Напоминание

Проверочные работы по русскому языку для 2 класса


Автор: Волкова Марина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 428 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проверочные работы по русскому языку для 2 класса
Дата публикации: 03.05.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Проверочные работы по русскому языку. 2 класс.

Программа "Перспектива"

Волкова Марина Владимировна, учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 428 Приморского района Санкт-Петербурга

Проверочные работы являются ключевым способом определения качества

усвоения школьниками учебного материала. Они дают возможность выявить

пробелы

в

знаниях

и

вовремя

их

устранить.

Существуют

разные

виды

проверочных работ, и каждая из них имеет свою методику проведения.

При обучении русскому языку практикуются устные и письменные формы

проверки и оценки знаний. К ним относятся:

диктант;

списывание;

тесты;

изложение;

сочинение.

Так как целью настоящей статьи является подготовка проверочных работ по

русскому языку для 2 класса (программа «Перспектива») в виде тестов,

остановимся именно на этой форме проверки и оценки знаний.

При правильном структурировании и планировании проверочных работ

помимо проверки и оценки знаний достигаются следующие цели

проверочных работ как инструмента контроля:

своевременное обнаружение пробелов в знаниях, умениях учеников;

повторение и систематизация изученного;

установление уровня готовности к усвоению нового материала;

формирование умения много и напряженно работать;

овладение приемами самоконтроля и самопроверки;

стимулирование ответственности учеников;

Тестовая проверка необходима для определения уровня теоретических знаний

и практических навыков применения изученных правил по изученной теме.

Для ее проведения разрабатываются тесты, состоящие из нескольких вопросов

и вариантов ответов. Тесты могут быть распечатаны на индивидуальных

карточках для каждого ученика, зачитаны вслух (небольшие тесты), также

тесты

можно

проходить на

смартфонах,

планшетах,

компьютерах,

через

специальные системы тестирования.

Тесты могут содержать различные типы вопросов:

задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных

ответов;

задания на установление соответствия;

задания на восстановление последовательности;

задания на выбор правильных элементов списка;

задания открытого типа на дополнение или свободное изложение.

Чаще всего тест выполняются непосредственно на карточке с вопросами.

Задания в тетрадь не переписываются. Поэтому выполнение тестов занимает

мало времени по сравнению с другими видами проверочных работ. Это

позволяет проводить их довольно часто на любом этапе урока.

Для каждого типа заданий (в зависимости от его сложности) устанавливаются

четкие

критерии

оценивания.

Благодаря

этому

очень

удобно

проводить

компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом баллов. При этом

ученик видит свою отметку сразу же по окончании теста. Компьютерные

тесты

удобно

использовать

для

индивидуальной

проверки

знаний

школьников, поскольку учителю не нужно отвлекаться на их проведение и

оценивание.

При всём удобстве проведения компьютерного тестирования, в начальной

школе более целесообразно проводить тестирование в

простой форме, а

именно: на отдельных карточках (листах) с письменными ответами учащихся

на вопросы теста, так как при этом отрабатываются и контролируются навыки

чистописания, а также аккуратность учащихся.

В

каждом

классе

четко

определен

перечень

и

количество

обязательных

проверочных

работ

по

основным

школьным

предметам.

Учитель

может

дополнительно проводить промежуточные проверки, чтобы своевременно

корректировать и устранять пробелы в знаниях школьников, приучать детей к

выполнению

подобных

работ.

Проведение

промежуточных

проверочных

работ способствует лучшему усвоению учебного материала и позволяет самим

учащимся

оценить

полученные

знания

(при

получении

отметок

за

проверочные работы).

При

выявлении

пробелов в

знаниях

школьников

и/или

для

закрепления

пройденного материала целесообразно проведение работ над ошибками, а

также

выставление

общих

или

адресных

заданий

на

платформах

дистанционного обучения.

Важным

свойством

проверочных

работ

должна

быть

их

регулярность.

Регулярное проведение проверочных работ, как обязательных (определенных

образовательной

программой),

так

и

промежуточных,

способствует

систематизации

полученных

знаний

и

в

определенной

степени

дисциплинирует

учащихся,

позволяет

определить

общие

проблемы

в

обучении и пути их решения.

При оценивании проверочных работ необходимо руководствоваться прежде

всего принципом объективности. Кроме того, важно указать учащимся на

ошибки для того, чтобы сами учащиеся могли оценить собственные знания.

