Автор: Валеева Светлана Николаевна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: МОУ СОШ 63 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа учебного предмета "Технология"для 5-8 классов.
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63» города Магнитогорска
Утверждено в структуре ООП ООО. Приложение № 4
Рабочая программа
учебного предмета «Технология»
для 5-8 классов
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей
социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения
перспективных потребностей;
осознанный выбор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и
профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной
социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при
коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего
хозяйства;
формирование основ экологи ческой культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное
отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
развитие эстетического сознания через освоение декоративно-прикладного наследия народов Уральского региона.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной
деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или
трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих
стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная
организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление
инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического
процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация
совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов
познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок
или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и
правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по
принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к
результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о
техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования,
конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической
документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных
задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности
и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального
государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования
индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми
обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производ-
ства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии произ-
водства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материаль-
ных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресур-
сов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источни-
ками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, произ-
водства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов /
параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода экс-
перименты;
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ре-
сурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или
информационного продукта;
проводить оценку и испытание полученного продукта;
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
‒
изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требу-
ющих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудова-
ния;
‒
модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса
для получения заданных свойств материального продукта;
‒
определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде
(конструкторе);
‒
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
‒
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:
‒
оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в
собственной практике);
‒
обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских
свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламен-
тацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт
для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
‒
разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и
информационного продукта с заданными свойствами;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:
‒
планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая модели-
рование и разработку документации);
‒
планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потреби-
тельских интересов;
‒
разработку плана продвижения продукта;
проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с
помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соот-
ветствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде
инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов,
машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
характеризовать группы предприятий региона проживания,
характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания
обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и
реализацией тех или иных видов деятельности,
получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и об-
работки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в
них работников,
получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных произ-
водств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, об-
служивающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов пита-
ния, сервиса, информационной сфере.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом:
5 класс
По завершении учебного года обучающийся:
характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит
примеры функций работников этих предприятий;
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм»,
«проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют
эти технологии;
приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
конструирует модель по заданному прототипу;
осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя
(инструкции, памятки, этикетки);
получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно
разработанной программы;
получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор
решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с
применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и
взаимодействия в быту.
6 класс
По завершении учебного года обучающийся:
называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства,
характеризует строительную отрасль региона проживания;
описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;
проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;
читает элементарные чертежи и эскизы;
выполняет эскизы механизмов, интерьера;
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;
строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;
получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона /
поселения;
получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;
получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную
группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;
получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных
свойств (решение задачи);
получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с
собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных
исследований потребительских интересов.
7 класс
По завершении учебного года обучающийся:
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере
энергетики, энергетику региона проживания;
называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере
информационных технологий;
характеризует
автоматизацию
производства
на
примере
региона
проживания,
профессии,
обслуживающие
автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных
профессий;
перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;
объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый
потребителю;
объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование
электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;
выполняет
базовые
операции
редактора
компьютерного
трехмерного
проектирования
(на
выбор
образовательной
организации);
конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;
следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;
получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных
приборов, составление схемы электропроводки;
получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой
компьютерного трехмерного проектирования;
получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на
основании собственной практики использования этого способа).
8 класс
По завершении учебного года обучающийся:
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с
заданными свойствами;
характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития;
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;
называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие
профессии, в том числе на предприятиях региона проживания;
характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития;
перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации;
характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид,
механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с использованием
произвольно избранных источников информации);
объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции
развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий;
разъясняет функции модели и принципы моделирования;
создает модель, адекватную практической задаче;
отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям;
составляет рацион питания, адекватный ситуации;
планирует продвижение продукта;
регламентирует заданный процесс в заданной форме;
проводит оценку и испытание полученного продукта;
описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания;
получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач;
получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной
обучающимся характеристике транспортного средства;
получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населенного пункта / трассы на основе
самостоятельно спланированного наблюдения;
получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков;
получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу;
получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической
документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки)
рабочих инструментов / технологического оборудования;
получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку;
получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии
получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.
