Автор: Ирина Геннадьевна Понкратова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 г.Батайск
Населённый пункт: г. Батайск
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические технологии обучения учащихся на уровне начального общего образования
Раздел: среднее образование
Педагогические
технологии
обучения
учащихся
на
уровне
начального общего образования.
1. Современные педагогические технологии
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?",
"как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и
практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить
обучение
в
своего
рода
производственно-технологический
процесс
с
гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось
направление - педагогические технологии.
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и
logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология —
совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных
процессов (металлов, химических…)».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология:
- Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В.
П.);
- Описание процесса достижения планируемых результатов обучения
(Волков И. П.);
- Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по
проектированию,
организации
и
проведению
учебного
процесса
с
безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
(Монахов В. М.);
- Системный метод создания, применения и определения всего процесса
преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих
ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования (ЮНЕСКО);
-
Система
функционирования
всех
компонентов
педагогического
процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени
и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.).
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель
совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология
предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Нижеприведённые принципы, описанные голландским психологом
Карлом Ван Парререном, более всего, на наш взгляд, отражают идеологию и
практику современных технологий:
Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной
деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся.
Принцип 2: учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а
не по принципу «сверху вниз»
Принцип 3: учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной
деятельностью учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае
необходимости.
Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные
единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным для различных
категорий учащихся, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную
основу для разнородных категорий учащихся и для переформирования
структуры их учебной мотивации (или познавательный интерес).
Принцип 5: обеспечивать учебное содержание (действие — обучающая
модель: предметно ориентированная; личностно-ориентированная — Авт.) на
разнородных
уровнях
(материальный,
перцептивный,
умственный,
ср.
Гальперина). Это нужно для того, чтобы процесс интериоризации шёл как
можно более эффективно.
Принцип 6: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие
средства
или
медиаторы
(например,
устная
речь,
письменная
речь,
искусственный язык, а также графические модели и символы).
Принцип 7: обучать и помогать учащимся на уровне их фактических
способностей
(например,
набора
коммуникативных
и
мыслительных
действий и их способа обращения с жизненным опытом), а не на уровне
внешних характеристик ответов учащихся при исполнении учебных задач.
Ван Парререн противопоставляет механическое запоминание несвязанных
фактов оценке прогресса учащихся на основе осознанной трактовки всяких
понятийных
инвентарей
(ср.
понятие
содержательного
обобщения
Давыдова).
Принцип 8: способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися
своего прогресса (чувство компетентности). В этом контексте Ван Парререн
выдвигает необыкновенное предложение, которое заключается в том, что
принятая система отметок заменяется набором критериев оценивания,
разработанным совместно учащимися и учителем (см. Амонашвили).
Согласно Ван Парререну предложенная система не заменяет, а дополняет
систему табелей (ср. также Монтессори).
Принцип 9: обеспечивает набор заданий для группы перед тем, как
учащиеся начнут работать самостоятельно. Содействие нужно для того,
чтобы избежать «ригидности» действий, речи, мысли.
Принцип 10: стимулировать инициативу и творчество учащихся для
того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем
по традиционной методике.
Принцип
11:
способствовать
действительному
формированию
субъективности, которая выражается именно в положительном отношении
учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении,
самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной
деятельности.
Принцип 12: обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к
формированию социально интегрированной личности учащегося.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых,
деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей
образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных,
бесконфликтных
условий
ее
развития,
реализацию
ее
природных
потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект
приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство
достижения чего-либо отвлеченного.
Особенности личностно – ориентированного урока.
1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и
формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
2.Продумывание
учителем
возможностей
для
самостоятельного
проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы,
высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование
учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
4.Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого
ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как
области применения знаний.
5.Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.
.
Технология коллективного взаимообучения.
Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах
сменного состава».
При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую,
динамическую и вариационную. Рассмотрим их.
Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика,
меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых
ученика,
два
сильных,
сильный
и
слабый
при
условии
взаимной
психологической совместимости.
Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им
задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и
самоконтроля
школьник
обсуждает
задание
трижды,
т.е.
