Автор: Шиповская Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 366
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Оценка индивидуального развития детей- как результат педагогических действий воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Согласно ФГОС целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и
в виде педагогической диагностики (мониторинга), а усвоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников. Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности
усвоения Программы воспитанниками дошкольной организации.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая
оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики( оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогически действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения
следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования( в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития;
- оптимизации работы с группой детей.
Дошкольный возраст это этап, когда ребёнок развивается чрезвычайно стремительно.
Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их
основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого
конкретного ребёнка – вот задачи педагогической диагностики. Таким образом,
результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения
сильных сторон ребёнка и определения перспектив его развития.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год. В начале учебного года – на
основании полученных результатов диагностики педагоги проектируют образовательную
деятельность с детьми, планируют образовательную работу по образовательным областям
с теми детьми, которые требуют корректировки. В середине учебного года (в январе)
можно проводить промежуточную диагностику. Она может проводиться не со всеми
детьми группы, а выборочно. С теми, у кого проявляются существенные проблемы
развития, Целью её являются - это оценка правильности выбранной в отношении ребёнка
стратегии образования, выявление динамики развития. Также вносим коррективы в
педагогический процесс. В конце учебного года проводится итоговая диагностика,
проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года,
показывающий эффективность педагогических воздействий. Таким образом, определяется
основа для построения образовательного процесса на новый учебный год
Методы педагогической диагностики:
- наблюдение - основной;
- проблемная (диагностическая ситуация);
-беседа;
- анализ продуктов детской деятельности
Этапы педагогической диагностики:
1 этап - проектировочный, включает в себя определение целей и методов диагностики.
Основной целью этого этапа является оптимизация работы с группой и индивидуализация
работы с детьми.
2 этап - практический. Это проведение диагностики. Определение ответственных,
обозначение времени и длительности, способов фиксации. Ответственными за
диагностику обычно являются воспитатели, старший воспитатель
3 этап - аналитический, предполагает анализ полученных фактов. На этом этапе мы не
оцениваем развитие ребёнка как на высоком, среднем, низком уровне, а определяем
уровень сформированности у ребёнка тех или иных качеств, умений и навыков
4 этап - интерпретация данных. Это основной путь понимания ребёнка и прогнозирования
перспектив его развития
5 этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных
задач для каждого ребёнка и для группы в целом
4 вопрос - Назовите формы проведения диагностики - индивидуальная, групповая,
подгрупповая
Теперь давайте остановимся подробно на индивидуальном маршруте. Индивидуальный
образовательный маршрут дошкольника по ФГОС позволяет выявить конкретные
трудности в образовании ребёнка. Задача воспитателя построить образовательную
траекторию так, чтобы ребёнку было легче воспринимать информацию. После
диагностики в начале года надо:
-определить задачи индивидуальной работы с дошкольниками;
- подобрать материал на основе программы;
- поставить цель;
- определить метод с учётом индивидуальных особенностей ребёнка;
- составить предполагаемые результаты
Также индивидуальный образовательный маршрут составляется и для одарённых детей.
Одарённость- это системное, развивающееся в начале жизни качеств психики, которые
определяют возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов
в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Как правило, среди дошкольников выделяются дети, которые:
-на занятиях все легко и быстро схватывают;
-знают много о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное и прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственных усилий;
- задают много вопросов, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и
решения. Это типичные черты одарённых детей. Нужно помочь дошкольнику
максимально раскрыть свои индивидуальные способности.
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников весьма
отличаются от таковых сверстников, возникает необходимость дифференцированного
обучения одарённых детей по специально разработанному ИОМ.
Ф.И.О., группа, сроки. Отметить вид одаренности, как проявляется, цель, задачи, методы
и приемы, работа с родителями, ожидаемые результаты.