Напоминание

Причины выявления неуспеваемости учащихся, повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности.


Автор: Куклева Марина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №13
Населённый пункт: г.Череповец, Вологодской области
Наименование материала: статья
Тема: Причины выявления неуспеваемости учащихся, повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности.
Раздел: среднее образование





Назад




Причины выявления неуспеваемости учащихся, повышение уровня мотивации

учащихся на уроках математики через различные способы деятельности.

Причины неуспеваемости

(по схеме П.П.Борисова)

общепедагогические

психофизиологические

социально-экономические

Категории неуспеваемости

I категория: глубокое и общее отставание.

II категория : частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость.

III категория: эпизодическая неуспеваемость.

Элементы неуспеваемости

Не стремится получать новые знания теоретического характера.

Не стремится к оценке своих достижений.

Избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними.

Не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности

(комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и

навыков).

Не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.

Не усвоил понятий в системе.

Типы неуспевающих

Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением

к учебе

Высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным

отношением к учебе

Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением

к учебе

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

неблагоприятная наследственность;

нарушения нервной деятельности;

общая неспособность к интеллектуальному труду;

физическая ослабленность;

школьная незрелость;

педагогическая запущенность;

недостаточное развитие речи;

боязнь школы, учителей;

инфантилизм (т. е. детскость)

астеническое состояние;

снижение зрения;

гиподинамия;

социум;

миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном

объёме);

социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей

(родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок

предоставлен сам себе.

Пути преодоления неуспеваемости:

1.Учитель

2.Классный руководитель

3.Родители

4.Администрация школы

5.Социальный педагог

6.Педагог-психолог

Формы работы с неуспевающими:

Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке

Создание особых условий опроса

Индивидуальная форма обучения

Дифференцированная работа с временными группами

Дифференцирование домашней работы

Дополнительные занятия с неуспевающими

Стимулирование развития интересов

Активизация познавательной деятельности

Активизация самостоятельности, усиление творческих элементов в ней

Система работы со слобоуспевающими учащимися:

1.

Выявление слабоуспевающих учащихся.

2.

Изучение причин неуспеваемости.

3.

Направление работы с неуспевающими: учет индивидуальных особенностей личности,

учет социальных условий, учет возрастных особенностей, учет состояния здоровья, учет

сформированности общих и специальных условий.

4.

Формирование и развитие учебных навыков:

- коррекционная работа;

- индивидуальная работа;

- дифференцированная работа;

- дополнительные занятия;

- вовлечение в секции, факультативы;

- работа с родителями.

План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.

1.

Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе

материалов и выявления пробелов в их знаниях.

2.

По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать

учащийся.

3.

Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.

4.

Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.

5.

Своевременные индивидуальные задания учащимся.

6.

Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.

7.

Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.

8.

Организация взаимной помощи среди учащихся.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Виды помощи в обучении:

* Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса,

разрешение дольше готовиться у доски.

* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих

степень понимания ими учебного материала.

* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и

обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

*Напоминание приема и способа выполнения задания.



В раздел образования