с
каждым
партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения,
акценты,
темп
и
др.,
а
значит,
включать
механизм
адаптации
к
индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает
свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит
взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате
каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Преимущества технологии коллективного взаимообучения:
в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются
навыки логического мышления и. понимания;
в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и
актуализация предшествующего опыта и знаний;
-
каждый
учащийся
чувствует
себя
раскованно,
работает
в
индивидуальном темпе;
-повышается ответственность не только за свои успехи, но и за
результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно
сказывается на микроклимате в коллективе;
формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и
способностей, достоинств и ограничений;
обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами
увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает
более прочное усвоение
Технология сотрудничества
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в
сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу,
осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует
несколько
вариантов
организации
обучения
в
сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации
работы
малых
групп.
–
общность
ццели
и
задач,
индивидуальная
ответственность и равные возможности успеха.
Технология перспективно - опережающего обучения.
Ее
основными
концептуальными
положениями
можно
назвать
личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех
как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а
не
работа
над
уже
совершенными
ошибками;
дифференциация,
т.е.
доступность
заданий
для
каждого;
опосредованное
обучение
(через
знающего человека учить незнающего).
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить
объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их
введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в
какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная
(последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми
дозами (5-7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно,
со всеми необходимыми логическими переходами.
В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются
сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается,
что все дети понемногу учат друг друга.
Другой особенностью этой технологии
является комментируемое
управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю,
записываю. Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — опорные схемы, или
просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе
объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ),
снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом
рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание
или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание
причинно-следственных зависимостей.
Игровая технология.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только
ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то
вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и
совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе,
делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,
игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии;
-как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока или его части;
-его внеклассной работе.
Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном
процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры.
Результативность
дидактических
игр
зависит,
во-первых,
от
систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного
построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими
упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения,
формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные
явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту
реакции, музыкальный слух, смекалку и др.
Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются
для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития
творческих
способностей,
формирования
общеучебных
умений.
Игра
позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных
позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные,
ролевые и др.
В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации,
предприятия
или
его
подразделения.
Имитироваться
могут
события,
конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение
плана, проведение беседы и др.).
Операционные
помогают
отрабатывать
выполнение
конкретных
специфических
операций,
например,
навык
публичных
выступлений,
написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В этих
играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в
условиях, имитирующих реальные.
В
ролевых
играх
отрабатывается
тактика
поведения,
действий,
выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр
разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли
действующих лиц.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в
обеспечении
эмоционально-приподнятой
обстановки
воспроизведения
знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра
моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей,
вещей, явлений - на уроках математики, драматизированные отношения
героев - на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в
разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть
бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить,
придумать диалоги для беседы.
Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.
1.
Подготовительный.
Включает
разработку
сценария
—
условное
отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия,
характеристика
проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание
процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная
цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются
пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и
изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников,
если они уходят от главной цели игры.
4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен
мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение
учитель
констатирует
достигнутые
результаты,
отмечает
допущенные
ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Технология проблемного обучения.
Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при
решении теоретических и практических задач в создающихся для этого
проблемных
ситуациях.
В
каждой
из
них
учащиеся
вынуждены
самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику,
разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно,
например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила
правописания,
математической
формулы,
способа
доказательства
геометрической теоремы и т.д. Проблемное обучение включает такие этапы:
- осознание общей проблемной ситуации;
- ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
-
решение
(выдвижение,
обоснование
гипотез,
последовательную
проверку их);
- проверку правильности решения.
«Единицей» учебного процесса является проблема – скрытое или явное
противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального
мира. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа,
создает подлинную проблемную ситуацию. Вопросы типа: «Каково
количество жителей в Москве?» или «Когда была Полтавская битва?» не
считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как
ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо
мыслительного процесса. Не является проблемой не представляющая
трудности
для
ученика
задача
(например,
вычислить
площадь
треугольника, если он знает, как это делать).
Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.
