Автор: Ануфриева Жанна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ прогимназия "Кристина"
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: "НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ НЕМЕЦКОГО НАРОДА"
Раздел: дошкольное образование
НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ
К КУЛЬТУРЕ НЕМЕЦКОГО НАРОДА
Ж. Н. Ануфриева
МБОУ прогимназия «Кристина» г. Томска
Народные танцы являются эффективным средством этнокультурного образования
и воспитания детей, и способствуют сохранению богатств и традиций народного
творчества. Включение танцевального фольклора в современное хореографическое
образование помогает развивать и воспитывать у детей, уважение к истории и культуре
народа, формирует представление о национальном многообразии мира, духовности,
создает мироощущение, необходимое в последующей жизни [1].
Немецкий народный танец является отражением обычаев и традиций жизни народа
Германии, передает национальный колорит, связанный с музыкой, народной песней,
национальным костюмом.
Традиционным танцевальным наследием немецкого народа является массовый
танец, где представлены игровые действия, пляски и пение, которые своими корнями
уходят в древнегерманские театрализованные представления [4].
Большая часть массовых хороводных танцев, имеет музыкально-игровую основу,
которая является особенно привлекательной и доступной для детей дошкольного и
младшего
школьного
возраста.
Способствует
двигательной
активности,
развития
ориентации в пространстве, координации движений.
Особенно популярными у детей стали хороводы с перестроением и сменой
ведущего («Folge mir»), с догонялками («Katz’und Maus»), с перестановкой в круге
(«Guten Morgen Sonnenschein»), с названием чисел («Öffnet das Tor»), детские хороводы с
приседанием на корточки или падениями «Kinder auf dem Holderbusch» и другие [3].
Игры, сопровождаемые движениями в соответствии с текстом напеваемых
стишков, помогают раскрывать содержание разных видов человеческой деятельности,
передавать образы природы (Spiel «Regen»), имитировать повадки птиц (Spiel «Osterei»),
зверей (Spiel «Kinder und der Bär»), используя подражательные элементы.
Народные немецкие танцы, отражающие профессиональную принадлежность,
несут в себе соответствующую внешнюю эстетику, глубокое внутреннее содержание,
окрашенное национальным колоритом. Среди примеров таких танцев: «Аmbosspolka» —
полька кузнецов; «Webertanz» — танец ткачей; «Holzhackermarsch» — марш лесорубов и
др. Изучение с детьми подобных танцев, позволит не только познакомиться с
национальными
танцевальными
движениями,
но
и
расширить
двигательно-
координационные навыки [2].
Широко
представлены
в
немецкой
народной
хореографии
подвижные,
динамичные танцы — кадрили, бранли, лендлеры: «Langaus» (Лангаус), «Steyrischer»
(Штайришер),
«Dreher»
(Дреер),
«Faschen»
(Беготня
с
прутьями)
и
«Glockler»
(Колокольчиками), «Siebensprünge» (Семь прыжков). Основным лексическим материалом
в этих танцах являются подскоки, хлопки, повороты, прыжки, шаги с покачиванием. Так,
в танце «Siebensprünge» (Семь прыжков) танцующие образуют круг и двигаются в
направлении по кругу или в линиях, демонстрируя единение. При смене музыкальной
фразы, исполнители выполняют друг перед другом разные виды прыжков и подскоков,
как бы соревнуясь. Во время танца происходит смена музыкального материала, и
композиция повторяется сначала. Движения всё время добавляются и состоят из 7 разных
поз. Изучение с детьми элементов этого танца позволяет закрепить прыжковые навыки,
отработать исполнение подскоков с разными ритмическими акцентами, и зафиксировать
определённые «па». В танце прослеживается соревновательно - игровая сюжетная линия,
что помогает детям легко и непринуждённо танцевать [5].
Сохранение богатств и традиций народного немецкого танца, органичное
включение
их
в
современную
хореографическую
культуру
является
важнейшей
теоретической и практической задачей в контексте воспитания и обучения детей
младшего школьного возраста.
Список использованных источников
1.
Афанасьева А. Б. Дни погружения в фольклорную тему / Креативный ребенок:
Диагностика и развитие творческих способностей / Сост.: Барышева Т. А. Шекалов В. А.
– Ростов н/Д.: Феникс 2004. – С. 30–42.
2.
Везнер Н. Н. Народные танцы немцев Сибири / Н. Н. Везнер – М.: МСНК,
2012. – 224 с.
3.
Гольдтшмидт Э. Пособие по немецкому народному танцу. Дополнение: перевод с
нем. / Энне Гольдшмидт / Пер. Н. Крайненко, под ред. Д. Басаргиной и Н. Шайфлер – 6-е
изд. – М.: АНО «Брайтенарбайт», 2010. – 21 стр.
4.
Реутин М. Ю. Народная культура Германии / М. Ю. Реутин. – М.: РГГУ, 1996.
– 218 с.
5.
Ткаченко Т. С. Народные танцы / Т. С. Ткаченко. – М.: Искусство, 1975. – 352 с.