Автор: Никандрова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 47
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: Ознакомление дошкольников с профессиями и трудом взрослых через проектную деятельность
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Гусельки»
Статья
«Ознакомление дошкольников с профессиями и трудом взрослых через
проектную деятельность»
Воспитатель Никандрова Е.В.
Сургут
2021
«Ознакомление дошкольников с профессиями и трудом взрослых через
проектную деятельность»
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник,
портной, - кто ты будешь такой?». Всем знакома эта детская считалочка. У
считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру.
В жизни все не так просто.
Каждый
человек
мечтает
обрести
в
жизни
свое
любимое
дело,
доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
У человека все закладывается с детства, в том числе и профессиональная
направленность.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых
знаний о профессиях. Ознакомление дошкольников с миром профессий –
важный этап в процессе дальнейшего профессионального самоопределения
личности. Именно в это время происходит активная социализация детей,
накапливаются представления о мире профессий.
Согласно федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен
обладать установкой положительного отношения к разным видам труда,
обладать начальными знаниями о социальном мире, в том числе через
ознакомление с различными профессиями, орудиями и результатами труда, с
личностными и деловыми качествами человека-труженика, что, в свою очередь
является одной из важных задач социализации ребенка.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не
в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том,
чтобы познакомить ребенка с многообразием профессий, структурой труда (что
и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате
труда). Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и
богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор,
который определит его жизнь.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи,
поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на
познание мира.
Поэтому,
одним
из
перспективных
и
наиболее
эффективных
методов
ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых, является метод
проектов.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа
педагогов, детей и родителей.
Главная
особенность
этой
деятельности
заключается
в
том,
что
она
осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не
определены. И педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности.
Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную
инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт
реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в
разнообразных
обстоятельствах,
развивает
познавательную
и
творческую
активность дошкольника.
Проектная деятельность:
основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и
воспитанию;
позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения
проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и
мотивационным;
помогает связать процесс обученияи воспитания с реальными событиями
из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность;
каждый ребенок имеет возможность проявить себя как личность,
почувствовать
себя
нужным,
значимым,
повышается
самооценка,
уверенность в своих силах.
знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся
достоянием их личного опыта;
в ходе проектной деятельности ребенок ищет ответы на вопросы и тем
самым, учится искать информацию и использовать эти знания в
самостоятельной деятельности;
развивает познавательные, творческие способности, коммуникативные
навыки, самодисциплину, культуру речи;
способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе,
умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного
выступления.
Таким
образом,
метод
проектов
дает
ребенку
возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческое и
критическое мышление, планировать свою деятельность, проявлять инициативу
и самостоятельность.
Какова же роль педагога в проектной деятельности?
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога.
Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной
деятельности
своих
воспитанников
и
помогает
ребенку
приобретать
универсальные культурные способы действий (умения), помогающие ему
действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Задача педагога:
создание
условий,
которые
позволяют
детям
самостоятельно
или
совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его
экспериментальным,
поисковым
путем,
анализировать
его
и
преобразовывать.
Песталоцци говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»
активизирует творческую активность ребенка
способствует проявлению самостоятельности в выборе способа действия в
различных ситуациях.
помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и
присвоить его на уровне опыта.
направляет
деятельность
детей,
оказывает
помощь,
подсказывает
источники информации, и сам является таким источником.
Важно в этом процессе не «главенствовать» над ребенком, а быть рядом. Одно
из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации
проектной деятельности - умение слышать ребёнка.
Хочу представить опыт использования метода проектов в работе с
дошкольниками по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых в своей
профессиональной деятельности.
Одним из проектов, который был реализован с детьми группы, стал проект
«Профессии наших родителей».
В ходе наблюдений и бесед с детьми о том, где работают их родители, как
называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах,
выяснилось,
что дети
недостаточно
ознакомлены с
профессиями
своих
родителей. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети отвечали: «На
работе». Для многих детей слова «работа» и «труд» ассоциируется с сидением за
компьютером.
На
основании
этого
и
возникла
идея
создания
проекта
«Профессии наших родителей».
Как осуществлялась работа над проектом
Одним из способов разработки проектов является «Модель трех вопросов».
