Автор: Кириллова Эльвира Николаевна
Должность: учитель чувашского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новобуяновская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика Янтиковский район д. Новое Буяново
Наименование материала: Статья
Тема: "Этнопедагогические принципы воспитания детей"
Раздел: среднее образование
Этнопедагогические принципы воспитания и образования детей во внеурочной
деятельности школы
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов
роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной.
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного
отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без
уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не
может быть духовно богатым.
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурного,
творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся
действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего
поколения можно в первую очередь в народных истоках.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в
формах, отличных от классно-урочных и направленная на достижение планируемых
результатов основной образовательной программ общего образования.
Понятие «Внеурочная деятельность» ‒ не новое для образования. В систему работы
учителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на
реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также
организовалась деятельность творческих, спортивных объединений, клубов, кружков и
т.д. После уроков большинство детей отправлялись домой и были предоставлены сами
себе или заботами родителей посещали учреждения дополнительного образования.
Этнопедагогика – это система методологической деятельности, объектом которой
является педагогическая деятельность, а предметом – этническое воспитание.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого
воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт;
собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную
мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах,
песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и
общинном укладке, быте, традициях, а также философско-этические, собственно
педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий
влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Вопрос об использовании этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе
требует, прежде всего, создания такой системы, которая способствовала бы комплексному
ее
использованию.
Структура
этнокультурной
и
этнопедагогической
учебно-
воспитательной системы должна состоять из следующих компонентов:
1)
методическая работа в школе;
2)
работа с родителями;
3)
работа с учащимися на уроке и во внеурочное время;
4)
работа с общественностью.
Рассмотрим подробнее:
1.Методическая работа в школе должна включать в себя подготовку педагогом всех
необходимых
этнопедагогических
материалов
для
включения
их
в
учебно-
воспитательный процесс, а также выступление перед коллегами на педагогическом
совете, помощь учителям, которые заинтересовались методикой этнопедагогического и
этнокультурного образования.
2. Работа с родителями проводится на классных часах, в личных беседах. При этом
педагог должен заинтересовать и убедить,
родителей использовать в семейном
воспитании материалы этнопедагогики.
При рассмотрении форм и методов этнопедагогического образования и воспитания
в семье, очень важно проследить отношение народа к семье. Отец и мать в этнопедагогике
– это естественные первые воспитатели. Но наряду с ними существует и безымянные –
местные аксакалы, дедушки, бабушки, старшие братья. Весьма разнообразны и богаты
представления народа о формировании личности и умственном воспитании молодого
поколения.
Загадки, считалки, наблюдения всегда служили воспитанию любознательности,
развитию логического мышления. Сердцевиной семейного воспитания является трудовое
воспитание. Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с нормальным
кодексом
семьи.
Любовь
к
Родине,
преданность
интересам
народа,
чувство
ответственности, правдивость, скромность и верность в дружбе и любви – таковы
основные черты нравственной личности и понимании народа.
3. Работа с учащимися:
‒ на уроке. Использование форм и методов народной педагогики на уроках можно
рассмотреть с позиций применения этнопедагогических материалов на разных уроках.
Литература, чтение, родной язык. Нельзя себе представить народную педагогику без
народа, не услышав «голоса народа». Это народная мудрость выражена в памятниках
народной педагогики: пословицах, эпосах, легендах, преданиях. На этом училось и
воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом
в жизни великих людей. Сказки же имеют свои характерные особенности. Это любовь к
Родине, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство. Сказки
выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции. Они пробуждают у
слушателей целую гамму ощущений: веселье, радость, юмор, смех, нежность и тут же
ужас, жалость, горе. Сказка – это опыт человечества. Ч. Айтматов писал: «…Мы должны
беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества.
‒ во внеурочное время элементами этнопедагогического воспитания могут послужить
народные игры. Издревле в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд,
национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать
силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,
выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Ребенок не
может обходится без движения, потому он не может обходится без игр. Во время игр у
ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые
впечатления.
Можно сделать вывод о том, что существует множество самых разнообразных
методов использования педагогики в учебно-воспитательном процессе.
Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение
приобретаю народные игры-забавы. Народные подвижные игры являются традиционным
средством педагогики, ‒ они являются неотъемлемой частью воспитания ребенка. У него
формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной
страны и культуре других народов.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых
играх зачины: диалоги непосредственно характеризуют персепатией и их действия,
которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной, умственной
деятельности.
В своей практике использую различные методы и приемы знакомства с культурой
нашего народа: беседы, народные игры, праздники, посиделки с обычаями и обрядами,
конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в
краеведческий музей и др., а также широко использую современные компьютерные
технологии.
В своей работе также активно использую такие приемы с фольклорными
произведениями. Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной
деятельности.
Итак,
использование
этнопедагогики
в
учебно-воспитательном
процессе
школьников осуществляет совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на
них.
Одним словом, если мы хотим, чтобы образование было своеобразно «цветущим и
плодоносящим деревом», то его надо посадить в хорошую почву. Только тогда его корни
– национальная культура – будут питать его крону – образование, придадут
ей
жизненную силу. Важно, чтобы учителя и родители стремились в общении с детьми как
можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с
точки зрения современных задач.
Этнопедагогика должна исполнить свой долг, воспитывая молодое поколение на
традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего.