Автор: Аджаматова Саида Идрисовна
Должность: Педагог дополнительного образования и учитель ритмики
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДД, МБОУС(К)Ш№18
Населённый пункт: Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Методы жестового пения как психокоррекционная методика, ориентированная на развитие высших психических функций и творческих способностей слабослышащих учащихся
Раздел: дополнительное образование
Из опыта работы: «Методы жестового пения как
психокоррекционная методика, ориентированная
на развитие высших психических функций и творческих
способностей слабослышащих учащихся»
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДТ, Аджаматова С.И.
В силу имеющего опыта работы с разной категорией детей (слабослышащие и глухие, с
задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи), на мой взгляд, жестовое
пение имеет огромное развивающее значение. Создавая образ каждого слова в выбранной
музыкальной композиции, тем самым развиваем и мышление, и воображение, и речь, так как
приходится подбирать слова синонимы, проводить аналогию, передавать скрытый смысл
предложений и речевых оборотов, а также тренируется крупная и мелкая моторика рук, память и
внимание. Положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают
психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество. Таким
образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что жестовое пение – это творческий вид
деятельности с использованием рук и артикуляции под музыкальное сопровождение с
психокоррекционным эффектом.
На занятиях по жестовому пению решаются образовательные, воспитательные,
коррекционно-развивающие задачи.
Образовательные мы формулируем, пополняя словарь тематическими понятиями, учим
грамотным жестовым обозначениям, осмысливать слово в контексте, анализировать сложное
жестовое обозначение, вести диалог с педагогом, соотносить жест с артикуляцией.
Воспитательные задачи осуществляем через перевод на жестовый язык текстов песен,
формируем основы мировоззрения, правильное отношение к окружающему миру, а также
самостоятельность и активность обучающихся.
В коррекционно-развивающие задачи на фоне развития внимания, памяти, мышления
включаем развитие чувства ритма, пластичности, сдержанности жестов, навыка чтения с губ.
Требования к использованию методики жестового пения.
1.Обязательно знания жестового языка, дактиль. Требуется грамотное использование жестов и
дактильной азбуки.
2.Обязательная разминка для рук, кисти и пальцев
;
3.Эмоциональность педагога, живая мимика лица.
4.Отдельное
помещение,
кабинет,
мультимедийная
установка,
экран,
музыкальное
оборудование,зеркала, колонки.
5.Индивидуальные слуховые аппараты.
Этапы изучения жестового пения:
Подготовительный.
Цель: ознакомление с творческим жанром – жестовое пение, с музыкальной композицией,
первичная диагностика.
Обучающий.
Цель: использование жестового языка в соответствии с текстом, с мелодией.
Тренировочный.
Цель: развитие синхронности и точности движений через многократное повторение жестов.
Реализующий.
Цель: применение в творческой самореализации.
Система отработки и закрепления изучаемых жестов:
-Работа с текстом. В систему работы с текстами включены: составление рассказа на заданную
тему, работа с презентацией, пересказ художественного текста, описание картины, иллюстрации,
случая из жизни – в жестовой форме словарная работа, проговаривание текста, заучивание
текста песен наизусть.
- Работа над фразой. Здесь очень важным является перевод фраз, где одно и то же слово
использовано в разных контекстах и требуется подобрать жесты, соответствующие смыслу
данной конкретной фразы или слова – синонимы (многозначность жеста), например: поздно-
вечер, темно-ночь, планета, мир - круглый шар и.д. Нахождение сходства и различий в жестах
приучает обучающихся быть внимательным к жесту, к точности его показа.
-Работа над сложными высказываниями в тексте. В класс сложных высказываний входят:
бессоюзные высказывания, конструкции со связями свободного соединения, высказывания с
интерференцией.
Эти
высказывания
и
аналогичные
синтаксические
единицы
русской
разговорной речи сходны по структуре, что объясняется общностью их коммуникативных
функций. Бессоюзные сложные высказывания. В таких сложных высказываниях смысловые
отношения между предикативными частями заложены в их содержании.
Например: Окурок бросили и из-за этого случился пожар = Курить бросить огонь пожар;
Девочка плакала, потому, что получила «2» на экзамене = Маша плакать экзамен «2».
Структура занятия по жестовому пению:
1.Артикуляционная гимнастика или пальчиковые упражнения.
2.Повторение дактиля, слов, жестов.
3.Новый материал.
4.Гимнастика для мозга, упражнения на синхронность или отработка движений, жестов под
музыку.
5.Закрепление, возможно домашнее задание.
Методы и приёмы:
показ жестов и дактиля, перевод слов, повторение, инсценировки, пересказ стихов и сказок
жестами; пальчиковые игры и упражнения; артикуляционная гимнастика; приём эффективного
запоминания «Мы-Я-Ты», упражнения на синхронность; отработка движений под музыку;
творческие выступления.
Приём эффективного запоминания «Мы-Я-Ты»
На занятиях жестовым пением широко применяется приём эффективного запоминания «Мы-Я-
Ты».
Описание:
1) совместное повторение жестов и слов;
2) педагог показывает только жесты, а ученик по жестам воспроизводит слова текста;
3) педагог говорит только слова текста, а ученик показывает жесты в соответствии с текстом.
