Авторы: Захарова Динара Мухаррямовна, Решетова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №83 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический проект "Растим патриотов России"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Растим патриотов России»
для детей старшего дошкольного возраста
Авторы:
учитель-логопед Решетова Г.А.,
воспитатель Захарова Д.М.
Саранск, 2021
Проект «Растим патриотов России»
Актуальность
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Его
самая большая опасность – разрушение личности. Дошкольный возраст – это
время, когда закладывается фундамент воспитания ребенка как личности, когда
определяется устойчивое представление о добре и зле, усваиваются правила
нравственности и нормы поведения, проявляется собственная воля и характер,
выстраиваются взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающими
людьми, раскрывается качественное своеобразие творческой индивидуальности
ребенка.
Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем
раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество,
чем раньше он приобщится к культурно-историческим и национальным
традициям, познакомится со страницами истории своей Родины, узнает о
создании своими предками Российского государства, тем успешнее будет идти
его развитие как гражданина в дальнейшем.
Если целостность процесса патриотического воспитания нарушится, будут
потеряны ориентиры развития, нарушатся связи между поколениями. Именно
поэтому нравственное воспитание, воспитание гражданина своей страны следует
начинать с возраста, способного продолжить дорогу мира, добра и духовного
совершенства на несколько поколений вперед. Тема России является очень
продуктивной для патриотического воспитания. Начинать лучше с близкого и
конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, что находится всегда
рядом, чего он порой даже не замечает за привычностью и обыденностью.
Таким образом, проблема патриотического воспитания на материале
ознакомления с родной страной сегодня одна из наиболее актуальных. В связи с
этим можно сделать вывод, что работу по патриотическому воспитанию нужно
начинать в дошкольном возрасте, проводить эту работу в определённой системе
с учётом культурных, исторических традиций, осуществляя тесный контакт с
семьями воспитанников, используя разнообразные формы работы.
Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный, групповой,
познавательно-исследовательский с заданным результатом для детей 6 -7 лет.
Срок реализации проекта: с 01.02.2021г. по 28.02.2021г.
Участники проекта: дети разновозрастной логопедической группы,
воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, родители воспитанников.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото
и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, Защитниках
Отечества, о боевых действиях во время войны,
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать
все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на
непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего
мира.
Наличие
таких
деятельностей
является
непременным
условием
полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В
противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цель проекта: создание условий для становления основ патриотического
сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные
1.Формировать первичные представления об Отечестве, представления о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля – как общем доме людей, об особенностях её
природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС п.2.6.).
2.
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
3.Формировать представление о Российской Армии, с особенностями службы в
мирное время, о необходимости защищать Родину, охранять ее спокойствие и
безопасность.
4.Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать
защитниками Родины.
Воспитательные
1.Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу.
2.Воспитывать чувство гордости за свою страну: от былинных героев до героев
Великой Отечественной войны.
3. Воспитывать желания познавать и возрождать лучшие традиции русского
народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
4. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как к будущим защитникам
Родины.
Развивающие
1.Развивать мышление, память, эмоционально-волевую сферу, внимание детей.
2.Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей:
сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
Предполагаемый результат
На основе ярких впечатлений о родной природе, об истории родного края, о
Родине у ребенка формируются определенные черты характера, которые
помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Предварительная работа:
-постановка целей и задач;
-подготовка наглядного дидактического материала;
-работа с познавательной и художественной литературой (подбор книг, сказок,
иллюстраций, рассказов, загадок, стихотворений);
-подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;
-планы совместной образовательной деятельности;
-памятки для родителей;
Сотрудничество с педагогами ДОУ: музыкальный руководитель и инструктор
по физической культуре организуют спортивно-музыкальное мероприятие «23
февраля –День Защитника Отечества»
Продукт проектной деятельности:
Интегрированная НОД на тему: «Мы – россияне»
Содержание практической деятельности по реализации проекта
I этап - подготовительный (сбор и накопление информации)
- разработка перспективного плана по реализации проекта;
- разработка планов НОД, бесед;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания
развивающей среды в группе;
- подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и
пересказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;
- подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта.
-
анкетирование родителей «Как вы относитесь к патриотическому воспитанию
вашего ребенка».
II этап – основной (практический)
План реализации проекта «Растим патриотов России»
Дата
Мероприятия
01.02.21г
Чтение и заучивание произведения П. Воронько. «Лучше нет
родного края»
Цель: познакомить детей с произведениями о родине, вызвать
желание заучивать и выразительно читать стихотворение.
02.02.21г
Просмотр мультфильма «Солдатская сказка»
Цель:
формировать патриотические чувства на основе
ознакомления с боевыми традициями нашего народа.
03.02.21г
Сюжетно-ролевые «Моряки»
Цель: формировать у детей представления о профессии военного,
чувство благодарности к защитникам родины.
04.02.21г
Беседа с рассматриванием иллюстраций: «Наша Родина – Россия»
Цель: формировать у детей представления о родной стране;
закреплять и расширять знания детей о растительном и животном
мире родного края.
05. 02.21г
Просмотр: «Великая Россия».
Цель: познакомить детей с символами Российского государства:
герб, флаг, гимн, с их историей;
воспитать у детей уважительное и
бережное отношение к государственным символам России, к
историческому прошлому и традициям народов нашей страны.
