Напоминание

Рабочая программа по музыке 1-4 классы


Автор: Султанова Людмила Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: лицей 1
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по музыке 1-4 классы
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Общеобразовательное учреждение лицей № 1»

«Согласовано»

Руководитель кафедры учителей искусств,

технологии и ТРиЗ

________ /Игнатьева А.В./

Протокол №

от «__» августа 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ / Лисунова Т.П./

« __ » августа 2017 г.

«Утверждено»

Директор

________ / Сеткова И.Н./

Приказ № __

от « __ » августа 2017 г.

Рабочая учебная программа по музыке.

Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов 135.

Срок реализации программы 4 года

.

Составитель Султанова Людмила Владимировна учитель музыки 1 квалификационной категории.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного

стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), авторской программы по

музыке Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной «Просвещение», 2012г.

г. Красноярск

2017г.

«Музыка. 1-4 класс».

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения 2011 года,

на

основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ

№138 , программы формирования универсальных учебных действий, примерной программы начального общего образования

по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.

С. Шмагина, М., Просвещение, 2012.

Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и

духовной культуры

.

Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями,

доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви

к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной

памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных

музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета (курса)

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений

золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного

музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-

нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной

деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений;

развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с

другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-

творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная

импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу,

Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и

народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью,

разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе

проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и

достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во

внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое

интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен,

сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной

речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,

пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия,

уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Раздел III. Место предмета «Музыка» в учебном плане.

Изучение предмета «Музыка» рассчитано на 4 года, отводится 135 часов.

1 класс – 1 час в неделю, 33 учебных недели – 33 часа.

2 класс - 1 час в неделю, 34 учебных недели – 34 часа.

3 класс - 1 час в неделю, 34 учебных недели – 34 часа

4 класс - 1 час в неделю, 34 учебных недели – 34 часа.

Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Музыка»

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности.

Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и

настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие

сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать,

анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся

не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому

осмыслению музыки и духовному росту ученика.

На уроке музыки можно формировать следующую систему ценностей:

– индивидуально-личностные ценности (жизнь человека, физическое здоровье, честь и достоинство личности, природные способности

ребенка, права ребенка);

– семейные ценности (ребенок, деторождение, родители, отчий дом, семейный лад, традиции семьи, родословная семьи);

– национальные ценности (родной язык, родная земля, родная культура, национальные этические нормы, корневая религия, святыни);

– государственные ценности (государственная символика, Родина, правовое государство, государственная граница и др.);

– общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, экологическая культура, наука, образование, мир на Земле и др.).

Такая система ценностей позволяет «развивающемуся человеку самореализовываться и становиться личностью, становиться причастным к

этнической семье и осваивать законы ее сохранения, приобщаться к этногенезу, осваивая историю и культуру своего народа, воспитываться

гражданином своего государства, формировать у себя уважение к другим народам и чувство единения со всем человечеством»

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы

за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и

прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми

содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия,

множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений,

отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию

ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

по учебному предмету «Музыка».

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии

ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют

данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс

возникновения того или иного знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму

существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения

уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того,

чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно «двигался», когда

восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в

принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.

Личностные результаты.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и

способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки

обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность

основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе

освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной

церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и

религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка –

умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и

сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании

его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов

универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е.

учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных

формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных

сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием

ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в

исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих

возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями

и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных

произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее

содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно –

образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств

информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые

образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной

предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих

элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие

художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и

современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение

вокально – хоровых произведений.

Обучающиеся научатся:

воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и

художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении

вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,

продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для

выполнения учебных и художественно- практических задач;

понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при

организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

1.Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей

человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-

творческой деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края,

сопоставлять различные образцы народной

и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

воплощать

художественно-образное

содержание

и

интонационно-мелодические

особенности

профессионального

и

народного

творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

реализовывать

творческий

потенциал,

осуществляя

собственные

музыкально-исполнительские

замыслы

в

различных

видах

деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в

музыкальных играх.

2.Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов,

воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать

художественный смысл различных форм

построения музыки;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных

художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки,

игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности

при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

3. Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

исполнять

музыкальные

произведения

разных

форм

и

жанров

(пение,

драматизация,

музыкально-пластическое

движение,

инструментальное музицирование, импровизация и др.);

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и

современных электронных;

оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран

мира.