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

Слова с несколькими значениями

1. Отметьте слово, которое имеет только одно значение.

1)

к и с ть

3)

к а ран д аш

2)

н о с

4)

м о лн и я

2. Подчеркните слова, которые имеют несколько значений.

Лес,

лист,

дорога,

молния,

ножницы,

телефон,

колокольчик.

3. Отметьте строчки, в которых все слова имеют только одно

значение.

1)

Грипп, девочка, берёза, карандаш

2)

Пенал, троллейбус, ручка, чемодан

3)

Книга, листок, альбом, тетрадь

4)

Пуговица, посуда, пища, спортсмен

4. Вспомните и запишите пять многозначных слов.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________

5. Вставьте пропущенные буквы. В отрывке из стихотворения

С.

Чёрного

«Песня

ветра»

найдите

и

подчеркните

многозначные слова.

Здра__ствуй, Катя! Ты из школы?

Две к__сички, кнопкой нос.

Я приятель твой в__сёлый…

Сдёрнуть шапочку с в__лос?

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по

значению (омонимы)

6. Отметьте вариант со словами-омонимами.

лук – люк

банка – банька

семя – семья

ласка – ласка

7. Отметьте слово, которое не имеет омонима.

дробь

расчёска

месяц

мир

8. Отметьте строчку со словами-омонимами.

клубы по интересам – молодёжные клубы

клумбы цветов – цветочные клумбы

ключи от двери – студёные ключи

обеденные столы – столы для компьютеров

9. Впишите слово-омоним из слов для выбора.

_____________ – это

Настольная игра

Специальная эмблема на такси

Слова для выбора: флакончики, пузырьки, коробочки, шашки, сабли, ножи

10.

Угадайте и впишите в предложения слова-омонимы.

1)

___________________

на

небе

уже

стал

луной,

а

папа

целый

___________________ не приезжает из командировки.

2)

Подниму

опавший

_____________________,

наклею

на

альбомный

______________________.

Придумайте своё предложение со словами-омонимами зебра и зебра.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

Слова, близкие по значению (синонимы)

1. Подберите к данным словам слова, близкие по значению, с тем же

количеством букв. Запишите их.

Лес – ____________________, стужа – ______________________,

зной – ____________________, базар – ______________________.

Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.

2. Являются ли эти слова близкими по смыслу?

Большой, гигантский, вселенский, огромный, необъятный.

ДА

НЕТ

С

любыми

двумя

из

этих

слов

составьте

и

запишите

словосочетания.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

3. Отметьте галочкой ряд, в котором все слова близкие по значению

(синонимы).

Угрюмый, грустный, печальный, злой.

Карлик, крошка, лилипут, мальчик-с-пальчик.

Взлетать, взвиваться, подниматься, перегонять.

Просто, нетрудно, несложно, интересно.

4. Выберите, каким словом лучше всего назвать учеников 2 класса.

дети

ребята

малыши

Продолжение – на обороте листа.

5. Выберите синоним.

К слову ДРУГ:

ученик

сосед

приятель

К слову ОДЕЖДА:

пальто

наряд

ткань

К слову ДОМ:

здание

театр

кухня

6. Какое слово лишнее. Подчеркните.

Идти, шагать, лететь

7. Допишите ещё одно слово в ряду.

Болтать, беседовать, ___________________________________

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

Слова, противоположные по значению (антонимы)

1.

Отметьте слово, которое не является антонимом к слову

лилипут

.

великан

гигант

карлик

титан

2. Отметьте вариант, в котором нет слов-антонимов.

промолвил – промолчал

крепкий – ненадёжный

молодо – зелено

холодно – жарко

3. Отметьте пословицу, в которой нет слов-антонимов.

Лето припасает – зима поедает.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Как ни велика работа, не пасуй: начнёшь делать – сделаешь.

4. Прочитайте пословицу. Отметьте количество пар антонимов.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

1

2

3

4

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

Устойчивые сочетания слов

1.

Отметьте строчку с устойчивым сочетанием слов

.

кот пушистый

кот гуляет

хвост кота

кот наплакал

2. Отметьте вариант, в котором нет устойчивого выражения.

вешать нос

задирать нос

почесать нос

зарубить на носу

3. Прочитайте.

Отметьте

устойчивое

выражение,

которым

можно закончить данное предложение.

Я волнуюсь и поэтому … .

