Автор: Куклева Марина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №13
Населённый пункт: г.Череповец, Вологодской области
Наименование материала: статья
Тема: Причины выявления неуспеваемости учащихся, повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности.
Раздел: среднее образование
Причины выявления неуспеваемости учащихся, повышение уровня мотивации
учащихся на уроках математики через различные способы деятельности.
Причины неуспеваемости
(по схеме П.П.Борисова)
•
общепедагогические
•
психофизиологические
•
социально-экономические
Категории неуспеваемости
•
I категория: глубокое и общее отставание.
•
II категория : частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость.
•
III категория: эпизодическая неуспеваемость.
Элементы неуспеваемости
•
Не стремится получать новые знания теоретического характера.
•
Не стремится к оценке своих достижений.
•
Избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними.
•
Не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности
(комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и
навыков).
•
Не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.
•
Не усвоил понятий в системе.
Типы неуспевающих
•
Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением
к учебе
•
Высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным
отношением к учебе
•
Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением
к учебе
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
неблагоприятная наследственность;
нарушения нервной деятельности;
общая неспособность к интеллектуальному труду;
физическая ослабленность;
школьная незрелость;
педагогическая запущенность;
недостаточное развитие речи;
боязнь школы, учителей;
инфантилизм (т. е. детскость)
астеническое состояние;
снижение зрения;
гиподинамия;
социум;
миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном
объёме);
социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей
(родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок
предоставлен сам себе.
Пути преодоления неуспеваемости:
1.Учитель
2.Классный руководитель
3.Родители
4.Администрация школы
5.Социальный педагог
6.Педагог-психолог
Формы работы с неуспевающими:
•
Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке
•
Создание особых условий опроса
•
Индивидуальная форма обучения
•
Дифференцированная работа с временными группами
•
Дифференцирование домашней работы
•
Дополнительные занятия с неуспевающими
•
Стимулирование развития интересов
•
Активизация познавательной деятельности
•
Активизация самостоятельности, усиление творческих элементов в ней
Система работы со слобоуспевающими учащимися:
1.
Выявление слабоуспевающих учащихся.
2.
Изучение причин неуспеваемости.
3.
Направление работы с неуспевающими: учет индивидуальных особенностей личности,
учет социальных условий, учет возрастных особенностей, учет состояния здоровья, учет
сформированности общих и специальных условий.
4.
Формирование и развитие учебных навыков:
- коррекционная работа;
- индивидуальная работа;
- дифференцированная работа;
- дополнительные занятия;
- вовлечение в секции, факультативы;
- работа с родителями.
План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.
1.
Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе
материалов и выявления пробелов в их знаниях.
2.
По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать
учащийся.
3.
Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.
4.
Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.
5.
Своевременные индивидуальные задания учащимся.
6.
Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.
7.
Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.
8.
Организация взаимной помощи среди учащихся.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Виды помощи в обучении:
* Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса,
разрешение дольше готовиться у доски.
* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих
степень понимания ими учебного материала.
* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и
обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
*Напоминание приема и способа выполнения задания.