1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание,
выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми
умениями.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям
учащегося.
3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса,
практические действия.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными
типами заданий.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении.
1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном
внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его
руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски
путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У
ученика
воспитывается
способность
самостоятельно
формулировать
проблему (исследовательский метод).
4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский
метод).
В проблемном обучении главным является исследовательский метод —
такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с
научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных
методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания,
планировать
поиск
и
открывать
новую
для
себя
зависимость
или
закономерность.
В процессе такого обучения учащиеся учатся мыслить логично, научно,
диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения;
они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих
возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.
Информационно-коммуникационная технология.
Применение
ИКТ
способствует
достижению
основной
цели
модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению
гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном
пространстве,
приобщенной
к
информационно-коммуникационным
возможностям современных технологий и обладающей информационной
культурой,
а
также
представить
имеющийся
опыт
и
выявить
его
результативность.
Достижение поставленных целей я планирую
через реализацию
следующих задач:
- использовать информационные - коммуникационные технологии в
учебном процессе;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к
самообразованию;
- формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
-
направить
усилия
на
создание
условий
для
формирования
положительной мотивации к учению;
- дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный
выбор жизненного пути.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных технологий в средней школе. Это не только новые
технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый
подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс
повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание
ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт
самооценка
самого
учителя,
развивающего
свои
профессиональные
компетенции.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений,
соответствующих современному уровню развития науки, техники и их
продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных
источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое
использование
ИКТ
открывает
для
учителя
новые
возможности
в
преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают
его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить
качество преподавания.
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап. Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи,
анализ образовательной программы, анализ тематического планирования,
выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока
данного типа;
2 этап. Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых
образовательных
медиаресурсов,
создание
собственного
продукта
(презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап. Применение информационных продуктов, применение на уроках
разных
типов,
применение
во
внеклассной
работе,
применение
при
руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики
результатов, изучение рейтинга по предмету.
Технология критического мышления.
Что
понимается
под
критическим
мышлением? Критическое
мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к
любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но
быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление –
необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за
собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути –
некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя,
чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в
нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем
приводить
ниже.
Конструктивную
основу
«технологии
критического
мышления»
составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
- на этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся
знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес,
определяются цели рассмотрения той или иной темы;
-
на
стадии осмысления (или
реализации
смысла),
как
правило,
обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее
систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе
изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения
старой и новой информации. Происходит формирование собственной
позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже
можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала;
- этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся
закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные
представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы в
рамках этой
модели школьники,
овладевают
различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать
собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств,
выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к
окружающим.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов
Мотивационная
(побуждение
к
работе
с
новой
информацией,
пробуждение
интереса
к
теме)
Информационная (в
ызов
«на
поверхность»
имеющихся
знании
по
теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный
обмен мнениями)
Осмысление содержания
Информационная
(получение
новой
информации
по
теме)
Систематизационная
(классификация
полученной
информации
по категориям знания)
Рефлексия
Коммуникационная (обм
ен
мнениями
о
новой
информации)
Информационная
(приобретение
нового
знания)
Мотивационная(побужден
ие
к
дальнейшему
расширению
информационного
поля)
Оценочная (соотнесение
новой
информации
и
имеющихся
знаний,
выработка
собственной
позиции, оценка
процесса)
Основные методические приемы развития критического мышления:
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно-мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг -2
6. Прием «Инсерт»
7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да - нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём «Перекрёстная дискуссия»
Кейс- технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и
метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс
технологии
противопоставлены
таким
видам
работы,
как
повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как
правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому
решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных
путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то
вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-
либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс
знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ
параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ
конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных
знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому
предмету,
развивает
у
школьников
такие
качества,
как
социальная
активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои
мысли.
