Напоминание

"Этнопедагогические принципы воспитания детей"


Автор: Кириллова Эльвира Николаевна
Должность: учитель чувашского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новобуяновская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика Янтиковский район д. Новое Буяново
Наименование материала: Статья
Тема: "Этнопедагогические принципы воспитания детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Этнопедагогические принципы воспитания и образования детей во внеурочной

деятельности школы

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов

роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной.

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного

отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без

уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не

может быть духовно богатым.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурного,

творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся

действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего

поколения можно в первую очередь в народных истоках.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в

формах, отличных от классно-урочных и направленная на достижение планируемых

результатов основной образовательной программ общего образования.

Понятие «Внеурочная деятельность» ‒ не новое для образования. В систему работы

учителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на

реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также

организовалась деятельность творческих, спортивных объединений, клубов, кружков и

т.д. После уроков большинство детей отправлялись домой и были предоставлены сами

себе или заботами родителей посещали учреждения дополнительного образования.

Этнопедагогика – это система методологической деятельности, объектом которой

является педагогическая деятельность, а предметом – этническое воспитание.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого

воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт;

собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную

мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах,

песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и

общинном укладке, быте, традициях, а также философско-этические, собственно

педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий

влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Вопрос об использовании этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе

требует, прежде всего, создания такой системы, которая способствовала бы комплексному

ее

использованию.

Структура

этнокультурной

и

этнопедагогической

учебно-

воспитательной системы должна состоять из следующих компонентов:

1)

методическая работа в школе;

2)

работа с родителями;

3)

работа с учащимися на уроке и во внеурочное время;

4)

работа с общественностью.

Рассмотрим подробнее:

1.Методическая работа в школе должна включать в себя подготовку педагогом всех

необходимых

этнопедагогических

материалов

для

включения

их

в

учебно-

воспитательный процесс, а также выступление перед коллегами на педагогическом

совете, помощь учителям, которые заинтересовались методикой этнопедагогического и

этнокультурного образования.

2. Работа с родителями проводится на классных часах, в личных беседах. При этом

педагог должен заинтересовать и убедить,

родителей использовать в семейном

воспитании материалы этнопедагогики.

При рассмотрении форм и методов этнопедагогического образования и воспитания

в семье, очень важно проследить отношение народа к семье. Отец и мать в этнопедагогике

– это естественные первые воспитатели. Но наряду с ними существует и безымянные –

местные аксакалы, дедушки, бабушки, старшие братья. Весьма разнообразны и богаты

представления народа о формировании личности и умственном воспитании молодого

поколения.

Загадки, считалки, наблюдения всегда служили воспитанию любознательности,

развитию логического мышления. Сердцевиной семейного воспитания является трудовое

воспитание. Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с нормальным

кодексом

семьи.

Любовь

к

Родине,

преданность

интересам

народа,

чувство

ответственности, правдивость, скромность и верность в дружбе и любви – таковы

основные черты нравственной личности и понимании народа.

3. Работа с учащимися:

‒ на уроке. Использование форм и методов народной педагогики на уроках можно

рассмотреть с позиций применения этнопедагогических материалов на разных уроках.

Литература, чтение, родной язык. Нельзя себе представить народную педагогику без

народа, не услышав «голоса народа». Это народная мудрость выражена в памятниках

народной педагогики: пословицах, эпосах, легендах, преданиях. На этом училось и

воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом

в жизни великих людей. Сказки же имеют свои характерные особенности. Это любовь к

Родине, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство. Сказки

выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции. Они пробуждают у

слушателей целую гамму ощущений: веселье, радость, юмор, смех, нежность и тут же

ужас, жалость, горе. Сказка – это опыт человечества. Ч. Айтматов писал: «…Мы должны

беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества.

‒ во внеурочное время элементами этнопедагогического воспитания могут послужить

народные игры. Издревле в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд,

национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать

силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,

выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Ребенок не

может обходится без движения, потому он не может обходится без игр. Во время игр у

ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые

впечатления.

Можно сделать вывод о том, что существует множество самых разнообразных

методов использования педагогики в учебно-воспитательном процессе.

Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение

приобретаю народные игры-забавы. Народные подвижные игры являются традиционным

средством педагогики, ‒ они являются неотъемлемой частью воспитания ребенка. У него

формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной

страны и культуре других народов.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых

играх зачины: диалоги непосредственно характеризуют персепатией и их действия,

которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной, умственной

деятельности.

В своей практике использую различные методы и приемы знакомства с культурой

нашего народа: беседы, народные игры, праздники, посиделки с обычаями и обрядами,

конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в

краеведческий музей и др., а также широко использую современные компьютерные

технологии.

В своей работе также активно использую такие приемы с фольклорными

произведениями. Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной

деятельности.

Итак,

использование

этнопедагогики

в

учебно-воспитательном

процессе

школьников осуществляет совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на

них.

Одним словом, если мы хотим, чтобы образование было своеобразно «цветущим и

плодоносящим деревом», то его надо посадить в хорошую почву. Только тогда его корни

– национальная культура – будут питать его крону – образование, придадут

ей

жизненную силу. Важно, чтобы учителя и родители стремились в общении с детьми как

можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с

точки зрения современных задач.

Этнопедагогика должна исполнить свой долг, воспитывая молодое поколение на

традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего.



В раздел образования