Автор: Вагабова Зарема Амахановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 27 Калининского района
Населённый пункт: Санкт -Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Математические представления у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Математические
представления
у
детей
дошкольного
возраста.
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в
первую пору жизни. Я. А. Коменский
Малыши постигают то содержание математической направленности, которое
в современной методике развития математических представлений детей
дошкольного
возраста
именуется
предматематикой.
Это
содержание
обеспечивает
развитие
мышления,
освоение
логико-математических
представлений
и
способов
познания.
Содержание
предматематики
направлено
на
развитие
важнейших
составляющих
личности
ребенка
—
его интеллекта и интеллектуально-
творческих способностей.
Результатами
освоения
предматематики
являются
не
только
знания,
представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных
процессов.
Способности
к
абстрагированию,
анализу,
сравнению,
обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и
явления,
выяснять
закономерности,
обобщать,
конкретизировать
и
упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического
опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать
мир.
Освоенные математические представления, логико-математические средства
и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют
первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является
началом познания окружающей действительности, первым вхождением в
мир
математики.
Целью
и результатом педагогического
содействия
математическому
развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-
творческих способностей детей через освоение ими логико-математических
представлений
и
способов
познания.
Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с
учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей
детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной
деятельности
и
развития
личности
ребенка
в
дошкольном
детстве.
Выполнение
этих
задач
должно
обеспечивать
реализацию
принципа
преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и
начальной
школьной
ступенях
образования.
Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста
являются:
развитие
у
детей
логико-математических
представлений
(представлений о математических свойствах и отношениях предметов,
конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях
и закономерностях);
развитие сенсорных
(предметно-действенных) способов познания
математических свойств и отношений: обследование, сопоставление,
группировка, упорядочение, разбиение;
освоение
детьми
экспериментально-исследовательских
способов
познания
математического
содержания
(воссоздание,
экспериментирование, моделирование, трансформация);
развитие у детей логических способов познания математических
свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение,
обобщение, классификация, сериация)';
овладение
детьми
математическими
способами
познания
дей-
ствительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
развитие
интеллектуально-творческих
проявлений
детей:
на-
ходчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к
поиску нестандартных решений задач;
развитие
точной,
аргументированной
и
доказательной
речи,
обогащение словаря ребенка;
развитие активности и инициативности детей;
воспитание
готовности
к
обучению
в
школе:
развитие
само-
стоятельности,
ответственности,
настойчивости
в
преодолении
трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук,
умений самоконтроля и самооценки.
Содержание
математического
развития детей
дошкольного
возраста
определяется,
наряду
с
целями
и
задачами,
следующими
важными
факторами.
Личностно-развивающая направленность содержания математического
развития дошкольников должна являться эффективным средством
развития
интеллектуально-творческих
способностей
ребенка
и
содействовать
развитию
важнейшего
личностного
качества
—
самостоятельности в решении интеллектуальных задач.
Направленность
математического
содержания,
которое
осваивает
ребенок
в
дошкольном
возрасте,
является
социализирующей.
Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет
его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию
успеха
в
разных
видах
деятельности,
требующих
проявления
интеллектуально-творческих способностей.
Содержание математического развития дошкольников пропедевтично.
Осваиваемое
ребенком
содержание
должно
позволить
ему
на
чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны
действительности и развить те структуры мышления, на основе
которых впоследствии будут формироваться основные математические
понятия.
Осваиваемое
содержание
должно
соответствовать
возрастным
и
индивидуальным
возможностям
дошкольников,
быть
ори-
ентированным на зону их ближайшего развития.
В
качестве
основных
структурных
компонентов
содержания
математического развития дошкольников выступают логико-математические
представления и способы познания, которые представлены в таблице 3 в
порядке
усложнения.
Реализация обозначенных задач возможна на адекватном им содержании.
Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития
дошкольников являются свойства и отношения. Значимость и необходимость
выделения этого компонента обусловлена, прежде всего, тем, что:
математические
понятия
отражают
определенные
свойства
действительности (число — количество, геометрическая фигура —
форму, протяженность в пространстве — длину и т.д.); движение к
постижению
математических
понятий
начинается
с
познания
соответствующих свойств и отношений;
умственные действия со свойствами и отношениями — доступное и
эффективное средство логико-математического развития детей и их
интеллектуально-творческих способностей.
В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие
свойства, как форма, размер (протяженность в пространстве), количество,
пространственное расположение, длительность и последовательность, масса.
Первоначально
в
результате
зрительного,
осязательно-двигательного,
тактильного обследования, сопоставления предметов дети обнаруживают и
выделяют в предметах разные их свойства. Дети сравнивают отдельные
предметы и группы предметов по разным свойствам, упорядочивают объекты
по разным основаниям (например, по возрастанию или убыванию их размера,
емкости, тяжести и т. д.), разбивают совокупности на группы (классы) по
признакам и свойствам. В процессе этих действий дошкольники обнаружи-
вают отношения сходства (эквивалентности) по одному, двум и более
свойствам и отношениям порядка. При этом они учатся оперировать «в уме»
не с самим объектом, а с его свойствами (абстрагируют отдельные свойства
от самого предмета и от его других, незначимых для решения задачи
свойств).
Таким
образом,
формируется
важнейшая
предпосылка
абстрактного
мышления
—
способность
к
абстрагированию.
В
процессе
осуществления
практических
действий
дети
познают
разнообразные геометрические
фигуры и
постепенно
переходят
к
группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У детей развиваются
конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают
умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон,
расчленять,
собирать
и
видоизменять
его.
В познании величин дети переходят от непосредственных (наложение,
приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения
(с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает
возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте,
длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же
свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную
степень
выраженности
(равные
или
разные
по
толщине
и
т.
д.).
Пространственно-временные
представления (наиболее
сложные
для
ребенка-дошкольника)
осваиваются
через
реально
представленные
отношения (далеко — близко, сегодня — завтра). Познание этих отношений
осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки,
разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных
творческих
задач
и
моделирования.
Познание чисел и освоение действий с числами — важнейший компонент
содержания математического развития. Посредством числа выражаются
количество и величины. Оперируя только числами, которые являются
показателями количеств и величин объектов окружающей действительности,
сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном
состоянии
объектов
действительности.
Ребенок-дошкольник постигает сущность числа и действие с числами на
протяжении длительного периода. Первоначально малыши выделяют один
или два предмета, сравнивают практическим путем два множества. В этот же
период или несколько позже дети овладевают счетом. Счет является
способом
определения
численности
множеств
и
способом
их
опосредованного сравнения. В процессе счета дети постигают число как
показатель
мощности
множества.
Сосчитывая
разные
по
размеру,
пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию
независимости числа от других свойств предметов и совокупности в целом.
Знакомятся
с
цифрами,
знаками
для
обозначения
чисел.
Решая арифметические задачи, дети осваивают специальные приемы
вычислительной деятельности, например присчитывание и отсчитывание по
единице.
На основе сложившегося логико-математического опыта ребенку 5—6 лет
становятся
доступными
познание связей,
зависимостей объектов,
закономерностей, оценка различных состояний и преобразований. Ребенок
определяет порядок следования; находит фигуру, пропущенную в ряду
фигур; понимает
и исправляет ошибки;
поясняет неизменность
или
изменение состояния объектов, веществ; следует алгоритмам и составляет их
самостоятельно.