Напоминание

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА


Авторы: Шереметова Татьяна Георгиевна, Татьяна Георгиевна Шереметова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: пгт Селенгинск Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: метод разработка
Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Качественные изменения в познавательной деятельности каждого ребенка связаны, во-

первых, с развитием ориентировочной сферы, во- вторых, с интенсивным развитием

понимаемой и активной речи. В частности, при ознакомлении с окружающим обогащается

и усиливается линия ориентации на человека и его виды деятельности (бытовая, игровая,

художественная, трудовая). Вместе с этим приходит умение точнее ориентироваться

среди предметов окружающего мира. Создаются предпосылки для развития ( речевого

общения ), познавательной деятельности.

Как показали последние педагогические исследования, усвоив что-то, еже трехлетний

малыш способен переносить полученные знания в аналогичную ситуацию, т.е. имеет

место интенсивное развитие ориентировочной активности, которая проявляется не

столько в подражании и выполнении действий по аналогии, сколько в обогащении

ситуации собственными «находками». Иными словами ребенок приобретает через

народные произведения не только действенный опыт социального поведения, но и чисто

человеческое видение и отношения к тем или иным сторонам общественной жизни, но и

это оказывает на него огромное воспитывающее влияние, подготавливающее малыша к

яркому и глубокому познанию и восприятию художественного слова.

Таким образом, появляется возможность развивать в детях способность логически

рассуждать, приходить к простейшим умозаключениям, приобретать собственное видение

и мнение, овладевать умением выразить словом свои чувства, потребности, т.е.

физическое и душевное состояние. Это очень важно осознать педагогу, работающему с

малышами. При этом освоение народной культуры не сводиться к сумме разученных

произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения

могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание,

привычки человека и становиться частью его жизни. Поэтому обучение фольклору носит

живой, неформальный характер. « Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не

значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению»,- отмечал

Л.С. Выготский. Исходя из данного высказывания можно утверждать что освоение

народного фольклора - это и изучение местных народных традиций. Региональный

материал следует включать во все разделы программы (по усмотрению педагога).

Этнографический подтекст данной предлагаемой программы подразумевает кропотливую

работу педагога по введению ребенка в мир фольклора, знакомство с жанрами:

колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки и т. д. Это и

первое знакомство с народными календарями (встреча осени, Рождество, колядование,

Масленица, встреча весны), и его тесная связь с жизнью, трудом. Важно осознание

ребенком причастности к такому доброму, мудрому миру, несущему радость через

близкие образы и птиц, через встречу с родной природой.

Содержание первых сказок для детей направлено именно на пробуждение первых

проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или

другим персонажам. Это обнаруживается в строчках, подчеркивающих, например,

физическое напряжение- «тянут- потянут, вытянуть не могут», («Репка»), или

просьбу-«Пустите меня к себе» («Теремок»), или печаль и слезы-« дед плачет, баба

плачет» («Курочка Ряба»), или прямую угрозу- «я тебя съем»(«Колобок»), или нежность и

заботливость -«козлятушки- ребятушки, отопритеся , отворитеся» («Волк и семеро

козлят»). Вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребенком в доступном

содержании первых народных сказок.

В совмещении и противопоставлении плоскостей реального, ирреального и рождается

сказка. Но к этому пониманию детей необходимо подвести. Развивающееся мышление

( дети третьего года жизни уже начинают постепенно понимать «что бывает» и «чего не

бывает») и элементарная ролевая игра (малыши легко откликаются на все игровые

действия), облегчают решение этой задачи.

Что такое сказка?

СКАЗКА «Про Потому и Почему»

1. Задание:

Прослушав внимательно сказку быстро и четко ответить

а) Какие вопросы задавал Почему?

б) Как отвечал Потому?

СКАЗКА «Про Мишутку»

2. Задание:

Используя настольный театр, придумать продолжение сказки и закончить ее.

Настольный театр: Лес, Домик, Мишутка. «Жил был Мишутка в лесу. Однажды шел он по

лесу и увидел на полянке домик.» (Продолжить сказку с приготовлением фигурок

настольного театра.)

Не малую роль в деле воспитания ребенка играет самостоятельное им сочинение разных

историй в сказочной форме, где с использованием детализированного расклада такой

истории детям предлагается схема, по которой нужно составить свою историю, сказку.

