Автор: Силина Любовь Ефимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №538 с углубленным изучением информационных технологий
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Интернет-технологии в обучении математике. Домашнее задание."
Раздел: среднее образование
Интернет-технологии в обучении математике.
Домашнее задание.
Как часто слышу я сетования родителей моих учеников, что им «не оторвать»
своих чад от компьютера и не заставить делать уроки! Ну что ж, если ученики не идут к
домашним заданиям, значит домашние задания должны найти их там, где они есть – в
интернете.
Тема эффективности домашних заданий в обучении не нова, но не теряет своей
актуальности до сих пор. Помимо того, что испокон веков домашние задания списывались
учениками друг с друга, в настоящее время сначала в книжных магазинах появились так
называемые «решебники» ко всем основным учебникам, а теперь эти «решебники» еще и
выложены в интернете. Так что далеко ходить не надо – стандартные решения
стандартных домашних заданий всегда под рукой. Картина выглядит примерно так:
ученик с радостным видом протягивает тетрадь для проверки домашнего задания, не
понимая смысла написанного. Естественно, не может ответить на вопросы по заданию и
искренне обижается: «Как же так, я все решил, а учитель ставит плохую отметку. Ясное
дело – придирается!» В результате ученик и учитель недовольны друг другом и
полностью потерян смысл домашних заданий – самостоятельной отработке навыков.
Когда случаи предъявления выполненных таким образом домашних заданий стали
частым явления, стало понятно, что пора превращать интернет из врага ученика в его
друга и помощника.
Для этого я воспользовалась сервисом Google.диск
(понятно, что это не
единственный
возможный
вариант)
Уютно
расположившись
со
всеми
своими
материалами в «облачном хранилище», я стала «заманивать» туда учеников. Что можно
выкладывать в облачное хранилище? Практически всё что угодно - любые дидактические
материалы. Для начала я выкладывала домашние задания, дублируя их распечатками для
тех учеников, которые жаловались, что не могут «войти», «открыть» и т.д.. Постепенно
все мои ученики нашли туда дорогу. А материалы стали разнообразней. Ведь можно
размещать дифференцированные творческие задания, логические задачи и т.д. А для тех
учеников, которые хотят поправить свои отметки по предмету, здесь находятся задания,
аналогичные тем, что были в самостоятельных, контрольных работах. В общем, все то,
что обычно дается ученикам, только все это ждет их в любимом ими месте – в интернете.
Найти подходящий «решебник» ученикам стало гораздо сложнее – ведь источник заданий
теперь неизвестен. Что касается списывания: предлагаю моим ученикам присылать свои
решения мне в электронном виде. Опыт показывает, что ребятам это интересно.
Переписка с учителем – это, выражаясь их языком, - круто!
Понятно, что в таких условиях комфортно работать тем учащимся, которые
способны самостоятельно выполнить домашнее задание. Им, действительно, становится
интересно и результат – хорошая отметка - вдохновляет на новые «подвиги».
А вот что делать тем, кто имеет проблемы с предметом, тем, кому нужна помощь
в выполнении домашних заданий. Здесь я вижу выход еще в одном сервисе от Google -
Google+. Он представляет из себя социальную сеть предоставляющую развитые
возможности в области коммуникаций групп. Изюминкой этого сервиса является наличие
функционала для проведения видеоконференций, что делает возможным проведение
групповых консультаций в режиме онлайн. Система консультантов – старая система,
когда «сильный» ученик помогает «слабому» приобретает новое звучание. Назначается
«дежурный математик» из успешных учеников. Он в назначенное время дежурит в сети и
отвечает на вопросы по домашнему заданию.
Этой же системой удобно пользоваться в случае болезни ученика. На этом
моменте мне хотелось бы остановиться особо. Как часто ребята, пропустив по болезни
тему, не могут потом наверстать упущенное! Обращаю внимание своих учеников на то,
что в интернете размещены видеоуроки, презентации, дидактические материалы по всем
темам предмета. Ссылки на подходящие материалы также размещаются в Google+. И если
ученик, находясь дома, сумеет самостоятельно изучить тему, то можно сказать, что одна
из основных, на мой взгляд, задач учителя – научить работать самостоятельно – будет
выполнена. А с помощью видеоконференции с успешным учеником или с учителем всегда
можно доработать детали. И тогда, вернувшись после болезни в класс, ученик будет себя
чувствовать «в своей тарелке».
Также режимы конференций могут использоваться для подготовки к контрольной
работе, к экзамену и т.д. Такие формы работы ребятам «в новинку» и вызывают интерес.
Незаметно для себя они втягиваются в работу. Ну а там и до результата «рукой подать».
Ведь дорогу осилит идущий. И пусть его спутниками будут учитель и современные
технологии.