Автор: Коварская Анна Эдуардовна
Должность: Учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: ГБОУ школы № 294 Центрального района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Проблема самообразования на современном этапе развития общества»
Раздел: среднее образование
Коварская Анна Эдуардовна
«Проблема самообразования на современном этапе развития общества»
ГБОУ школа № 294 Центрального района Санкт-Петербурга
Проблема воспитания потребности самообразования как определенного
вида самостоятельности обучающихся всегда считалась для педагогики и
других наук актуальной. Общество стремительно меняется, и в этой
обстановке нужны «мобильные», постоянно саморазвивающиеся люди, а
самообразование – это один из факторов, который способен помочь
современному человеку в совершенствовании себя и достойному восприятию
быстроизменяющегося мира.
Министерство
образования
и
науки
РФ
постоянно
анализирует
проблемы в образовании и на основе анализа модернизует и совершенствует
систему обучения в нашей стране. Так был разработан и вступил в силу
федеральный
закон
«Об
образовании
в
РФ»
с
последующими
его
дополнениями и поправками, ФГОСы и прочие новшества, призванные
улучшить качество образования. Но проблемы остаются и главная из них это
то, что современные дети не умеют самостоятельно учиться.
Традиционная система уже давно не актуальна и требуются новые
инновационные подходы к обучению детей. Проблема самостоятельности
обучающихся, решается на самом высоком уровне. Так, например, мы можем
наблюдать изменения в ФГОСах количества часов, выделяемых на КСР и
самостоятельную работу студентов. А это означает, что до 50% материала
приходиться на самостоятельное обучение и закрепление, то есть на
самообразование.
Само понятие самообразование означает целеустремленную работу
человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Им должны
заниматься практически все люди, однако его объем и характер может быть
не у всех одинаков. Все зависит от индивидуальных особенностей человека,
конкретных условий его жизни и деятельности. Главная задача — это
развитие и совершенствование.
Методов самообразования множество, но самые популярные - это
книги, фильмы, музеи, музыка и интернет, в котором выложено бесчисленное
количество разного полезного образовательного контента в свободном
доступе.
Дополнительное
образование
также
относится
к
методам
самообразования, ведь это абсолютно добровольный процесс, которому
государство уделяет большое внимание в последние годы.
Кому как не мне знать об этом, ведь по образованию я педагог
дополнительного образования, и во время обучения в педагогическом
колледже
сама
активно
занималась
в
разных
интересных
для
меня
объединениях и секциях, благодаря которым работаю сейчас по своей
специальности.
Современное общество испытывает потребность в специалистах, не
просто знающих теоретические знания, а понимающих пройденный материал
и умеющих применить свои знания на практике. Этого не добиться без
целенаправленного
самостоятельного
освоения
и
закрепления.
У
большинства студентов нашего времени очень слабая мотивация не только к
самостоятельному
обучению,
но
и
вообще
к
образованию.
А
ведь
профессиональная
компетентность
представляет
собой
следующие
сформированные позиции, без которых невозможно получить качественного
специалиста:
информационно-смысловая
(я
знаю),
эмоционально-
мотивационная
(я
хочу),
деятельностно-технологическая
(я
могу)
и
нормативно-управленческая (я должен). Вот и получается, что условия для
самообразования создаются, а мотивации у студентов нет.
Чтобы решить эту проблему важно начать с самих педагогов. Они сами
должны постоянно самообразовываться, тем самым показывая пример своим
воспитанникам. И для педагогов созданы все условия: курсы повышения
квалификации, аттестации, листы эффективности и так далее. Да, возможно
не все из этих методов эффективны и чаще всего превращается в простую
отчетность, но все зависит о самого человека. Самообразование педагога есть
необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того чтобы
улучшить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Вторым важным шагом к решению проблемы будет изменение
отношения и ценностей у подрастающего поколения. Нужно формировать
еще в дошкольном возрасте устойчиво-позитивное отношение к познанию
себя и окружающего мира. Формировать такие ценности как: семья, здоровье,
культура, природа, патриотизм. Продолжать развивать на протяжении всего
обучения эти ценности, использовав активные методы и формы работы.
Одна из таких форм работы – это всем известное, но к сожалению,
забытое КТД. Сейчас редко увидишь правильно организованное коллективно
творческое дело, когда инициатива исходит от детей. Сегодня КТД скорее
превратилось в красивое название, которое маскирует под собой обычный
урок. А ведь это идеальная модель построение процесса обучения и
воспитания,
разработанная
гениальным
педагогом,
которая
доступна
каждому. Но к сожалению, это тема уже совсем другой статьи.
Литература:
Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича
Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса. СПб.:
Нестор, 2002. 80с.
Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. – Псков:
ПОИПКРО, 1998. – 97с.
Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. –
384 с. – (Библиотека практической психологии)