Напоминание

«Проблема самообразования на современном этапе развития общества»


Автор: Коварская Анна Эдуардовна
Должность: Учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: ГБОУ школы № 294 Центрального района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Проблема самообразования на современном этапе развития общества»
Раздел: среднее образование





Назад




Коварская Анна Эдуардовна

«Проблема самообразования на современном этапе развития общества»

ГБОУ школа № 294 Центрального района Санкт-Петербурга

Проблема воспитания потребности самообразования как определенного

вида самостоятельности обучающихся всегда считалась для педагогики и

других наук актуальной. Общество стремительно меняется, и в этой

обстановке нужны «мобильные», постоянно саморазвивающиеся люди, а

самообразование – это один из факторов, который способен помочь

современному человеку в совершенствовании себя и достойному восприятию

быстроизменяющегося мира.

Министерство

образования

и

науки

РФ

постоянно

анализирует

проблемы в образовании и на основе анализа модернизует и совершенствует

систему обучения в нашей стране. Так был разработан и вступил в силу

федеральный

закон

«Об

образовании

в

РФ»

с

последующими

его

дополнениями и поправками, ФГОСы и прочие новшества, призванные

улучшить качество образования. Но проблемы остаются и главная из них это

то, что современные дети не умеют самостоятельно учиться.

Традиционная система уже давно не актуальна и требуются новые

инновационные подходы к обучению детей. Проблема самостоятельности

обучающихся, решается на самом высоком уровне. Так, например, мы можем

наблюдать изменения в ФГОСах количества часов, выделяемых на КСР и

самостоятельную работу студентов. А это означает, что до 50% материала

приходиться на самостоятельное обучение и закрепление, то есть на

самообразование.

Само понятие самообразование означает целеустремленную работу

человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию

имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Им должны

заниматься практически все люди, однако его объем и характер может быть

не у всех одинаков. Все зависит от индивидуальных особенностей человека,

конкретных условий его жизни и деятельности. Главная задача — это

развитие и совершенствование.

Методов самообразования множество, но самые популярные - это

книги, фильмы, музеи, музыка и интернет, в котором выложено бесчисленное

количество разного полезного образовательного контента в свободном

доступе.

Дополнительное

образование

также

относится

к

методам

самообразования, ведь это абсолютно добровольный процесс, которому

государство уделяет большое внимание в последние годы.

Кому как не мне знать об этом, ведь по образованию я педагог

дополнительного образования, и во время обучения в педагогическом

колледже

сама

активно

занималась

в

разных

интересных

для

меня

объединениях и секциях, благодаря которым работаю сейчас по своей

специальности.

Современное общество испытывает потребность в специалистах, не

просто знающих теоретические знания, а понимающих пройденный материал

и умеющих применить свои знания на практике. Этого не добиться без

целенаправленного

самостоятельного

освоения

и

закрепления.

У

большинства студентов нашего времени очень слабая мотивация не только к

самостоятельному

обучению,

но

и

вообще

к

образованию.

А

ведь

профессиональная

компетентность

представляет

собой

следующие

сформированные позиции, без которых невозможно получить качественного

специалиста:

информационно-смысловая

знаю),

эмоционально-

мотивационная

хочу),

деятельностно-технологическая

могу)

и

нормативно-управленческая (я должен). Вот и получается, что условия для

самообразования создаются, а мотивации у студентов нет.

Чтобы решить эту проблему важно начать с самих педагогов. Они сами

должны постоянно самообразовываться, тем самым показывая пример своим

воспитанникам. И для педагогов созданы все условия: курсы повышения

квалификации, аттестации, листы эффективности и так далее. Да, возможно

не все из этих методов эффективны и чаще всего превращается в простую

отчетность, но все зависит о самого человека. Самообразование педагога есть

необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того чтобы

улучшить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Вторым важным шагом к решению проблемы будет изменение

отношения и ценностей у подрастающего поколения. Нужно формировать

еще в дошкольном возрасте устойчиво-позитивное отношение к познанию

себя и окружающего мира. Формировать такие ценности как: семья, здоровье,

культура, природа, патриотизм. Продолжать развивать на протяжении всего

обучения эти ценности, использовав активные методы и формы работы.

Одна из таких форм работы – это всем известное, но к сожалению,

забытое КТД. Сейчас редко увидишь правильно организованное коллективно

творческое дело, когда инициатива исходит от детей. Сегодня КТД скорее

превратилось в красивое название, которое маскирует под собой обычный

урок. А ведь это идеальная модель построение процесса обучения и

воспитания,

разработанная

гениальным

педагогом,

которая

доступна

каждому. Но к сожалению, это тема уже совсем другой статьи.

Литература:

Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича

Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса. СПб.:

Нестор, 2002. 80с.

Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. – Псков:

ПОИПКРО, 1998. – 97с.

Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. –

384 с. – (Библиотека практической психологии)



В раздел образования