Выпускник получит возможность научиться:

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-

поэтического творчества народов мира;

оказывать

помощь

в

организации

и

проведении

школьных

культурно-массовых

мероприятий,

представлять

широкой

публике

результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.),

собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Раздел VI. Содержание учебного предмета «Музыка»

Основное

содержание

курса

представлено

следующими

содержательными

линиями: «Музыка

в

жизни

человека»,

«Основные

закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные

варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом

классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

«Музыка в жизни человека» 35 ч.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни,

природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня,

танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы,

действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов

о Родине.

« Основные закономерности музыкального искусства» 66ч.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие, интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной

выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности

музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

«Музыкальная картина мира»34 ч.

Общие

представления

о

музыкальной

жизни

страны.

Детские

хоровые

и

инструментальные

коллективы,

ансамбли

песни

и

танца.

Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры:

детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.

Содержание программного материала 1 класс (33 часа)

Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной

жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся

должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека,

отображения окружающего его мира.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 часов)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений

детей. Музыкальные инструменты.

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки.

Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли,

флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр:

балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 2. «Музыка и ты» (17 часов)

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.

Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль

поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски - звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке.

Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные

произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-

осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка

в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный

словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной

музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование

мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы

I

класс.

развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;

побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;

развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение

их характера и настроения;

формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;

развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного

дыхания), выразительное исполнение песен;

развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация

пьес программного характера.

формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров;

эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой

деятельности;

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том

числе и современных электронных;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения

различных художественных образов.

воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли

человека;

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и

изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,

инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Контроль уровня обученности (1 класс).

№ урока

Тема

Форма контроля

Примечания

16

Народные праздники и Традиции. Рождество Христово

Контрольный тест 1

(См. Приложение

2.1)

При создании тестов использована следующая

литература:

1.

Аванесова В.С. Научные основы тестового

контроля знаний.- М.: Иссл. Центр, 1994.

2.

Алешина В.С. Тесты как форма контроля //

Начальная школа. -1993.-№1.-С.42-45.

3.

Замятина Т.А. Современный урок музыки:

методика конструирования, сценарии

проведения, тестовый контроль: учебно-

метод. пособие. – М.: Глобус, 2008.

4.

Тимченко И. Тест как рабочий инструмент//

Народное образование.- 1993.-№6.-С.64-66.

5.

Челышкова М.Б. Теория и практика

конструирования педагогических тестов:

учебное пособие. - М.: Логос, 2002

.

32

Музыка и кино: герои и их музыкальные характеристики

Контрольный тест 2

(См. Приложение

2.1)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ (КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ) МАТЕРИАЛЫ (См. Приложение 2.1)

Календарно-тематическое планирование 1 класс

(См. Приложение 1.1).

Содержание программного материала 2 класс(34 часа).

Содержание программы второго года делится на разделы:

Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3ч.)

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Раздел 2. «День полный событий» (6 ч.)

Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы. Эти разные марши. Расскажи сказку. Колыбельные.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (7ч.)

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

(5 ч.)

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды

и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

(4 ч.)

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в

создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Раздел 6. «В концертном зале»

(4 ч.)

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры

инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

(5 ч.)

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры

музыки. Международные конкурсы.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 кл.

развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции;

классической и современной;

понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров, в

опоре на ее интонационно-образный смысл;

накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее

развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция,

пение a capella);

расширение

умений

и

навыков

пластического

интонирования

музыки

и

ее

исполнения

с

помощью

музыкально-ритмических

движений, а также элементарного музицирования);

включение

в

процесс

музицирования

творческих

импровизаций

(речевых,

вокальных,

ритмических,

инструментальных,

пластических, художественных);

накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

-

продемонстрировать

личностно-окрашенное

эмоционально-образное

восприятие

музыки,

увлеченность

музыкальными

занятиями

и

музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

-

продемонстрировать

понимание

интонационно-образной

природы

музыкального

искусства,

взаимосвязи

выразительности

и

изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого

голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли

слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

-

исполнять

музыкальные

произведения

отдельных

форм

и

жанров

(пение,

драматизация,

музыкально-пластическое

движение,

инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Контроль уровня обученности (2 класс).

урока

Тема

Форма контроля

Примечания

8

Расскажи сказку

Тест I, II (См.

Приложение 2.2)

При создании тестов использована следующая

литература:

1.

Аванесова В.С. Научные основы тестового

контроля знаний.- М.: Иссл. Центр, 1994.