При использовании кейс – технологий в начальной школе у детей
происходит:
- развитие навыков анализа и критического мышления;
- соединение теории и практики;
- представление примеров принимаемых решений;
- демонстрация различных позиций и точек зрения;
- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях
неопределенности
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в
составе группы:
- анализировать информацию;
- сортировать ее для решения заданной задачи;
- выявлять ключевые проблемы;
- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и
т.п.
Кроме того, обучающиеся:
- получают коммуникативные навыки;
- развивают презентационные умения;
-
формируют
интерактивные
умения,
позволяющие
эффективно
взаимодействовать и принимать коллективные решения;
- приобретают экспертные умения и навыки;
- учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для
решения ситуационной проблемы;
- изменяют мотивацию к обучению.
При
активном
ситуационном
обучении
участникам
анализа
предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее
состоянию на определенный момент времени. Задачей учащихся является
принятие
рационального
решения,
действуя
в
рамках
коллективного
обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.
К
методам
кейс-технологий,
активизирующим
учебный
процесс,
относятся:
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций ,
ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии);
- метод инцидента;
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
- метод дискуссии.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на
основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на
освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и
умений.
Технология творческих мастерских.
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и
добывания новых знаний, является технология мастерских
.
Она представляет
собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В
ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение
без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения,
безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии
заключаются в том, что она может быть использована не только в случае
изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее
изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма
урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе
обучения, так и на развитие самого педагога.
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию
процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в
процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой
ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются,
а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный
опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в
виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой
строить
своё
знание,
в
этом
её
большое
сходство
с
проблемным
обучением .Создаются условия для развития творческого потенциала и для
ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности,
а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным
участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать,
осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет
научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить
наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект,
способствует приобретению опыта групповой деятельности.
Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема,
которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть
проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему
и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать
различные типы практических заданий.
В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и
фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
Основные этапы мастерской
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание
эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности.
На
этом
этапе
предполагается
включение
чувств,
подсознания
и
формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор –
всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может
выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно
вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное,
загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание
имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями,
звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом
этапе
ставится
проблема
и
отделяется
известное
от
неизвестного,
осуществляется
работа
с
информационным
материалом,
словарями,
учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся
информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы.
Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста,
рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её
решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт
работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей
деятельности
с
деятельностью
других
учеников
или
микрогрупп
и
представление всем промежуточных и окончательных результатов труда,
чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание
на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На
этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести
урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование –
это
вывешивание,
наглядное
представление
результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема,
проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят,
обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои
творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого
процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты
своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат
этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности,
это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение
чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной
мысли, собственного мироощущения.
Технология модульного обучения
Модульное
обучение
возникло
как
альтернатива
традиционному
обучению. Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с
международным
понятием
''модуль'',
одно
из
значений
которого
–
функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное
средство модульного обучения, законченный блок информации.
В своём первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце
60-х годов XX столетия и быстро распространилось в англоязычных странах.
Сущность его состояла в том, что обучающийся с небольшой помощью
учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему
индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план
действий, банк информации и методическое руководство по достижению
поставленных дидактических целей. Функции педагога стали варьироваться
от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе стало
осуществляться на принципиально иной основе: с помощью модулей
обеспечивалось осознанное самостоятельное достижение обучающимся
определённого уровня предварительной подготовленности. Успешность
модульного
обучения
предопределялось
соблюдением
паритетных
взаимодействий между педагогом и учащимися.
Основная цель современной школы – создать такую систему обучения,
которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в
соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно
интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и
практике.
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует
формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и
самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик
полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает
конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано
на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти!
Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено:
учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня
целостности.
Алгоритм построения учебного модуля:
1. Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного
материала темы.
2. Выявление учебных элементов темы.
3. Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.
4. Формирование логической структуры учебных элементов темы.
5. Определение уровней усвоения учебных элементов темы.
6. Определение требований к уровням усвоения учебных элементов
темы.
7. Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.
8. Формирование блока алгоритмического предписания умений и
навыков.
Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное
обучение.