2.
Содержание учебного предмета «Технология»
5 класс. Программа: В. М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова. Технология. Рабочие программы . Предметная линия
учебников В.М. Казакевича 5–9 классы. –М.: Просвещение, 2020.)
Теоретические сведения. Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ.
Общая характеристика производства.
Проектная деятельность. Что такое творчество.
Что такое технология. Классификация производств и технологий.
Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.
Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные
материалы.
Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из
натуральных волокон.
Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета.
Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и
безопасности труда на кухне.
Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка
овощей. Технологии тепловой обработки овощей.
Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.
Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной
информации.
Растения как объект технологии. Значение культурных
растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и
классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними.
Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и
животноводство. Животные —помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта,
охоты, цирка и науки. Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий.
Практические работы. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о техносфере. Проведение
наблюдений. Составление
рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Экскурсии. Подготовка
рефератов.
Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности. Сбор дополнительной информации в Интернете и
справочной литературе о технологиях. Экскурсия на производство по ознакомлению с технологиями конкретного производства.
Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам.
Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные исследования свойств различных материалов.
Составление коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах
производства.
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих
суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс-методом химического анализа.
Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения механической
энергии. Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготовление игрушки йо-йо.
Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации
различными органами чувств.
Описание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений.
Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение
исследований с культурными растениями в условиях школьного кабинета.
Сбор дополнительной информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей
человека, классифицирование этих потребностей.
Тесты по оценке свойств личности. Составление и обоснование перечня личных потребностей и их иерархическое построение.
Ознакомление с устройством и назначением ручных неэлектрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию
инструментами.
Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка проектных изделий и деталей. Изготовление простых
изделий для быта из конструкционных материалов. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного
происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.
Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени. Замораживание
овощей и фруктов.
Выполнение основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на
пришкольном участке. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам.
Проведение опытов с культурными растениями на пришкольном участке.
Сбор
информации
об
основных
видах
сельскохозяйственных
животных
своего
села,
соответствующих
направлениях
животноводства и их описание.
6 класс. Программа: В. М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова. Технология. Рабочие программы . Предметная линия
учебников В.М. Казакевича 5–9 классы. –М.: Просвещение, 2020.)
Теоретические сведения. Введение в творческий проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап.
Этап изготовления изделия. Заключительный этап.
Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда. Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и
растительное сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда.
Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных технологий как предмет труда.
Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина. Техническая и технологическая
документация.
Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин).
Механическая трансмиссия в технических системах. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических
системах.
Технологии резания. Технологии пластического формования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов
ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии
механической обработки строительных материалов ручными инструментами.
Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов. Технологии соединения деталей с помощью
клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов. Особенности технологий соединения
деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи.
Технологии наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции
из строительных материалов.
Основы рационального (здорового) питания. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него.
Технология производства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них. Технология производства кулинарных изделий из
круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых. Технология производства макаронных изделий и
технология приготовления кулинарных блюд из них.
Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование тепловой энергии в другие виды
энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии.
Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и знаки при кодировании информации.
Символы как средство кодирования информации.
Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья
дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения
природной среды.
Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы. Содержание животных —элемент технологии
производства животноводческой продукции.
Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации.
Практические работы. Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о составляющих производства. Ознакомление с образцами
предметов труда. Проведение наблюдений. Экскурсии на производство. Подготовка рефератов.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической дисциплине. Чтение и выполнение
технических рисунков, эскизов, чертежей. Чтение и составление технологических карт.
Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.
Упражнения, практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке
деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрного и
цветного металла. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.
Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах.
Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии.
Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.
Чтение и запись информации различными средствами отображения информации.
Классификация дикорастущих растений по группам. Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений
на хранение. Овладение основными методами переработки сырья дикорастущих растений.
Реферативное описание технологии разведения комнатных домашних животных на основе личного опыта, опыта друзей и
знакомых, справочной литературы и информации в Интернете.
Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях. Разработка сценариев проведения семейных и общественных
мероприятий.
Ознакомление с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию
инструментами.
Практические работы по изготовлению проектных изделий из фольги. Изготовление изделий из папье-маше.
Разметка и сверление отверстий в образцах из дерева, металла, пластмасс. Практические работы по обработке текстильных
материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.
Изготовление проектных изделий из ткани и кожи.
Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества.
Классификация дикорастущих растений по группам. Освоение технологий заготовки сырья дикорастущих растений в природной
среде на примере растений своего региона. Выполнение по ГОСТу технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на
хранение. Владение методами переработки сырья дикорастущих растений.
Реферативное описание технологии разведения домашних и сельскохозяйственных животных на основе опыта своей семьи, семей
своих друзей.
Вариант А Технология ведения дома 7- 8 класс. Программа: А.Т. Тищенко. Н.В. Синица. Технология: программа. 5-8 классы /
авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014
Тема раздела
Основное содержание материала
Раздел 1: СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИХ РАЗВИТИЯ
1.1.
Современные технологии и перспективы их развития-6ч.
Технологии получения
современных
материалов (2ч.)
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные
материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика, как альтернатива металлам, новые
перспективы применения металлов, пористые металлы. Знакомство с новыми материалами
в текстильной
промышленности.
Современные
информационные
технологии (2ч.)
Значение информационных технологий. Области применения информационных технологий. Электронные документы,
цифровое телевидение, цифровая фотография, Интернет, социальные сети, виртуальная реальность.
Автоматизация
производства (2ч.)
Производственные технологии автоматизированного производства. Автоматизированные производства региона
проживания обучающихся. Цель и задачи автоматизации лёгкой промышленности. Линия-автомат. Цех-автомат,
профессия «оператор швейного оборудования». Автоматизация на предприятиях пищевой промышленности и
индустрии питания.
1.2.
Технологии в сфере быта-8ч
Растениеводство
и
животноводство (2ч.)
Биотехнология как наука и технология. Краткие сведения об истории развития биотехнологий. Основные направления
биотехнологий. Применение биотехнологий в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве, энергетике и
добыче полезных ископаемых, в тяжелой и легкой промышленности, экологии, медицине, здравоохранении,
фармакологии, биоэлектронике, космонавтике, получении химических веществ. Профессия специалист — технолог в
области природоохранных (экологических) биотехнологий.
Освещение
жилого
помещения. Предметы
искусства и коллекции
в интерьере (1ч.)
Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп. Виды светильников. Системы
управления светом. Типы освещения. Оформление интерьера произведениями искусства. Оформление и размещение
картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер
Гигиена жилища (1ч.)
Виды уборки, их особенности. Правила проведения ежедневной, влажной и генеральной уборки
Экология жилища (2ч.)
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в
городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Понятие об экологии жилища. Современные
системы фильтрации воды. Система безопасности жилища
Водоснабжение
и
канализация
в
доме
(2ч.)
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и
мусоросборники. Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды.
Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод
1.3.
Технологии кулинарной обработки продуктов и промышленные технологии получения продуктов питания -10ч.
Технология
приготовления
блюд
из
молока
и
кисломолочных
продуктов (2 ч.)
Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные
продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных
продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши:
технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в
домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов
Технология
приготовления изделия
из жидкого теста (2ч.)
Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста.
Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и
изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу. Определение качества
мёда органолептическими и лабораторными методами
Виды теста и выпечки
(2ч.)
Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста
и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки. Дрожжевое, бисквитное,
заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления
пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер
Сладости,
десерты,
напитки (2ч.)
Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов.
Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу
Сервировка
сладкого
стола.
Праздничный
Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских
изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол-фуршет.
этикет (2ч.)
Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК
1.4.
Технологии обработки текстильных материалов -24ч.
Свойства
текстильных
материалов (2ч.)
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных
волокон
Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в
домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и
атласное.
Лицевая
и
изнаночная стороны
ткани. Общие свойства
текстильных материалов:
физические,
эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства тканей, ниток, тесьмы, лент
и нетканых
материалов.
Сравнительная характеристика тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических
волокон в тканях.
Конструирование
швейных изделий(2 ч.)
Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении
современных форм в одежде. Системы конструирования одежды Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия.
Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение
конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий
по своим меркам. Расчётные формулы. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки.
Моделирование
швейных изделий (2ч.)
Понятие о композиции в одежде.(материал, цвет, силуэт, пропорции)Зрительные иллюзии в одежде. Виды
художественного оформления швейных изделий. Способы моделирования швейных изделий Выбор ткани и
художественной отделки изделия. Художественное оформление народной одежды. Связь художественного
оформления современной одежды с традициями народного костюма. Получение выкройки швейного изделия из
пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета. Расчёт количества ткани на изделие с применением
компьютерных программ.
Технологии машинной
обработки (2ч.)
Классификация машин швейного производства. Характеристики и области применения швейных, краеобмёточных и
вышивальных машин с программным управлением. Бытовая швейная машина. Виды приводов, их устройство,
преимущества и недостатки. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения
машинных работ. Техника безопасности. Подготовка швейной машины к работе. Формирование первоначальных
навыков работы на швейной машине. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Виды неполадок и
способы их устранения. Назначение и правила использования регуляторов универсальной швейной машины.
Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины. Устройство челнока. Порядок разборки и
сборки механизма челнока. Назначение и принцип получения простой и зигзагообразной строчки. Назначение и
конструкция различных современных приспособлений в швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и
повышении производительности труда.
Технология
изготовления швейных
изделий (16ч.)
Ручные стежки и строчки. Конструкция и технология выполнения машинных швов, их условные графические
обозначения. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости то ширины
ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных
линий выкройки на ткань. Правила выполнения следующих технологических операций:
-обработка деталей кроя;
-обработка застёжек, карманов, поясов;
-обмётывание швов ручным и машинным способами;
-обработка вытачек с учётом их расположения в изделии;
-обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;
-обработка низа изделия ручным или машинным способами.
Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и
окончательная отделка изделия. Приёмы ВТО тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества
готового изделия.
1.5.
Технологии художественных ремёсел-14ч.
Технологии
ручной
росписи тканей (4ч.)
Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика.
Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике.
Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани
Технологии
художественной
обработки ткани (10ч.)
Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых,
петлеобразных,
петельных,
крестообразных
и
косых
ручных
стежков.
Техника
вышивания
швом
крест
горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом. Техника
вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью.
Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы и оборудование для вышивки атласными
лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица
1.6.
Электромонтажные и сборочные технологии – 12 часов
Бытовые
электроприборы (6ч.)
Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Электрическая и индукционная плиты на кухне.
Принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в
быту. Правила безопасного пользования
бытовыми электроприборами.
Назначение,
устройство,
правила
эксплуатации отопительных электроприборов. Устройство и принцип действия электрического фена. Общие сведения
о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин-автоматов,
электрических вытяжных устройств. Электронные приборы: телевизоры, DVD, музыкальные центры, компьютеры,
часы и др. Сокращение срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков
напряжения
Электромонтажные
и
сборочные технологии
(4ч.)
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и
приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об
электрической цепи и её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы
монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединений установочных приводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ
Электротехнические
устройства
с
элементами автоматики
(2ч.)
Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых
электротехнических устройствах. Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами
автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека
1.7.
Технологии домашнего хозяйства – 6 часов
Бюджет семьи (6ч.)
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения
семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и
услуг.
Способы
защиты
прав
потребителей.
Технология
ведения
бизнеса.
Оценка
возможностей
предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета
2.
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ И ПЛАНОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ – 4ч.
Сферы производства и
разделение труда (2ч.)
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные
подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на
уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника
Профессиональное
образование
и
профессиональная
карьера (2ч.)
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура.
Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной
пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования.
Здоровье и выбор профессии
3.
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ-18ч.
Технологии
исследовательской
и
опытнической
деятельности (13ч.)
Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка
вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.
Защита.
Разработка
и
реали-
зация специализирован-
ного проекта(5ч)
Выбор темы специализированного творческого проекта (технологического, дизайнерского, предпринимательского,
инженерного, исследовательского, социального и др.). Реализация этапов выполнения специализированного проекта.
Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт затрат на выполнение и реализацию проекта. Защита
(презентация) проекта.
Вариант В Индустриальные технологии. 7- 8 классы. Программа: А.Т. Тищенко. Н.В. Синица. Технология: программа. 5-8 классы /
авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014
Тема раздела
Основное содержание материала
Раздел 1: СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИХ РАЗВИТИЯ
1.1. Современные технологии и перспективы их развития(6ч)
Технологии
получения
современных
материалов (2ч.)
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные
материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика, как альтернатива металлам, новые
перспективы применения металлов, пористые металлы. Получение материалов с заданными свойствами.
Современные
информационные
технологии (2ч.)
Значение информационных технологий. Области применения информационных технологий. Электронные
документы, цифровое телевидение, цифровая фотография, Интернет, социальные сети, виртуальная реальность.
Автоматизация
производства (2ч.)
Производственные технологии автоматизированного производства. Автоматизированные производства региона
проживания обучающихся.
1.2. Технологии обработки конструкционных материалов (48 ч)
Технологии ручной
обработки древесины
и древесных
материалов (18 ч)
Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Графические изображения деталей и изделий. Технологическая
карта. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты. Измерения. Верстак, ручные инструменты и
приспособления, технологические операции. Правила безопасности труда.
Технологии
машинной обработки
древесины и
древесных материалов
(8ч)
Сверлильный и токарный станки: устройство, оснастка, приёмы работы. Правила безопасности труда. Современные
технологические машины и электрифицированные инструменты. Экология заготовки и обработки древесины.
Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов.
Технологии ручной
обработки металлов и
искусственных
материалов (4 ч)
Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства
искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность
при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и
приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-
измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной
обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов
Технологии
машинной обработки
материалов и
искусственных
материалов (8 ч)
Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке,
инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке
Технологии
художественно-
прикладной обработки
материалов (10 ч)
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и
приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Технология выжигания
по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила
безопасного труда
1.3. Технологии домашнего хозяйства (12 ч)
Эстетика и экология
жилища
Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в
доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения
(2 ч)
в интерьере. Правила пользования бытовой техникой
Бюджет семьи (4 ч)
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения
семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров
и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей
предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета
Технологии ремонтно-
отделочных работ (4
ч)
Виды ремонтно-отделочных работ. Основы технологии штукатурных работ; современные материалы. Инструменты
для штукатурных работ, их назначение. Технология оклейки помещений обоями. Виды обоев. Виды клеев для
наклейки обоев. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных работ. Способы решения
экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ
Технологии ремонта
элементов систем
водоснабжения и
канализации (2 ч)
Простейшее сантехническое оборудование в доме. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и
смесителей. Инструменты и приспособления для санитарно-технических работ. Профессии, связанные с
выполнением санитарно-технических работ. Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-
технических работ
1.4. Электромонтажные и сборочные технологии - (10 ч)
Электромонтажные и
сборочные технологии
(4 ч)
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и
приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об
электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ;
приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных
изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ
Электротехнические
устройства с
элементами
автоматики (2 ч)
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной
электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических
устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной
работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством,
эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок
Бытовые
электроприборы
(4 ч)
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии
электрической энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных
энергосберегающих ламп. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах
эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и
стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами
1.5. Технологическая система (2ч)
Технологическая
система. Системы
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека.
автоматического
управления.
Робототехника. (2ч)
1.6. Растениеводство и животноводство (2ч)
Биотехнологии. (2ч)
Биотехнология как наука и технология. Краткие сведения об истории развития биотехнологий. Основные
направления биотехнологий. Применение биотехнологий в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве,
энергетике и добыче полезных ископаемых, в тяжелой и легкой промышленности, экологии, медицине,
здравоохранении, фармакологии, биоэлектронике, космонавтике, получении химических веществ. Профессия
специалист — технолог в области природоохранных (экологических) биотехнологий.
2. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ И ПЛАНОВ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ - (4 ч)
Сферы производства и
разделение труда (2 ч)
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные
подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие
на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника
Профессиональное
образование и
профессиональная
карьера (2 ч)
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура.
Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной
пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования.
Здоровье и выбор профессии
3. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ-18ч.
Технологии
исследовательской и
опытнической
деятельности (7ч.)
Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка
вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.
Защита
Разработка и реали-
зация
специализированного
проекта(11ч)
Выбор темы специализированного творческого проекта (технологического, дизайнерского, предпринимательского,
инженерного, исследовательского, социального и др.). Реализация этапов выполнения специализированного
проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт затрат на выполнение и реализацию проекта. Защита
(презентация) проекта
Всего: 102ч., 7ч.- резервное время(7, 8 кл)
3. Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
Содержание учебного предмета «Технология»
Тема раздела (количество часов)
1.
Творчество и проектная деятельность.
Методы и средства творческой и
проектной деятельности (4ч.)
2.
Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера)
Основы производства (4ч.)
3.
Сущность технологии. Характеристика технологии
разных производств.
Современные
и
перспективные
технологии (6ч.)
4.
Техника,
её
разновидности.
Технический
рисунок,
эскиз
и
чертёж.
Классификация машин по своему назначению: энергетические, рабочие и
информационные.
Элементы техники и машин. (6ч.)
5.
Виды материалов и их свойства.
Конструкционные материалы. Текстильные материалы. Свойства тканей из
натуральных волокон. Графическая документация.
Технологии получения, обработки,
преобразования
и
использования
материалов. (14ч.)
6.
Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия. Энергия волн.
Технологии
получения,
преобразования
и
использования
энергии.(6ч.)
7.
Информация и её виды. Каналы восприятия информации человеком.
Технологии получения, обработки и
использования информации.(6ч.)
8.
Сущность и особенности социальных технологий. Характеристики личности
человека. Содержание социальных технологий.
Социальные технологии.(6ч.)
9.
Рациональное питание. Технологии обработки овощей.
Технологии обработки пищевых
продуктов (8ч.)
10.
Культурные растения и их классификация. Агротехнологии.
Технологии растениеводства(4ч)
11.
Животные как объект технологий для удовлетворения потребностей человека.
Животные на службе человека.
Технологии животноводства.(4ч.)
ИТОГО
68
6 класс
№
п/п
Содержание учебного предмета «Технология»
Тема раздела (количество часов)
1.
Основные этапы творческой проектной деятельности. Введение в творческий
проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап.
Этап изготовления изделия. Заключительный этап.
Методы и средства творческой и
проектной деятельности (4ч.)
2.
Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда.
Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и растительное сырьё. Вторичное
сырьё и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет
труда.
Основы производства (4ч.)
3.
Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная
дисциплина. Техническая и технологическая документация.
Современныеи
перспективные
технологии (10ч.)
4.
Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин).
Двигатели
технических
систем
(машин).
Механическая
трансмиссия
в
технических
системах.
Электрическая,
гидравлическая
и
пневматическая
трансмиссия в технических системах.
Элементы техники и машин. (6ч.)
5.
Технологии резания. Технологии пластического формирования материалов.
Основные
технологии
обработки
древесных
материалов
ручными
инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными
инструментами. Основные технологии механической обработки строительных
материалов ручными инструментами. Технологии механического соединения
деталей из древесных материалов и металлов. Технологии соединения деталей с
по- мощью клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из
строительных материалов. Особенности технологий соединения деталей из
текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при
изготовлении изделий из ткани и кожи. Технологии наклеивания покрытий.
Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на
детали и конструкции из строительных материалов.
Технологии получения, обработки,
преобразования
и
использования
материалов. (12ч.)
6.
Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии.
Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача
тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии.
Технологии
получения,
преобразования
и
использования
энергии.(3ч.)
7,
Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений.
Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство
кодирования информации.
Технологии получения, обработки и
использования информации.(6ч.)
8.
Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса
коммуникации.
Социальные технологии.(6ч.)
9.
Основы рационального (здорового) питания. Технологии производства молока и
приготовления
продуктов
и
блюд
из
него.
Технологии
производства
кисломолочных
продуктов
и
приготовление
блюд
из
них.
Технологии
производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технологии
приготовления блюд из круп и бобовых. Технологии производства макаронных
Технологии обработки пищевых
продуктов (8ч.)
