Автор: Шульц Инесса Робертовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ №1
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности ознакомления учащихся ДХШ с работой над снежной скульптурой
Раздел: дополнительное образование
Возрастные особенности ознакомления учащихся с работой над снежной
скульптурой
Для начала освоения такого вида творческой деятельности как снежная
скульптура целесообразнее всего подходит подростковый возраст 12-14 лет.
Рассмотрим главные физиологические и психолого-педагогические
особенности детей подросткового возраста.
Физиологические
особенности.
Основной
особенностью
подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка
организма – пубертатное развитие. В этот период у подростков отмечается
повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям
осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост
мускулатуры, из-за чего появляется непропорциональность тела, угловатость.
В связи с вышеперечисленными особенностями полезна смена деятельности
и выполнение заданий не только требующих усидчивости, но и определённой
подвижности.
Психолого-педагогические особенности. Переход к периоду младшего
подросткового
возраста
сопровождается
резкой
ломкой
психики,
получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная деятельность
перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в
предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со
сверстниками
(по
Д.Б.
Эльконину
–
интимно-личное
общение),
психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами [34].
Одним из центральных новообразований в личности подростка является
возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании
подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным. Стремление к
самостоятельности проявляется во всем, он хочет, чтобы к нему относились
не как к ребенку, а как к взрослому. Подростковый возраст — остро
протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого
сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность
в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к
взрослым.
С
другой
стороны,
подростковый
возраст
отличается
и
множеством
положительных
факторов:
возрастает
самостоятельность
ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с
другими
детьми
и
взрослыми,
значительно
расширяется
сфера
его
деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на
качественно новую социальную позицию, в которой формируется его
сознательное отношение к себе как члену общества.
Формирование межличностных взаимоотношений в коллективе очень
важно для подростков, в связи с чем, полезно вводить в учебный процесс
коллективные и мелкогрупповые задания.
Психическое развитие подростка тесно связано с таким важнейшим
новообразованием личности, как самосознание. Именно в этот период
наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на
собственную оценку. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная
потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности,
формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они
находится у взрослых людей.
- преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это
порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств,
их аргументирование. В данной ситуации можно давать ребенку достаточно
много заданий (подходящих по возрасту), так как он будет стремиться
выполнить их хорошо для собственного самоутверждения, но важно и
сохранить меру и не переусердствовать, вызвав заносчивость, завышенную
или заниженную самооценку.
С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно
усиливается сознательное отношение к учению. Существенные знания при
отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и
переживание или неуспехи в овладении теми или иными учебными
предметами.
Неуспех,
как
правило,
вызывает
у
учащихся
бурные
отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания.
Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является
ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
«Желание хорошо учиться, - утверждал В.А. Сухомлинский, - приходит
только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только
тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении
знаниями»[1]. «Активность подростка не та, что у младших школьников. Его
привлекает теперь не столько сам процесс деятельности, сколько цель и ее
результат. Он то энергичен, деятелен, весел, то вдруг вял, пассивен, мрачен»
- пишет кандидат педагогических наук В. Лапик. [34].
- на протяжении всего подросткового возраста 11-15 лет наблюдается
прогрессивный рост интеллектуального развития подростка;
-весь период подросткового возраста – период освоения формальных
операций. Темпы развития вербального интеллекта выше темпов развития
невербального интеллекта, что свидетельствует об опережающем развитии
формально-логических операций, что особенно важно при формировании
объемно-пространственного мышления и в освоении приёмов скульптуры.
- наиболее высокие темпы интеллектуального развития, особенно
показателей
осведомленности,
умения
обобщать
и
комбинаторных
способностей (индуктивное мышление) отмечается в интервале 12-13 лет,
что позволяет рассматривать его в качестве сенситивного периода в
интеллектуальном развитии подростков;
В
подростковом
возрасте
интеллектуальное
развитие
быстро
прогрессирует и проходит несколько этапов:
- вначале развивается способность к абстрактному мышлению, к синтезу
и анализу и к гипотетическому мышлению. Сознание становится более
независимым,
приходит
умение
сравнивать,
давать
оценки,
делать
обобщение, выводы;
- затем мышление становится все более критическим, нет больше нужды
в подтверждении своих мыслей родителями или учителями;
- способность делать заключения от частного к общему все более
развивается, возникает способность отличать существенные характеристики
понятий
от
второстепенных,
также
продолжает
углубляться
знание
реальности;
- развивается моральное мышление, участие в общественной жизни
становится активнее, молодой человек думает все более самостоятельно и
может отстоять свою позицию.
Пробовать себя в создании скульптуры из снега методом высекания
учащимся можно, начиная примерно с 12, а лучше с 13 лет. То есть в 3-4
классе детской художественной школы. Приблизительно к этому возрасту у
детей формируется объёмно-пространственное мышление, ребёнок учится
анализировать сложные пространственные отношения, конструкцию и
строение предметов. То есть до подросткового возраста ребёнок с такой
задачей, как вырезание сложной формы из цельного блока, не справится по
чисто физиологическим причинам. Кроме этого, работа с прессованным
снегом иногда требует физических усилий чрезмерных для детей младшего
школьного возраста, тогда как мускулатура учащихся подросткового
возраста для такого задания развита уже в достаточной степени. Так же при
желании участвовать в конкурсах снежной скульптуры к работе могут
присоединяться и более старшие учащиеся из 5 класса ДХШ.