Напоминание

Психологические особенности раннего возраста


Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности раннего возраста
Дата публикации: 04.05.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Психические особенности развития детей раннего возраста»

В раннем детстве ребёнок становится более самостоятельным. Он начинает ходить,

проявлять активность по отношению к различным предметам, употреблять односложные слова.

Происходит отделение ребёнка от взрослого. Процесс его социализации характеризуется

становлением предметной деятельности, совместной с взрослым. Он обучает ребёнка

нормативным способам действия с предметами, в

том числе со специфически детскими: ведёрком,

лопаткой, совочком и т.п. Общение ребёнка и

взрослого осуществляется, прежде всего, по поводу

предметных действий.

На

развитие

ребёнка

большое

влияние

оказывает прямохождение. Сначала оно выступает

как самостоятельный процесс, затем включается в

различные виды деятельности. Поведение ребёнка

раннего

возраста

ситуативно,

обусловлено

окружающей обстановкой.

Ранний возраст характеризуется развитием

предметной деятельности, делового общения ребёнка и взрослого, а также развитием

восприятия и речи; проявлением начальных форм произвольного поведения, игры, наглядно-

действенного мышления; возникновением общения со сверстниками.

Развитие предметной деятельности

связано с усвоением культурных способов

действия с различными предметами. Сначала ребёнок повторяет действия с предметами,

совершаемые совместно с взрослым. Затем – на втором году жизни – предметные действия

обобщаются. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Выполнение орудийных

действий развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные.

Преобразование осуществляется на основе предлагаемого взрослым образца, который

выступает в качестве не только объекта подражания, но и образа, регулирующего собственную

активность ребёнка.

В совместной с взрослым предметной деятельности развивается понимание речи.

Сначала оно ситуативно: ребёнок реагирует на ситуацию в целом. Постепенно слово отделяется

от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети усваивают названия окружающих

вещей, близких взрослых, частей тела; научаются выполнять простые словесные просьбы

взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов возрастает.

Совершенствуется регуляция поведения на основе обращений взрослых к ребёнку. Он начинает

понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

Развитие активной речи начинается с появления автономной детской речи. Она

характеризуется

особыми звукосочетаниями,

отличающимися от

общеупотребительных;

использованием частей слов и т.п. Адекватное речевое взаимодействие ребёнка и взрослого

ведёт

к

развитию

активной

речи

на

основе

правильных языковых форм. К трём годам дети

усваивают основные грамматические структуры,

строят

сложные

предложения

с

союзами.

В

разговоре с взрослым используют практически все

части речи.

На

третьем

году

жизни

у

детей

формируются новые виды деятельности: игра,

рисование, конструирование.

Развитие

игры

связано

с

освоением

игровых действий, которые показывает взрослый.

Игра носит процессуальный характер, главное с ней – действия; они совершаются с игровыми

предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года появляются действия с

предметами-заместителями.

Развитие рисования начинается с каракулей. Постепенно они приобретают более

чётко выраженный характер в виде горизонтальных или

вертикальных прямых линий, появление собственно

изобразительной деятельности обусловлено тем, что

ребёнок формулирует намерение изобразить какой-либо

предмет и указание на графический образ. Типичным

является изображение человека в виде «головонога» -

окружности и отходящих от неё линий.

В раннем возрасте интенсивно развивается

восприятие. Однако оно ещё остаётся несовершенным.

Детям

трудно

отделить

различные

свойства

воспринимаемых объектов и сделать их предметом

специального анализа. Первоначально этот процесс осуществляется в ходе предметной

деятельности, осуществляемой во внешнем план

е. К третьему году жизни развивается зрительная ориентировка, что позволяет детям

выполнить ряд заданий – осуществить выбор из двух предметов по форме, величине, цвету.

Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К третьему году дети

воспринимают все звуки родного языка.

Основной формой мышления в раннем возрасте является наглядно – действенное.

Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации

разрешаются путём реального действия с предметами.

Становление личности характеризуется неосознанностью мотивов, импульсивностью

и зависимостью чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональными

состояниями других детей.

Однако в этот

период начинает складываться произвольность.

Она

обусловлена

развитием

предметных

действий и речи. У детей появляются чувства

гордости и стыда, начинают формироваться

элементы

самосознания,

связанные

с

идентификацией с именем и полом.

Завершается ранний возраст кризисом

трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного

человека,

отличного от

взрослого.

У него

формируется

образ

«Я».

Кризис

может

сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением

общения с взрослым и др. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет.

Педагог-психолог: Злыгостева О.А.

2



В раздел образования