Напоминание

"Распевание - как подготовка к работе над репертуаром"


Автор: Кравченко Анастасия Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГБУДО "Камчатский центр развития творчества детей и юношества "Рассветы Камчатки"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Распевание - как подготовка к работе над репертуаром"
Раздел: дополнительное образование





Назад




КГБУДО «КАМЧАТСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И

ЮНОШЕСТВА

«РАССВЕТЫ КАМЧАТКИ»

Методическая разработка занятия по

«Распевание - как подготовка к работе над

репертуаром»

Выполнила:

педагог дополнительного образования

Кравченко Анастасия Васильевна

г. Петропавловск-Камчатский

2020 год

2

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3

2. Ход занятия…………………………………………………………………..…5

3. Список используемой литературы …………………………………………….5

3

Введение

Распевка - как разминка перед тренировкой.

Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм,

приводим

его

в

тонус,

разогреваем

мышцы

для

того,

чтобы

они

были

эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более

управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание

перед пением имеет абсолютно тоже назначение. В теле голосовых складок

находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их

и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой.

Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они

более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем

голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

Распевка - это набор вокальных упражнений.

Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой

аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная

такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и

нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут

решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и

голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные

навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют

проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных

упражнениях,

затем

используются

в

пении

произведений.

Распевание

позволяет

певцу

настроиться,

сосредоточиться,

сконцентрироваться,

включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию

психологически.

Основные правила распевания

Нельзя

приступать к

пению

высоких нот,

предварительно не

распевшись, не разогрев связки.

Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего

диапазона.

Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь

предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются

вниз.

Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой

диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции,

затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце

4

распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит

от

уровня

профессионализма

певца.

Начинающий

вряд

ли

справится

с

октавными упражнениями даже в конце распевания.

Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется,

конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения

вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока

вокала.

Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный

голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться

необходимо,

но

громкие

звуки

издавать

из-за

каких-то

обстоятельств

категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь

эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При

распевании

нужно

петь

в

полный

голос,

но

необходимо

избегать

и

форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а

также

жёсткой

атаки

звука

(резкого

акцентированного

начала

ноты)

и

перехода на крик.

Цель: обучить устойчивого интонирования одноголосного пения;

Задачи:

обучающие:

-

обучить правильному певческому дыханию;

-

ознакомить исполнению песни в унисон;

-

показать пропевание слова на зевке;

-

показать четкое пропевание согласных и гласных.

развивающие:

-

сформировать правильного академического исполнения;

-

развитие чувства ритма, внимания, воображения;

-

развитие

слуховой

музыкальной

памяти,

певческой

эмоциональности,

выразительности,

вокальной

артикуляции,

певческого дыхания.

воспитательные:

-

воспитывать культуру поведения;

-

воспитывать умение работать в коллективе.

5

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

Правильная певческая позиция.

2. Подготовительный этап.

Гимнастика

артикуляционного

аппарата,

фонетические

упражнения,

дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения

3. Распевание.

Подготовка к пению голосового аппарата

Упражнения:

Фонопедический метод Виктора Емельянова (цикл упражнений)

МА-МЭ-МИ-МО-МУ (выстраивание унисона)

«Я пою, хорошо пою»

Упражнения на штрихи legato и staccato

Упражнение на активизацию артикуляционного аппарта «Р-р-р-р-р-р»

Скороговорки:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Уточка вострохвостачка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Внимание педагога должно быть направлено на:

свободу мышц;

правильность осанки;

активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

работу резонаторной системы;

6

общую внятность речи;

ритмическую точность.

Варианты произношения текстов:

активный выдох в конце фразы (скороговорка «Бык»);

произношение

с

различной

интонацией

(удивления,

радости,

возмущения), смена смыслового центра («Уточка»);

4. Основной этап - работа над репертуаром (работа над звукообразованием,

звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над

унисоном)

1. Пропевание песни «Новый день» под сопровождение фортепиано и a

capella

2. Работа с ансамблем

3. Пропевание песен под фонограмму «минус»

4. Динамическая пауза на отдых- массаж лица, шеи, спины

5.Работа над движениями в песне «Новый день»

5. Рефлексивный этап самооценка детей о своей работоспособности,

эмоциональном состоянии.

6. Итоговый этап: пропевание песни от начала до конца под фонограмму

с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

7. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем

занятии .

7

Список используемой литературы

1.

Андреева

В.А.

Строение

голосового

аппарата

и

принципы

его

деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.

2.

Жирновск, 1989.

3.

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

4.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. -

5.

Ростов-на-Дону, 2006

6.

Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца. Методическая

разработка. Самара, 1997

7.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

8.

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003

9.

Ерохина

И.А.

Работа

с

начинающими

певцами.

Методическая

разработка. -Самара, 1999

10.

И.Исаева

«Эстрадное

пение.

Экспресс

курс

развития

вокальных

способностей»

11.

Огородников

Д.Е.

Музыкально-певческое

воспитание

детей

в

общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

12.

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. - СПб: Издательство «Лань»;

Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

13.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

14.

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

15.

Юдин С.П. формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989.



В раздел образования