Перевод словесной речи на язык жестов
является очень сложным процессом, так как
многозначность и обобщенность слова с одной стороны и конкретность жеста с другой
осложняют перевод.
Чтобы обеспечить правильный и выразительный перевод текста
руководствуюсь
определенными правилами и использую ряд приемов в работе над жестовой песней:
показ речевого жеста должен быть правильным и четким;
жест должен быть выразительным, подчинен смысловым паузам, смысловому ударению и
логике речи, нельзя забывать о мимике лица, как средстве выразительности, которое в языке
жестов является интонацией;
жестовый перевод должен сопровождаться правильной артикуляцией;
необходимо включать в перевод дактилологию (показ на пальцах);
перевод должен быть осознанным, а не механическим, максимально точным;
при переводе должен сохраняться порядок слов в предложении.
отрицания в русском жестовом языке: при обычном регулярном отрицании в русском
жестовом языке отрицательный маркер (частица НЕ) всегда ставится после отрицаемого слова,
причем отрицаемым словом может быть и существительное, и прилагательное, и глагол,
например, не входит – входит НЕ.
Трудности перевода.
При работе с текстовым материалом, обучающиеся с педагогом делают пометки над каждым
словом. Например: «Это когда-то сказал Шекспир: мир-театр, мы в нём – актёры». Перевод на
жестовый язык: - Это-давно-сказал-было-известный человек-мир-театр-мы-в нём-участники-
люди». К этому переводу мы ищем подходящие по смыслу жесты.
Листы с текстом в течение занятий постепенно становятся похожими на нотный стан с
тактами: вместо нот буквы, рядом со словами появляются чёрточки, так слова и предложения
разбивают на ритмические отрезки. Педагог показывает счёт от одного до восьми, как в танцах.
Так дети видят темп, вводя пальцем по тексту, показывают ритм. Доводят синхронность жестов,
смысла, мимики, артикуляции до автоматизма. А чтобы его почувствовать – прикладывают
ладони к колонкам, ощущая вибрации.
Разбор текста первого куплета жестовой песни "Звездопад"(дактилирование, работа над
артикуляцией)
Высоко, далеко В небе звездам так легко Нежно греть сердце Каждый вечер просто так.
Сверху глядят они на нас Свет отраженья наших глаз Звездопад, свет тайны
Это миг желаний. И кто - то будет гореть над землею звездой навсегда отдавая свет.
И кто - то будет лететь просто манит зовет высота И красивый свет.
Перевод текста первого куплета песни"Звездопад" на жестовый язык. (доступный текст
для слабослышащего)
Высокий, далекий Небо звезды воздух
Нежный теплый сердце Каждый поздно просто.
Высокий смотрит они на нас Светлый смотрит наши глаза
Звезда падает, светлый тайна Это быстро желание.
И кто - то будет тепло над земля звезда навсегда отдаёт светлый.
И кто - то будет лететь просто манит, зовет высота И красивый свет.
Разбор текста первого куплета жестовой песни "Ангелы надежды"(дактилирование, работа
над артикуляцией)
На рисунках красок акварель
Нам подарит солнечное лето
Зазвучит в сердцах музыкой капель
Или кто-то улыбнётся где-то.
Но бывает так, что грянет гром
Тот, что сменит радуга однажды
Встретив новый день смело мы пойдём
Отпуская голубей бумажных.
Пусть горят на небе звёзды как и прежде
И летят над миром ангелы надежды
Крылья веры и любви раскрыв они спешат.
Перевод текста с картинками первого куплета песни "Ангелы надежды" на жестовый
язык. (доступный текст для слабослышащего)
Рисунок, краски акварель
Подарок солнце лето
Звук сердце музыка капельки
Или улыбка где-то.
Но бывает так, что ударит гром
Тот, что меняет радуга
Встреча новый день смелый ходим
Отпускает голуби (птица) бумага.
Пусть горит небо звёзды прошло
Полёт планета ангелы надежды
Птица вера любовь открывает они быстро.
Предполагаемые результаты.
Личностные результаты (формирование системы ценностных отношений к себе, другим, к
образовательному процессу и его результату):
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
понимание и сопереживание чувствам других людей;
умение сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
умение находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
(усвоение способов деятельности, применяемых в рамках
образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях):
умение понимать причины успеха/неуспеха в деятельности и конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение адекватно оценивать правильность выполнения задания и собственные возможности её
решения.
Предметные результаты (усвоение конкретных элементов социального опыта – знаний,
умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности):
умение в словесной форме определять характер,
жанр, скрытый смысл музыкальной
композиции;
эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально-
пластических
и
танцевальных
композиций,
овладение
музыкально
–
пластической
импровизацией;
готовность применять приобретенный опыт в музыкально-творческой деятельности
для
организации содержательного культурного досуга.
Из опыта работы по обучению слабослышащих и глухих обучающихся грамотной жестовой
речи на занятиях можно сказать, что:
- грамотная жестовая речь помогает обогатить словарь, овладеть устной речью:
- способствуют повышению эффективности межличностного общения и развитию творческих
способностей слабослышащих обучающихся при исполнении жестовых песен и при их
постановке.