Напоминание

Возрастные особенности ознакомления учащихся ДХШ с работой над снежной скульптурой


Автор: Шульц Инесса Робертовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ №1
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности ознакомления учащихся ДХШ с работой над снежной скульптурой
Раздел: дополнительное образование





Назад




Возрастные особенности ознакомления учащихся с работой над снежной

скульптурой

Для начала освоения такого вида творческой деятельности как снежная

скульптура целесообразнее всего подходит подростковый возраст 12-14 лет.

Рассмотрим главные физиологические и психолого-педагогические

особенности детей подросткового возраста.

Физиологические

особенности.

Основной

особенностью

подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка

организма – пубертатное развитие. В этот период у подростков отмечается

повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям

осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост

мускулатуры, из-за чего появляется непропорциональность тела, угловатость.

В связи с вышеперечисленными особенностями полезна смена деятельности

и выполнение заданий не только требующих усидчивости, но и определённой

подвижности.

Психолого-педагогические особенности. Переход к периоду младшего

подросткового

возраста

сопровождается

резкой

ломкой

психики,

получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная деятельность

перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в

предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со

сверстниками

(по

Д.Б.

Эльконину

интимно-личное

общение),

психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами [34].

Одним из центральных новообразований в личности подростка является

возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании

подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным. Стремление к

самостоятельности проявляется во всем, он хочет, чтобы к нему относились

не как к ребенку, а как к взрослому. Подростковый возраст — остро

протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого

сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность

в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к

взрослым.

С

другой

стороны,

подростковый

возраст

отличается

и

множеством

положительных

факторов:

возрастает

самостоятельность

ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с

другими

детьми

и

взрослыми,

значительно

расширяется

сфера

его

деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на

качественно новую социальную позицию, в которой формируется его

сознательное отношение к себе как члену общества.

Формирование межличностных взаимоотношений в коллективе очень

важно для подростков, в связи с чем, полезно вводить в учебный процесс

коллективные и мелкогрупповые задания.

Психическое развитие подростка тесно связано с таким важнейшим

новообразованием личности, как самосознание. Именно в этот период

наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на

собственную оценку. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная

потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности,

формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они

находится у взрослых людей.

- преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это

порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств,

их аргументирование. В данной ситуации можно давать ребенку достаточно

много заданий (подходящих по возрасту), так как он будет стремиться

выполнить их хорошо для собственного самоутверждения, но важно и

сохранить меру и не переусердствовать, вызвав заносчивость, завышенную

или заниженную самооценку.

С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно

усиливается сознательное отношение к учению. Существенные знания при

отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и

переживание или неуспехи в овладении теми или иными учебными

предметами.

Неуспех,

как

правило,

вызывает

у

учащихся

бурные

отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания.

Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является

ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

«Желание хорошо учиться, - утверждал В.А. Сухомлинский, - приходит

только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только

тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении

знаниями»[1]. «Активность подростка не та, что у младших школьников. Его

привлекает теперь не столько сам процесс деятельности, сколько цель и ее

результат. Он то энергичен, деятелен, весел, то вдруг вял, пассивен, мрачен»

- пишет кандидат педагогических наук В. Лапик. [34].

- на протяжении всего подросткового возраста 11-15 лет наблюдается

прогрессивный рост интеллектуального развития подростка;

-весь период подросткового возраста – период освоения формальных

операций. Темпы развития вербального интеллекта выше темпов развития

невербального интеллекта, что свидетельствует об опережающем развитии

формально-логических операций, что особенно важно при формировании

объемно-пространственного мышления и в освоении приёмов скульптуры.

- наиболее высокие темпы интеллектуального развития, особенно

показателей

осведомленности,

умения

обобщать

и

комбинаторных

способностей (индуктивное мышление) отмечается в интервале 12-13 лет,

что позволяет рассматривать его в качестве сенситивного периода в

интеллектуальном развитии подростков;

В

подростковом

возрасте

интеллектуальное

развитие

быстро

прогрессирует и проходит несколько этапов:

- вначале развивается способность к абстрактному мышлению, к синтезу

и анализу и к гипотетическому мышлению. Сознание становится более

независимым,

приходит

умение

сравнивать,

давать

оценки,

делать

обобщение, выводы;

- затем мышление становится все более критическим, нет больше нужды

в подтверждении своих мыслей родителями или учителями;

- способность делать заключения от частного к общему все более

развивается, возникает способность отличать существенные характеристики

понятий

от

второстепенных,

также

продолжает

углубляться

знание

реальности;

- развивается моральное мышление, участие в общественной жизни

становится активнее, молодой человек думает все более самостоятельно и

может отстоять свою позицию.

Пробовать себя в создании скульптуры из снега методом высекания

учащимся можно, начиная примерно с 12, а лучше с 13 лет. То есть в 3-4

классе детской художественной школы. Приблизительно к этому возрасту у

детей формируется объёмно-пространственное мышление, ребёнок учится

анализировать сложные пространственные отношения, конструкцию и

строение предметов. То есть до подросткового возраста ребёнок с такой

задачей, как вырезание сложной формы из цельного блока, не справится по

чисто физиологическим причинам. Кроме этого, работа с прессованным

снегом иногда требует физических усилий чрезмерных для детей младшего

школьного возраста, тогда как мускулатура учащихся подросткового

возраста для такого задания развита уже в достаточной степени. Так же при

желании участвовать в конкурсах снежной скульптуры к работе могут

присоединяться и более старшие учащиеся из 5 класса ДХШ.



В раздел образования