Разработать
модульную
программу,
состоящую
из
КДЦ
(комплексно-дидактические цели) и совокупности модулей, обеспечивающих
достижение этой цели:
1.
Структурировать
учебное
содержание
в
определенные
блоки.
Формируется КДЦ, имеющая два уровня: уровень усвоения учебного
содержания ученикам и ориентация на его использование в практике.
2. Из КДЦ выделяются ИДЦ (интегрирующие дидактические цели) и
формируются модули. Каждый модуль имеет свою ИДЦ.
3. ИДЦ делится на ЧДЦ (частные дидактические цели) на их основе
выделяются УЭ (учебные элементы).
Для управления учением учащихся важным является принцип обратной
связи.
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль ЗУН учащихся.
2.
Текущий
и
промежуточный
контроль
в
конце
каждого
УЭ
(самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом).
3. Выходной контроль после завершения работы с модулем. Цель:
выявить пробелы в усвоении модуля.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.
Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать
ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему
обучения, с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему
обучения вся система методов, приемов и форм организации УПД учащихся,
работа индивидуальная, в парах, в группах.
Применение модульного обучения положительно влияет на развитие
самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение
качества
знаний.
Учащиеся
умело
планируют
свою
работу,
умеют
пользоваться
учебной
литературой.
Хорошо
владеют
общеучебными
навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п.
Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию
таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность,
гибкость.
Здоровьесберегающая технология.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период
обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в
повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных
требований к
уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух,
оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил
техники безопасности;
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на
учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
-
обучение с
учетом
ведущих
каналов
восприятия
информации
учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
-
включение в
урок
технологических
приемов
и
методов,
способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
-
индивидуальный
подход
к
учащимся
с
учетом
личностных
возможностей;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности
учащихся;
-
благоприятный
психологический
климат,
ситуации
успеха
и
эмоциональные разрядки;
- профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и
у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку
товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов
решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его
итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников:
предупреждение
переутомления
учащихся
на
уроках; улучшение
психологического
климата
в
детских
коллективах;
приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников;
повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости
детей, уровня тревожности.
Технология интегрированного обучения
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько
это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или
иной области.
Потребность в возникновении
интегрированных уроков объясняется
целым рядом причин:
1.
Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и
единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение
отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
2.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся,
побуждают к активному познанию окружающей действительности, к
осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию
логики, мышления, коммуникативных способностей.
3.
Форма
проведения
интегрированных
уроков
нестандартна,
интересна. Использование различных видов работы в течение урока
поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет
говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки
раскрывают значительные педагогические возможности.
4.
Интеграция в современном обществе объясняет необходимость
интеграции
в
образовании.
Современному
обществу
необходимы
высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
5.
Интеграция
даёт
возможность
для
самореализации,
самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков:
-
способствуют
повышению
мотивации
учения,
формированию
познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира
и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи,
формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но
и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и
интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между
фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.
Наблюдения учащихся.
Закономерности интегрированных уроков:
- весь урок подчинён авторскому замыслу;
- урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
- урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;
-
этапы
и
компоненты
урока
находятся
в
логико-структурной
зависимости;
- отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу,
цепочку сведений организована как «данное» и «новое».
Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может
быть:
- паритетным, с равным долевым участием каждого из них;
- один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом
или консультантом;
- весь урок может вести один учитель в присутствии другого как
активного наблюдателя и гостя.
Методика интегрированного урока
Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою
специфику. Он состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный
2. Исполнительный
3. Рефлексивный
-
планирование,
организация
творческой
группы,
конструирование
содержания
урока,
репетиции
Цель этого этапа – вызвать
интерес учащихся к теме
урока, к его содержанию.
Способы
вызова
интереса
учащихся
могут
быть
различные,
например,
описание
проблемной
ситуации
или
интересного
случая.
В
заключительной
части
урока необходимо обобщить
всё
сказанное
на
уроке,
подвести итог рассуждениям
учеников,
сформулировать
чёткие выводы.
На
этом
этапе
проводится
анализ
урока.
Необходимо
учесть
все
его
достоинства
и
недостатки