Благодаря этому методу получаем первичную информацию о запасе знаний,
представлений
детей,
помогает
ориентироваться
в
способах
получения
информации,
создаем
условия
для
развития
самостоятельности
и
инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные
и индивидуальные особенности.
Модель трех вопросов
Что мы знаем?
Что мы хотели бы узнать?
Где мы можем узнать?
Взрослые работают
Есть много профессий
Профессия это труд
Зачем нужно трудиться?
Кем работают родители?
Какие знания нужны для
той или иной профессии?
Спросить у родителей
Почитать
Рассмотреть
иллюстрации, книги
В интернете
Энциклопедии
Познавательные
телепередачи
На подготовительном этапе были
Определены цели и задачи проекта
Разработан план реализации проекта.
Разработан цикл бесед.
Подобраны картинки, иллюстрации, художественная литература, пословицы,
поговорки по теме профессии.
Подготовлена презентация по теме.
Разработаны картотеки дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых
игр, пальчиковых игр на тему «Профессии».
Подготовка информации для родителей.
На основном этапе
– реализовывались мероприятия с детьми и
родителями
Были проведены беседы: «Что такое профессия», «Кем работают твои
мама и папа?», «Кем я хочу быть». Дети узнавали и рассказывали, где и кем
работают их родители, чем на работе они занимаются, какие предметы-
помощники им помогают.
Рассматривали иллюстрации, альбомы по теме «Профессии», презентации
«Все профессии нужны, все профессии важны».
Играли:
в дидактические игры «Кто это делает?»,
«Для человека, какой
профессии - это нужно?»,
«Кому, что нужно для работы?»,
«Определи по предмету профессию», «Кто, где работает?», «Кто,
чем занимается»;
сюжетно-ролевые игры: «Больница» «Салон красоты», «Стройка»,
«Детский сад», «Мастерская для машин»;
подвижные игры «Вкусный обед», «Повар»,
«Такси», «Ловкий
шофер», «Поезд», «Мастера и машины», «Продавцы горшков».
Читали художественные произведения Д. Родари «Чем пахнут
ремесла», А.Богдарин «Знакомые профессии», В. Лифшиц «И мы
трудиться
будем»,
И.
Турчин
«Человек
заболел»,
Н.Курпат
«Профессии».
Дошкольники очень любят, когда к ним приходят представители разных
профессий, как правило, родители, которые рассказывают детям о своей
профессиональной
деятельности,
приносят
необходимые
атрибуты,
инструменты, играют с детьми. В рамках реализации проекта мы педагоги
совместно с родителями дошкольников провели тематические встречи по
ознакомлению с трудом врача, пожарного, полицейского, парикмахера и других
профессий, которые вызвали неподдельный интерес у детей.
Так, одна из родительниц провела мастер – класс «Салон красоты», где
дети познакомились с профессией парикмахер, с трудовыми действиями,
побывали в роли клиента. Другая мама рассказала детям нашей группы о
профессии мастера ногтевого сервиса. Очень запомнилась нашим детям встреча
с медицинским работником, в ходе которой ребята смогли задать интересующие
вопросы, попробовать себя в роли врача.
Не всегда есть возможность организовать экскурсию для дошкольников на
какое-либо промышленное предприятие, завод. Альтернативой традиционной
экскурсии может быть виртуальная экскурсия, отличительной особенностью
которой является виртуальное отображение реально существующих объектов, в
процессе
которых
дошкольники
знакомятся
с
профессиями,
например,
нефтяников, спасателей и др.). Так, совместно с родителями были организованы
виртуальные экскурсии на предприятия нашего города: «Сургутмебель», на
«Фабрику натяжных потолков».
Заключительный этап реализации проекта
Оформление фотоальбома «Профессии наших родителей».
Результат проекта
У детей расширился круг знаний о профессиях своих родителей, научились
называть профессию папы, мамы, познакомились с основными трудовыми
действиями и инструментами необходимыми для их работы.
Целесообразность метода проектов при формировании представлений
детей о профессиях очевидна. Участвуя в проекте, дети вовлекаются в
различные
виды
деятельности,
используют
разнообразные
источники
информации, приобретая, тем самым, разносторонние знания о труде взрослых.
Для педагогов даёт возможность реализовывать свои замыслы, строить
перспективы для дальнейшей работы.