Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
«Психические особенности развития детей раннего возраста»
В раннем детстве ребёнок становится более самостоятельным. Он начинает ходить,
проявлять активность по отношению к различным предметам, употреблять односложные слова.
Происходит отделение ребёнка от взрослого. Процесс его социализации характеризуется
становлением предметной деятельности, совместной с взрослым. Он обучает ребёнка
нормативным способам действия с предметами, в
том числе со специфически детскими: ведёрком,
лопаткой, совочком и т.п. Общение ребёнка и
взрослого осуществляется, прежде всего, по поводу
предметных действий.
На
развитие
ребёнка
большое
влияние
оказывает прямохождение. Сначала оно выступает
как самостоятельный процесс, затем включается в
различные виды деятельности. Поведение ребёнка
раннего
возраста
ситуативно,
обусловлено
окружающей обстановкой.
Ранний возраст характеризуется развитием
предметной деятельности, делового общения ребёнка и взрослого, а также развитием
восприятия и речи; проявлением начальных форм произвольного поведения, игры, наглядно-
действенного мышления; возникновением общения со сверстниками.
Развитие предметной деятельности
связано с усвоением культурных способов
действия с различными предметами. Сначала ребёнок повторяет действия с предметами,
совершаемые совместно с взрослым. Затем – на втором году жизни – предметные действия
обобщаются. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Выполнение орудийных
действий развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные.
Преобразование осуществляется на основе предлагаемого взрослым образца, который
выступает в качестве не только объекта подражания, но и образа, регулирующего собственную
активность ребёнка.
В совместной с взрослым предметной деятельности развивается понимание речи.
Сначала оно ситуативно: ребёнок реагирует на ситуацию в целом. Постепенно слово отделяется
от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети усваивают названия окружающих
вещей, близких взрослых, частей тела; научаются выполнять простые словесные просьбы
взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов возрастает.
Совершенствуется регуляция поведения на основе обращений взрослых к ребёнку. Он начинает
понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.
Развитие активной речи начинается с появления автономной детской речи. Она
характеризуется
особыми звукосочетаниями,
отличающимися от
общеупотребительных;
использованием частей слов и т.п. Адекватное речевое взаимодействие ребёнка и взрослого
ведёт
к
развитию
активной
речи
на
основе
правильных языковых форм. К трём годам дети
усваивают основные грамматические структуры,
строят
сложные
предложения
с
союзами.
В
разговоре с взрослым используют практически все
части речи.
На
третьем
году
жизни
у
детей
формируются новые виды деятельности: игра,
рисование, конструирование.
Развитие
игры
связано
с
освоением
игровых действий, которые показывает взрослый.
Игра носит процессуальный характер, главное с ней – действия; они совершаются с игровыми
предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года появляются действия с
предметами-заместителями.
Развитие рисования начинается с каракулей. Постепенно они приобретают более
чётко выраженный характер в виде горизонтальных или
вертикальных прямых линий, появление собственно
изобразительной деятельности обусловлено тем, что
ребёнок формулирует намерение изобразить какой-либо
предмет и указание на графический образ. Типичным
является изображение человека в виде «головонога» -
окружности и отходящих от неё линий.
В раннем возрасте интенсивно развивается
восприятие. Однако оно ещё остаётся несовершенным.
Детям
трудно
отделить
различные
свойства
воспринимаемых объектов и сделать их предметом
специального анализа. Первоначально этот процесс осуществляется в ходе предметной
деятельности, осуществляемой во внешнем план
е. К третьему году жизни развивается зрительная ориентировка, что позволяет детям
выполнить ряд заданий – осуществить выбор из двух предметов по форме, величине, цвету.
Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К третьему году дети
воспринимают все звуки родного языка.
Основной формой мышления в раннем возрасте является наглядно – действенное.
Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации
разрешаются путём реального действия с предметами.
Становление личности характеризуется неосознанностью мотивов, импульсивностью
и зависимостью чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональными
состояниями других детей.
Однако в этот
период начинает складываться произвольность.
Она
обусловлена
развитием
предметных
действий и речи. У детей появляются чувства
гордости и стыда, начинают формироваться
элементы
самосознания,
связанные
с
идентификацией с именем и полом.
Завершается ранний возраст кризисом
трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного
человека,
отличного от
взрослого.
У него
формируется
образ
«Я».
Кризис
может
сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением
общения с взрослым и др. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет.
Педагог-психолог: Злыгостева О.А.
2