Автор: Ревунець Денис Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А.Спиридонова
Населённый пункт: г Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДИСЦИПЛИНУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Раздел: среднее образование
ВЛИЯНИЕ
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
НА
ДИСЦИПЛИНУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Введение. С введением дистанционного формата образования многие
методы традиционного обучения не смогли в полной мере реализовывать
требования
образовательного
стандарта.
Новообразованный
формат
обучения требует интеграции творческого подхода вкупе с компетентным
отношением к образовательному процессу у обучающихся и преподавателей.
Значение использования коммуникативных и информационных технологий
резко возросло, что привело к необходимому поиску и созданию новых
методов и форм образовательного процесса. Важным фактором реализации
целей
и
задач
дисциплины
«Физическая
культура»
в
условиях
дистанционного
обучения,
стало
формирование
знаний
организации
здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья.
Актуальность настоящей темы обусловлена в раскрытии значимости
информационных
технологий
в
образовательном
процессе,
а
также
обобщении
организационно
методических
аспектов
дистанционного
обучения в целом.
Целью исследования
является
выявление
наиболее
необходимых
методологических
подходов
в
массовой
информационной
среде
для
эффективного физического воспитания обучающихся.
Научная новизна данного исследования заключается в обобщении
научной информации по вопросам влияния дистанционного обучения на
физическое воспитание обучающихся.
С указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории
Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)» [1] традиционная форма обучения претерпела
значительные
изменения.
Дистанционное
обучение
с
использованием
современных информационных и коммуникативных технологий повлекло за
собой создание новой образовательной среды, которая в рамках обучения
предоставляла
возможность
обучающимся
самостоятельно
овладевать
знаниями в условиях постоянно обновляющейся информации. Учащиеся
ВУЗа
имея
возможность
обучаться
дистанционно,
практически
не
ограничены пространственными и временными рамками, что позволяет
формировать физическую культуру в любое удобное время.
Учитывая специфику учебной дисциплины «Физическая культура»
формирование процесса обучения не может быть реализовано в полноценном
объеме. В настоящее время вырабатывается новая концепция физического
воспитания у обучающихся в которой учитываются новые приоритеты, такие
как: созидание практической деятельности и развитие самостоятельного
творческого подхода к обучению.
Своевременное
использование
новых
методов
ведения
образовательного процесса, позволяет в наибольшей степени реализовывать
образовательные требования. Прежде всего, этими методами являются:
1. Укрепление мотивационной основы учащихся [2]. Безусловно, в
рамках дистанционного обучения у учащихся появляется на порядок больше
времени, однако большинство не только не может грамотно распоряжаться
им, но и тратит его в пустую, поскольку студенты отмечают, что основным
достоинством интернета являются огромная сфера развлечений и общения. В
результате
переноса
образовательного
процесса
на
столь
обширное
информационное пространство как сеть интернет, многие учащиеся, в силу
различных соблазнов, теряют мотивацию к учебе. Данная тенденция является
отрицательной
и
требует
укрепления
мотивации
и
самодисциплины.
Преподаватели физической культуры способны на повышение мотивации у
учащихся, путем проведения онлайн-занятий, на которых преподаватель
представляет обобщенную информацию с требованиями образовательной
дисциплины, формирует и систематизирует знания учащихся.
2. Использование большего объема теоретических материалов в новых
форматах. Под этим методом подразумевается более новая подача материала,
такая как: увеличение количества учебных пособий, демонстративных
презентаций и цифровых онлайн-видео. В связи с тем, что дистанционное
обучение обладает неоспоримым преимуществом в области информации,
преподносить
теоретический
материал
дисциплины
в
различных
интерактивных форматах позволит выстраивать интерес у учащихся. Также,
такой метод формирует мировоззренческую систему научного подхода к
физической культуре, повышает мотивацию у учащихся и вовлекает их в
изучение физической культуры.
3. Использование электронных тестирований. Любая диагностика
знаний способствует их лучшему закреплению. Использование электронных
тестирований не только является наиболее эффективным методом проверки
знаний,
но
и
позволяет
провести
анализ
ошибок
и
сформировать
определенный
общий
уровень
знаний
дисциплины
у
обучающихся.
Использование электронных тестирований может найти широкое применение
в разных образовательных учреждениях и дисциплинах, что делает ее
наиболее универсальной функцией в области проверки знаний.
Таким образом, эффективность образовательного процесса в условиях
самоизоляции ориентируется не только на использовании различных
технологий
дистанционного
образования,
но
и
на
участии
квалифицированных преподавателей в формировании теоретической базы
дисциплины «Физическая культура».
Качественная
преподавательская
работа
зачастую
выражается
в
выстраивании психолого-педагогических аспектов физической культуры.
Именно поэтому в условиях дистанционного обучения высоко ценится не
только
квалифицированный
специалист
в
области
преподавания
дисциплины,
но
и
опытный
методист,
обладающий
современными
подходами к обучению и умеющий наиболее грамотно организовывать
учебный процесс.
Кроме того, физическая культура представляет собой прежде всего
практическую
дисциплину,
однако
введение
дистанционного
формата
обучения в значительной степени сузило основные цели физической
культуры,
ограничив
двигательные
и
функциональные
особенности
дисциплины, оставляя эти немаловажные аспекты на самостоятельное
выполнение обучающимися.
Следующим важным фактором дистанционного обучения должно быть
видение конечной цели [3], в случае с дисциплиной «Физическая культура»
такими целями является формирование ценностных ориентаций, убеждений,
интересов, активного и осознанного подхода к физической деятельности.
Необходимость в совершенствовании методов ведения физической
культуры основывается на том, что дистанционное обучение неразрывно
связано с сидячим образом жизни, который отрицательно сказывается на
здоровье в целом [4]. Физическая культура помогает наиболее должным
образом видеть всю важность совершенствования физического воспитания и
именно поэтому она должна являться неотъемлемой частью дистанционного
обучения.
Результаты. Использование комплексного подхода как в техническом,
так и в теоретическом плане, способны в наибольшей степени удовлетворять
требования образовательной программы в совершенствовании физического
воспитания учащихся.
Заключение. Следует отметить, что дистанционное обучение не стоит
рассматривать как ограничение физической культуры, так как все ценности
образования учебной дисциплины были своевременно организованы в
целостную
и
иерархичную
учебную
познавательную
систему.
Время
дистанционного
образование
можно
использовать
для
формирования
определенных спортивно-ценностных ориентиров, которые необходимы для
самореализации личности. Это значит, что на момент дистанционной формы
образования дисциплина «Физическая культура» находит свое выражение в
формировании теоретических знаний и мировоззренческих позиций у
обучающихся.
Библиографический список:
1. Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории
Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной
инфекции
(COVID-19)»
//
Собрание
законодательства
Российской
Федерации.
06.04.2020.
№
14
(часть
I)
ст.
2082.
2. Стриханов М. Н. Физическая культура и спорт в вузах: учебное пособие /
М. Н. Стриханов, В. И. Савинков. — 2-е изд. — Москва: Издательство
Юрайт,
2020.
—
160
с.
3. Ярлыкова О.В., Шипилова Г.В. Физическая культура в общекультурной и
профессиональной
подготовке
студентов.
Таврический
научный
обозреватель.
2016
№1-3
4. Гаджиметов В.Э., Прокопенко Т.И., Кудря А.Д. Причины ухудшения
здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи. В сборнике:
Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики Материалы XIV
Международной научно-практической конференции. 2017.