Автор: Хведченя Алексей Александрович
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №20 Невского района,
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность по информатике: этапы подготовки работы с учащимися 9-11 классов
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 20 Невского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность по информатике: этапы подготовки
работы с учащимися 9-11 классов
Хведченя Алексей Александрович,
учитель информатики
ГБОУ СОШ №20
Невского района Санкт-Петербурга
2021
Проектная
деятельность
–
важное
звено
самостоятельной
работы
учащегося в образовательном процессе, благодаря выбору темы, которая ему
интересна.
Продукт
же,
являющийся
результатом
деятельности,
часто
становится предметом гордости юного автора. В процессе создания проектной
работы
учащиеся
(если
проект
не
является
индивидуальным) совместно
осуществляют
учебно-познавательную
и
творческую
деятельность,
знакомятся с правилами оформления научных работ.
Проектная
деятельность,
направленная,
в
первую
очередь,
на
использование знаний, умений и навыков, полученных не только в ходе
обучения, но и в работе над продуктом, может стать первым решительным
шагом в дальнейшем профессиональном пути учащегося. Таким образом,
проект – это инструмент профориентации и социализации в руках школьного
учителя.
Стоит отметить, что именно информатика даёт учащемуся возможность
создавать проекты, совершенно разнообразные не только по содержанию, а
также
и
по
форме,
по
способу
воплощения
идеи,
по
использованным
технологиям.
Но несмотря на разносторонность проектных работ по информатике,
можно
выделить
основные
этапы,
которые
свойственны
любой
из
них.
Определить стадии реализации проекта удалось на практике. Учащиеся 9-х и
10-х классов, осуществлявшие проектную деятельность в течение 2020-2021-
го
учебного
года,
помогли
сформулировать
данные
шаги,
некоторые
свойственны проектным работам в целом:
1.
Изучение
теоретического
материала.
Для
начала
работы
над
проектом обязательно ознакомиться с литературой на интересующую
тему.
2.
Выделение проблемы, постановка целей и задач проектной работы.
Определив проблему, учащийся может сформулировать цель, а также
задачи своей будущей деятельности.
3.
Формулирование
гипотезы.
Несмотря
на
то,
что
проектные
и
исследовательские работы приводят к разным результатам: выводам
или продуктам, именно гипотеза определяет – удалось ли учащемуся
прийти к какому-то итогу.
4.
Сбор собственного материала, определение технологий работы. На
данном
этапе
учащийся
выбирает,
какие
технологии
придётся
применять для реализации поставленной цели.
5.
Выявление «белых пятен» в знаниях и умениях, которые могли бы
помешать
воплощению
проекта,
создание
плана
проектной
деятельности.
Возможно
изменение
плана
проектной
деятельности
в зависимости
от обстоятельств. Иногда, при решении задач проекта, учащийся осознаёт
недостаток знаний и умений в определённой области выбранной технологии,
из-за чего приходится корректировать план работы.
Для
того,
чтобы
качественно
составить
индивидуальный
план
выполнения работы, стоит обозначить следующие критерии для каждого
этапа:
1.
Содержание.
2.
Сроки реализации.
3.
Формы работы.
4.
Промежуточный результат.
При
этом
важно
отметить,
что
план
деятельности
должен
быть
определён
самим
учащимся,
руководитель
проекта
должен
лишь
его
корректировать. Таким образом, первый сможет сам осознавать, что именно
требуется
на
данном
этапе,
а второй —
проявить
свою
компетентность.
К консультационной
работе
руководителя
стоит
отнести
помощь
в
определении теоретической базы, подбор технологий для решения задач,
составлении плана презентации.
Так как для учащихся 9-11 классов создание собственного проекта – это
первый опыт знакомства с методами исследования и написанием научного
текста, то стоит обратить внимание на критерии оценки работы.
Среди таких требований можно выделить:
•
соответствие содержания работы заявленной теме;
•
точность формулировки цели и задач;
•
наличие собственного, осознанного опыта;
•
чёткость
описания
этапов
реализации
проекта,
а
также
их
последовательность;
•
глубина самостоятельного анализа полученных результатов.
Для проектной работы по информатике свойственен подробный разбор
этапов реализации. Связано это с тем, что учащемуся необходимо точно
осознавать, каким должен быть результат деятельности – насколько возможно
реализовать
задуманное
с
помощью
выбранных
технологий.
Примером
точности может служить выбор языка программирования, библиотек и среды
разработки.
Таким образом, создание проекта по информатике среди учащихся 9-11
классов требует особенного подхода и планирования, что было отражено в
данной статье.