Слушание: «Гимн России»
Цель: познакомить детей с гимном России.
08.02.21г
Беседа: «Широка страна моя родная».
Чтение: Ц. Агелов «Доброе утро, дети Земли».
Цель: сформировать у детей первые чувства патриотизма: гордости
за свою Родину, любовь к родному краю.
09.02.21г
Дидактическая игра «Кто знает, тот угадает!»
Цель:
закрепить знания детей о достопримечательностях родного
города;
развивать память, речь;
воспитывать наблюдательность,
любознательность.
10.02.21г
Сюжетно – ролевая игра «Госпиталь»
Цель: учить отражать в игре труд военных врачей , медсестер,
санитарок.
11.02.21г
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, расширять запас слов,
развивать память, внимание.
Русская народная игра «Пятнашки»
Цель: воспитывать интерес к народным подвижным играм,
развивать бег.
12.02.21г
Рассматривание иллюстраций об армии, о родах войск, о военной
технике.
Цель: систематизировать знания детей о российской армии, родах
войск, военной технике.
Подвижная игра «Разведчики»
Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»
Цель: закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном,
морском транспорте; развивать познавательную активность;
воспитывать патриотов своей страны.
15.02.21г
Беседа на тему: «Российская армия»
Цель: расширять знание детей о Российской армии; воспитывать
уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов
(возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение
рассказать о службе в армии отцов, дедушек, братьев; воспитывать
стремление быть похожим на них.
Рассматривание иллюстраций об армии, родах войск, военной
техники.
16.02.21г
Художественное творчество.
Рисование на тему: «Солдат на посту»
Цель: учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая
характерные особенности костюма, позы, оружия. Воспитывать у
детей интерес и уважение к Российской армии.
17.02.21г
Дидактическая игра «Назови рода войск»
Цель: знакомство детей с основными родами войск Российской
армии; уметь находить и называть их отличительные особенности;
развивать внимание, логическое мышление,
память; воспитывать чувство гордости за свою страну, вызвать
желание (у мальчиков) служить в рядах Российской армии.
18.02.21г.
Художественное творчество.
Лепка на тему «Пограничник с собакой»
Цель: закреплять умение лепить фигуры человека и животного,
передавая характерные черты образов. Упражнять в применении
разнообразных технических приёмов (лепка из целого куска и т.д.)
19.02.21г
КВН «Наша армия сильна, охраняет нас она»
Цель: систематизировать знания детей о российской армии,
разновидностях военных профессий; обогащать словарь по теме,
развивать связную речь, фонематическое восприятие; воспитывать
патриотов своей страны.
20.02.21г
Музыкально-спортивное развлечение: «23 февраля –День
Защитника Отечества»
Цель: воспитывать у детей чувство любви и уважения к родной
стране, развивать интерес к активному образу жизни.
24.02.21г
Чтение произведения Ивана Шмелева «Русская песня»
Цель: познакомить детей с произведениями русских классиков о
Родине.
Книжная выставка: «Детям о ВОВ»
25.02.21г
Беседа на тему: «Нам нужен мир»
Цель: развивать лучшие качества человечества: патриотизм,
гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;
формировать чувство личной ответственности и сопричастности к
сохранению мира.
26.02.21г
Интегрированная НОД на тему: «Мы – россияне»
Цель:
обобщить и систематизировать знания детей о России;
формировать уважительное отношение к государственным
символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско-
патриотические чувства. Развивать мелкую моторику рук,
воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Работа с
родителями:
1.
Анкетирование родителей «Как вы относитесь к
патриотическому воспитанию вашего ребенка».
2.
Консультация: «Патриотическое воспитание дошкольников».
3.
Оформление стенда «Растим будущего гражданина».
4.
Фотовыставка «Мой папа-солдат Российской Армии».
III этап – заключительный
1.Музыкально-спортивное развлечение: «23 февраля –День Защитника
Отечества»
2.Интегрированная НОД на тему: «Мы – россияне»
Литература:
1.
Нравственно–патриотическое воспитание
детей
дошкольного возраста.
Методическое пособие для педагогов.
Ветохина А. Я., Дмитренко З. С.,
Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В. и др.
2. Ковалева Г. А. Воспитываем маленького гражданина… Практическое пособие
для работников ДОУ. – М., 2003.
3. Курочкина И. Н. Как научить ребенка поступать правильно. –М., 2003.
4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.:
Линка-Пресс, 2003.
5. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания
дошкольника. Под общей редакцией Р. И. Оверчук. - М. 2004.
Реализация проекта «Растим патриотов России»
Беседа на тему: «Российская армия»
Дидактическая игра «Назови рода войск»
Просмотр мультфильма «Солдатская сказка»
Просмотр видеофильма «Великая Россия»
Сюжетно – ролевая игра «Госпиталь»
Рисование на тему: «Российская Армия»
Лепка на тему: «Пограничник с собакой»
Аппликация на тему: «Матрос с сигнальными флажками»
«Подарок для папы»
Фотовыставка «Мой папа-солдат Российской Армии».
Музыкально-спортивное развлечение:
«23 февраля –День Защитника Отечества»