изделий и приготовления кулинарных блюд из них.
10.
Дикорастущие
растения,
используемые
человеком.
Заготовка
сырья
дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих
растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих
растений. Условия и методы сохранения природной среды.
Технологии растениеводства(6ч)
11.
Технологии получения животноводческой продукции и их основные элементы.
Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой
продукции .
Технологии животноводства.(3ч.)
ИТОГО
68
7 класс
№
п/п
Содержание учебного предмета «Технология»
Тема раздела (количество часов)
1.
Технологии
получения
современных
материалов.
Современные
информационные технологии. Автоматизация производства.
Современные технологии и
перспективы их развития (6ч.)
2.
Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере.
Гигиена жилища.
Технологии в сфере быта(2ч.)
3.
Технология приготовления блюд
из молока и кисломолочных продуктов.
Технология приготовления изделий из жидкого теста. Виды теста и выпечки.
Сладости, десерты, напитки. Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет.
Технологии кулинарной обработки
продуктов и промышленные
технологии получения продуктов
питания(10ч.)
4.
Свойства текстильных
материалов. Конструирование швейных изделий.
Моделирование швейных изделий. Технологии машинной обработки ткани.
Технологии изготовления швейных изделий.
Технологии обработки текстильных
материалов(24ч.)
Технологии ручной росписи тканей. Технологии художественной обработки
ткани.
Технологии художественных
ремёсел (14ч.)
5.
Бытовые электроприборы.
Электромонтажные и сборочные
технологии(2ч.)
6.
Технологии исследовательской и опытнической деятельности.
Формирование технологической
культуры и проектно-
технологического мышления
обучающихся. (10ч.)
ИТОГО
68
8 класс
№
п/п
Содержание учебного предмета «Технология»
Тема раздела (количество часов)
1.
Экология жилища. Водоснабжение и канализация в доме.
Технологии в сфере быта(4ч.)
2.
Бытовые
электроприборы.
Электромонтажные
и
сборочные
технологии.
Электротехнические устройства с элементами автоматики.
Электромонтажные и сборочные
технологии(12ч.)
3.
Бюджет семьи.
Технологии домашнего хозяйства (6
ч.)
4.
Сферы производства и разделение труда. Профессиональное образование и
профессиональная карьера.
Построение образовательных
траекторий и планов в области
профессионального
самоопределения (4ч.)
5.
Технологии исследовательской и опытнической деятельности.
Формирование технологической
культуры и проектно-
технологического мышления
обучающихся. (8ч.)
ИТОГО
34
Вариант В Индустриальные технологии
7 класс
№
п/п
Содержание учебного предмета «Технология»
Тема раздела (количество часов)
1.
Технологии
получения
современных
материалов.
Современные
информационные технологии. Автоматизация производства.
Современные технологии и
перспективы их развития (6ч.)
2.
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Технологии
ручной
обработки
металлов
и
искусственных
материалов.
Технологии
машинной обработки материалов и искусственных материалов. Технологии
художественно-прикладной обработки материалов.
Технологии обработки
конструкционных материалов (48 ч)
3.
Технологии ремонтно-отделочных работ.
Технологии домашнего хозяйства (4 ч)
4.
Технологии исследовательской и опытнической деятельности.
Технологии домашнего хозяйства (10
ч)
ИТОГО
68
8 класс
№
п/п
Содержание учебного предмета «Технология»
Тема раздела (количество часов)
1.
Эстетика и экология жилища. Бюджет семьи. Технологии ремонта элементов
систем водоснабжения и канализации.
Технологии домашнего хозяйства (10
ч)
2.
Электромонтажные и сборочные технологии. Электротехнические устройства с
элементами автоматики. Бытовые электроприборы.
Электромонтажные и сборочные
технологии. (12 ч)
3.
Сферы производства и разделение труда. Профессиональное образование и
профессиональная карьера.
Построение образовательных
траекторий и планов в области
профессионального самоопределения
(4ч.)
4.
Технологии исследовательской и опытнической деятельности.
Формирование технологической
культуры и проектно-
технологического мышления
обучающихся. (8 ч.)
ИТОГО
34