Авторы: Чувилкин Виктор Николаевич, Сатторов Равшанджон Орифджонович
Должность: учителя физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ И ИХ ИНТЕНСИВНОСТЬ
Раздел: среднее образование
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ И ИХ ИНТЕНСИВНОСТЬ
Данная тема обусловлена важностью физических нагрузок на уроках физической
культуры. Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого
организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения
мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения
определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных
функций организма и повышении физической подготовленности.
Физическая нагрузка – это двигательная активность, мышечная работа, величина и
интенсивность которой зависит от сферы деятельности человека. Так, если в офисной
работе она снижена до пределов, то в спорте имеет высокие значения. В этой статье
рассмотрим, какие виды физической нагрузки выделяют в физической культуре. Ее
классификация полезна тем, что позволяет выбрать нужный тип двигательной активности
для достижения поставленных целей. Также, зная требуемую нагрузку, можно подобрать
подходящее спортивное оборудование на уроках физической культуры.
Интервальная
физическая
нагрузка,
представляет
собой
разновидность физических нагрузок с высокой и низкой интенсивностью и заключается
она
в
чередовании их между
собой
с
определёнными
интервалами.
Существует
множество видов данной нагрузки. К ним относится: силовая, кардионагрузка, круговая и
т.д.
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
При анализе факторов, определяющих физические тренировочные эффекты
упражнений можно выделить такие аспекты:
- функциональные эффекты тренировки;
- пороговые, «критические» нагрузки для возникновения тренировочных эффектов;
- обратимость тренировочных эффектов;
- специфичность тренировочных эффектов;
- тренируемость, определяющая величину тренировочного эффекта;
Последние два аспекта наиболее важны в спортивной тренировке.
Систематическое
выполнение
определенного
рода
физических
упражнений
вызывает следующие основные положительные функциональные эффекты:
- усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, его
ведущих систем;
- повышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, его
ведущих систем;
Первый эффект определяется ростом максимальных показателей при выполнении
предельных тестов. Они отражают текущие максимальные возможности организма,
существенные для данного вида упражнений. Например, об эффекте тренировки на
выносливость говорит повышение максимальных возможностей в усвоении кислорода,
максимального потребления кислорода и продолжительности мышечной работы на
выносливость.
Второй
эффект
проявляется
в
уменьшении
функциональных
сдвигов
в
деятельности других органов и систем организма при выполнении определенной работы.
Так, при выполнении одинаковой нагрузки у тренированного и нетренированного
наблюдаются более низкие показатели для последнего. Для тренированного же учащегося
будут наблюдаться более низкие функциональные изменения в частоте сердечных
сокращений, дыхания или потребления энергии.
Перечисленные степени интенсивности нагрузок соответствуют разным уровням
спортивной
квалификации.
Однако
на
каждом
уровне
имеются
пределы
своих
возможностей, ограничивающие физическую работоспособность ребенка.
2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ НАГРУЗОК
Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкой является выбор
оптимальных нагрузок для обучающихся.
Они могут определяться следующими
факторами:
- реабилитациями после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе и
хронических;
- восстановительно - оздоровительная деятельность для снятия психологического и
физического напряжения после работы;
- поддержание существующей тренированности на существующем уровне.
Как правило, не возникает серьезных проблем с выбором нагрузок во втором и
третьем случаях. Сложнее обстоит дело с выбором нагрузок в первом случае, что и
составляет основное содержание лечебной физической культуры.
В последнем случае повышение функциональных возможностей отдельных
органов и всего организма, т.е. достижение тренировочного эффекта, достигается в том
случае, если систематические тренирующие нагрузки достаточно значительны, достигают
или превышают в процессе тренировки некоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая
тренирующая нагрузка должна превышать повседневную нагрузку.
Принципом пороговых нагрузок называют принципом прогрессивной сверх
нагрузки.
Основное правило в выборе пороговых нагрузок заключается в том, что они
должны соответствовать текущим функциональным возможностям данного человека. Так,
одна и та же нагрузка может быть эффективной для малотренированного человека и
совсем неэффективной для нетренированного человека.
Следовательно, принцип индивидуализации в значительной мере опирается на
принцип пороговых нагрузок. Из него следует, что при определении тренировочных
нагрузок как тренер - преподаватель, так и сам тренирующийся должны иметь
достаточное представление о функциональных возможностях своего организма.
Принцип
постепенности
в
повышении
нагрузок
также
есть
следствие
физиологического принципа пороговых нагрузок, которые должны постепенно возрастать
с ростом тренированности. В зависимости от целей тренировки и личных способностей
человека физические нагрузки должны иметь разную степень. Неодинаковые пороговые
нагрузки применяются для повышения или поддержания уровня существующих
функциональных возможностей.
Физическое развитие человека создает условия для полноценной умственной
работы. Физически здоровый человек лучше проявляет себя в продуктивной работе,
справляется с тяжелыми нагрузками, меньше устает. Помимо осуществления физического
развития, физическое воспитание должно пробуждать в человеке потребность и интерес к
физической
активности
и
спорту,
способствовать
более
глубокому
пониманию
психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также
духовного, нравственного и эстетического развития. В этом смысле физическое
воспитание
функционирует
как
многогранный
процесс
организации
активной
физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на усиление потребности в
занятиях физической культурой и спортом, понимание их психофизиологических основ,
развитие физической силы и здоровья, а также развитие гигиенических навыков,
привычек и здорового образа жизни.
В целом, следует отметить, что влияние преподавания на физическое развитие и
образование
молодежи
зависит
от
эффективного
использования
разнообразных
инструментов и методов, способствующих решению этой задачи.