сижу как на иголках

взялся за ум

закатал рукава

бью баклуши

4. Прочитайте. Отметьте

слово,

которое

нужно

вставить

в

устойчивое выражение.

Как с … вода.

медведя

гуся

зайца

воробья

5. Соедините устойчивые выражения с их значениями.

Покупать кота в

мешке –

Водой не

разольёшь –

Глаза

разбежались –

растеряться от большого

выбора.

приобретать что-либо, не

видя и не зная, что именно.

очень дружно.

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1. Отметьте слово, которым можно дополнить данный ряд.

Рисунок, рисовать, нарисовано, … .

художник

рис

картина

рисование

2. Отметьте ряд, в котором все слова однокоренные.

мёд, сладкий, медовый

тепло, теплица, теплота

улица, уличный, угловой

сюрприз, подарок, дарить

3. Отметьте ряд, в словах которого есть корень - бок - .

колобок, грибок

боковой, сбоку

бокал, дубок

зубок, боксёр

4. Отметьте значок корня.

5. Отметьте ряд, в котором все слова начинаются с корня.

город, городской, загородный

горох, горошек, гороховый

сахар, засахариться, сахарный

скорость, скорый, наскоро

Продолжение – на обороте листа

6. Отметьте ряд слов с безударным гласным звуком в корне,

который можно проверить ударением.

к__рмить, к__рмушка, к__рмилица

т__пор, т__порище, т__порная

яг__да, яг__дка, яг__дный

__бед, по__бедать, __беденный

7. Подберите к каждому слову родственное слово по образцу.

Вставьте пропущенные буквы.

Образец:

Гладкий – гладок

Сла__кий –

___________________________

Хру__кий –

___________________________

У__кий –

___________________________

Ро__кий –

___________________________

8. Вставьте пропущенные

буквы

в

народные

пословицы

и

поговорки.

Ры__ка мелка, да уха сла__ка.

Хороша кашка, да мала ча__ка.

Ло__ка дёгтя портит бочку мёду.

Зимой шу__ка не шутка.

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

ПРИСТАВКА

1.

Отметьте слово без приставки

.

полёт

прилёт

лётчик

слёт

2. Отметьте правильное окончание утверждения.

Приставка со словом пишется … .

через дефис

слитно

в скобках

раздельно

3. Отметьте слово с ошибкой.

въезд

объявление

поъездка

съёжился

4. Образуйте и запишите новые слова с приставками за-, пере-.

Писать –

Бежать –

Ехать –

Везти –

Играть –

Говорить –

Кричать –

Прыгнуть –

Продолжение – на обороте листа.

5. Какая буква в словах пропущена? Впишите её. Обозначьте

приставки.

Нам об__явили, что будет контрольная.

В гору шёл крутой под__ём.

Машина с__ехала с горы и под__ехала к пристани.

6. Попробуйте образовать новые слова с приставками.

Подъезд, _______________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________.

_______________________________________________________

_______________________________________________________.

под-

в-

от-

пере-

раз-

-езд

об-

пред-

за-

-явит

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

СУФФИКС

1.

Отметьте ряд, во всех словах которого одинаковый суффикс

.

Выделите суффиксы в каждом ряду.

водяной, земляной, глиняный

лисёнок, волчок, ежонок

моряк, старик, рыбак

лесок, звоночек, зверёк

2. Отметьте

слово

с

суффиксом,

который

указывает

на

небольшой размер.

усищи

когтищи

глазищи

домишко

3.

Отметьте ряд, в котором все слова обозначают профессию

.

слесарь, аптекарь, букварь

гитарист, скрипач, флейтист

циркач, трубач, бородач

барабанщик, банщик, спорщик

4. Образуйте новые слова по образцам.

1)

рука –

ручища

нога –

нос –

глаза –

2)

ухо –

ушко

рот –

человек –

кот –

Продолжение – на обороте листа.

5. Измените слова по схеме

«он – она»

.

гитарист –

гитаристка

баянист –

скрипач –

певец –

работник –

лётчик –

6. Образуйте как можно больше уменьшительно-ласкательных

имён с разными суффиксами от имён

Аня, Ваня

.

7. Образуйте ласковые имена с суффиксом

-еньк-

.

Даша –

Коля –

Оля –

Саша –

Маша –

Миша –

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1.

Из ряда слов выпишите только имена существительные

.

Дельфин,

плещется, ракушка, бушует, спокойное, медуза,

волна, солёное, чайка, парусник

2.

