

дети

будут

вставать

«

с

той

ноги

».

Литература

:

1.

Харченко

Т

.

Е

.

Бодрящая

гимнастика

для

дошкольников

,

Санкт

-

Петербург

,

ДЕТСТВО

-

ПРЕСС

2012

2.

Кожухова

Н

.

Н

.,

Рыжкова

Л

.

А

.,

Самодурова

М

.

М

.

Воспитатель

по

физической

культуре

в

дошкольных

учреждениях

,

учебное

пособие

под

редакцией

С

.

А

.

Козловой

,

Москва

Academia 2002

3.

Алямовская

В

.

Г

. «

Как

воспитать

здорового

ребёнка

»,

Москва

, 1993.

4.

Журнал

«

Обруч

», 2004,

1.

5.

Интернет

-

ресурсы

.



В раздел образования