СОЧИНИ СКАЗКУ.

3. Задание:

На что делится структура сказки?

а) Зачин.

б) Кульминация.

в) Развязка.

4. Задание:

Зная структуру сказки, сделайте самостоятельно заместители предметов и сочините свою

сказку.

Теперь определимся что такое загадка? По определению фольклориста В.И.Чичерова,

загадка - это иносказательное описание какого- либо предмета или явления, данное

обычно в форме вопроса. Ю.Г. Илларионова определяет, что «загадка- это краткое

описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе

замысловатую задачу в виде явного ( прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, а так же многочисленные

повседневные явления окружающей людей действительности и т.д. Конечно же всем

широко известно что развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в

жизни и развитии человека остается неизменным. Загадку можно использовать на

прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает

наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей

действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение

интересным, ненавязчивым.

Но загадка - это не только игра, а и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. По

содержанию и структуру загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление

детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи- доказательства и

речи описания.

Поэтому для этого нам необходимо буде отгадать загадки на тему: «Русское подворье»

1. Бабушка седа - бела, Зимой всем мила,

А как лето наступает - Про бабушку забывают.

- ответ: (ПЕЧЬ)

2. Я не сам по себе, Я сильнее всего,

Я страшнее всего. И все любят меня

И все губят меня.

- (ОГОНЬ)

3.У нас в печурочке

Золотые чурочки.

- (ДРОВА)

4.Залезла Варвара Выше амбара. Не ест, не пьет,

Все на небо глядит. "

- (ТРУБА)

5. Маленький мальчик

Всем под ноги смотрит

- (ПОРОГ)

6. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает. Что схватит - отдает,

Сам в угол идет.

- (УХВАТ)

7. Ни свет ни заря

Пошел, согнувшись, со двора. - (КОРОМЫСЛО)

8. Стоит попадья,

Тремя поясами подпоясана.

- (КАДУШКА)

9. Весь мир кормит, Сама не ест. Туда - сюда снует Что в зубы возьмет,

На две части разжует.

- (ПИЛА)

10.Чем больше я верчусь,

Тем больше становлюсь.

- (ВЕРЕТЕНО)

А в заключение данной статьи зададимся еще и таким вопросом: а что же представляют

собой потешки? Потешки - это особый вид малого фольклорного жанра- как нельзя лучше

способствуют этому. Можно сказать: потешки - начальное, предварительное звено в

работе с детьми третьего года жизни при ознакомлении с первыми сказками. Во - первых,

в каждой потешке действует один или два персонажа. Во- вторых, потешка -

художественное произведение и, следовательно, рассчитано на образное восприятие

героев- и лисы, и зайца, и медведя, и волка. В- третьих, потешка раскрывает характер

героя: лиса - хитрая, волк-сердитый, медведь -сильный, но не слишком сообразительный;

белка- проворная, хлопотунья, мышка- юркая, маленькая, но удаленькая.

С какими же потешками следует знакомить детей? Какие из них подводят к усвоению

первых сказок? Это могут быть «Заюшка, войди в сад», «Лиса по лесу ходила», « Сидит

белка на тележке», «Козушка- белоногушка», «Коза- хлопота», «Тень- тень-потетень»,

«Огуречик, огуречик» и другие, в которых рассказывается о лесных животных, о мышке,

обитательнице полей. При этом важно показать картинки, на которых изображены

животные, подчеркнуть их отличительные особенности, а затем сходство, чтобы дети

могли впоследствии узнавать и различать их на картинке в игрушке.

Ознакомление с потешками начинается уже на первом - втором году жизни ребенка. В

трехлетнем возрасте вводятся новые потешки, но и старые повторяются. К этому времени

малыш начинает видеть не только различные черты у животных, но и общие: все они

имеют две передние лапки (в сказочной ситуации они имитируют руки человека), две

задние (аналогично- ноги человека), у всех два глаза, два уха, зубы, хвост , тело, покрытое

шерстью. Эти знания приходят по аналогии со знаниями о человеке. Их не вводят

специально в занятие; ребенок постигает это спонтанно, т.е. самостоятельно

(самодвижение познавательного развития), что является результатом мыслительной

деятельности, на которую уже опираются первые знания. Вот почему так необходима

системная работа при отборе содержания малого фольклорного жанра.



В раздел образования