Отметьте ряд с именами собственными

.

(И, и)лья, (М, м)уромец, (Б, б)айкал

(К, к)нязь, (Б, б)огатырь, (Р, р)азбойник

(М, м)оре, (П, п)ланета, (М, м)есяц

(У, у)лица, (Г, г)ород, (С, с)толица

3.

Отметьте

предложение,

в

котором

выделено

имя

существительное

.

Солнце

село

за сосновый бор.

Капля смолы

стекла

по стволу.

Дом из бетона и

стекла

выглядит прочным.

Голову без шляпы немного

пекло

на солнце.

4. Напишите пять слов

названий

предметов, которые

вы

видите вокруг себя в классе.

Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос

ч т о

?

Продолжение – на обороте листа.

5. Угадайте,

из

каких

сказок

эти

имена

существительные:

«Гуси-Лебеди», «Колобок», «Федорино горе».

Старик,

старуха,

заяц,

волк,

медведь,

лиса

это

существительные из сказки _______________________________.

Девочка,

мышка,

печка,

яблоня

это

существительные

из сказки _______________________________.

Кофейник,

чашки,

блюдца,

тарелки

это

существительные

из сказки _______________________________.

Спишите сначала существительные, которые отвечают на

вопрос ч т о ?, а затем – существительные, отвечающие на

вопрос к т о ?

(Что ?) _________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

(Кто ?) _________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Отметьте

строчку,

в

которой

неверно

употреблено

имя

существительное во множественном числе.

много мандаринов

пара сапог

несколько килограммов

четверо солдатов

2.

Отметьте

количество

имён

существительных

во

множе-

ственном числе

.

Конь, канат, бревно и брусья, кольца рядом.

Перечислить не берусь я множество снарядов.

4

7

10

3

3. Составьте и запишите три предложения.

Яблоки, на, созрели, яблоне.

Заяц, в, морковкой, огороде, лакомится.

Ворон, на, сидит, ветке.

Подчеркните имена существительные единственного числа.

4. Выпишите сначала имена существительные единственного

числа, а затем – множественного числа.

Волки, слоны, собаки, муха, жуки, стрекоза, соловьи,

воробьи, вороны, гусеница, кошки, аисты, муравей.

Единственное число –

Множественное число –

Продолжение – на обороте листа.

5. Отметьте ряд слов, в котором существительные в форме

множественного числа написаны неправильно.

Нет чулок, сапог, ботинок, носков.

Много мест, яблок, дел, солдат.

Пять мандарин, килограмм, апельсин.

6. Запишите

предложение,

верно

используя

заглавные

и

строчные буквы.

Коля (А/а)рбузов купил пять (А/а)рбузов.

Ловкий (Ш/ш)арик поймал воздушный (Ш/ш)арик.

Фамилия, имя

2 класс. Проверочная работа

ГЛАГОЛ

1. Глагол отвечает на вопросы (выберите правильный вариант)

Кто? Что?

Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделают?

Какой? Какая? Какие?

2. Глагол обозначает (выберите правильный вариант)

предмет

признак предмета

действие предмета

3. Глагол по числам (выберите правильный вариант)

изменяется

не изменяется

4. Отметьте, какое слово является глаголом.

сторожевая

сторожит

осторожно

сторож

5.

Подчеркните глаголы двумя линиями

.

Говорят, тишина, снег, падал, день, принёс, росла, пела, барабанил,

весёлый, ковры, избушка, посыпались, переливались, добродетельный.

6. Напишите слова, противоположные по значению.

поднимать –

молчать –

грустить –

гладить –

Продолжение – на обороте листа

7. Измените глаголы по числам (в первой строчке приведён

образец).

бегает –

бегают

делает –

идёт –

подходят –

стучат –

8. Заполните пустые ячейки, поставив глаголы в прошедшем,

настоящем

или

будущем

времени

первой

строчке

приведён образец).

Прошедшее

время

Настоящее

время

Будущее

время

слышал

слышит

услышит

шёл

идёт

играл

сыграет

ест

съест

9. Запишите

как

можно

больше

глаголов

к

имени

существительному (по образцу).

Вода капает, бежит, течёт, льётся, струится, замерзает.

Спортсмен бежит,

Ученик пишет,

10. Отметьте строчку, в которой все слова являются глаголами.

учить, учитель, учебный

учить, учу, учитесь

дуть, дуло, дующий

спорить, спорный, спор



В раздел образования