2.

Алешина В.С. Тесты как форма контроля //

Начальная школа. -1993.-№1.-С.42-45.

3.

Замятина Т.А. Современный урок музыки:

методика конструирования, сценарии

проведения, тестовый контроль: учебно-

метод. пособие. – М.: Глобус, 2008.

4.

Тимченко И. Тест как рабочий инструмент//

Народное образование.- 1993.-№6.-С.64-66.

5.

Челышкова М.Б. Теория и практика

конструирования педагогических тестов:

учебное пособие. - М.: Логос, 2002.

15

Оркестр русских народных инструментов. Русские народные

инструменты

Тест III (См.

Приложение 2.2)

24

Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал

Тест IV,V(См.

Приложение 2.2)

32

Два лада. Мажор и минор.

Итоговый тест (См.

Приложение 2.2)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ (КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ) МАТЕРИАЛЫ 2 КЛАСС (См. Приложение2.2)

Календарно-тематическое планирование 2 класс

(См. Приложение 1.2).

Содержание программного материала 3 класс (34 часа).

Раздел 1. «Россия - Родина моя» - 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие

картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция,

приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 2. «День, полный событий» - 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке.

Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная

сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение

сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской

Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим),

Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном

богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы

былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в

народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений

разных жанров и стилей.

Раздел 5. «В музыкальном театре» - 6 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях

оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций,

драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс,

А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное

исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 6. «В концертном зале» - 7ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.

«Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их

выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная,

трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

Музыка

источник

вдохновения,

надежды

и

радости

жизни.

Роль

композитора,

исполнителя,

слушателя

в

созда нии

и

бытовании

музыкальных

сочинений.

Сходство

и

различие

музыкальной

речи

разных

композиторов.

Образы

природы

в

музыке

Г.

Свиридова.

Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация

как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э.

Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии

прошлого, которые знает весь мир.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса

обучающиеся должны уметь:

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и

музыкально-творческой деятельностью;

высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

продемонстрировать

понимание

интонационно-образной

природы

музыкального

искусства,

взаимосвязи

выразительности

и

изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,

певческого голоса;

выражать

художественно-образное

содержание

произведений

в

каком-либо

виде

исполнительской

деятельности

(пение,

музицирование);

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального

творчества разных стран мира;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

исполнять

музыкальные

произведения

отдельных

форм

и

жанров

(пение,

драматизация,

музыкально-пластическое

движение,

инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе.

обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка,

творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром

музыкальных образов;

совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление

песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в вырази тельных движениях

(пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;

развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Контроль уровня обученности (3 класс).

урока

Тема

Форма контроля

Примечания

8

В детской. Игры и игрушки.

Тест (См.

Приложение 2.3)

При создании тестов использована следующая

литература:

1.

Аванесова В.С. Научные основы тестового

контроля знаний.- М.: Иссл. Центр, 1994.

2.

Алешина В.С. Тесты как форма контроля //

Начальная школа. -1993.-№1.-С.42-45.

3.

Замятина Т.А. Современный урок музыки:

методика конструирования, сценарии

проведения, тестовый контроль: учебно-

метод. пособие. – М.: Глобус, 2008.

4.

Тимченко И. Тест как рабочий инструмент//

Народное образование.- 1993.-№6.-С.64-66.

5.

Челышкова М.Б. Теория и практика

конструирования педагогических тестов:

учебное пособие

16

Образ Леля из оперы «Снегурочка Н.Римского-

Корсокова

Тест (См.

Приложение 2.3)

26

Выразительные возможности скрипки

Тест (См.

Приложение 2.3)

33

Образы родной природы в музыке Э.Грига и

П.Чайковского

Тест (См.

Приложение 2.3)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ (КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ) МАТЕРИАЛЫ КЛАСС (См. Приложение 2.3)

Календарно-тематическое планирование 3 класс

(См. Приложение 1.3).

Содержание программного материала 4 класс (34 часа).

Рабочая программа

состоит из 7 разделов: «Россия – Родина моя!», «День, полный событий», « О России петь – что стремиться в храм»,

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном храме», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 3ч.

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народны песен, их интонационно-образные особенности.

Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» - 4ч.

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 3 «День, полный событий» - 6ч.

В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 ч.

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы,

легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации

в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В концертном зале» - 5ч.

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты.

Раздел 6. «В музыкальном театре» -6ч.

Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность.

Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» -7 ч.

Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох,

композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Требования к уровню подготовки учащихся

4 класс

расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;

выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и

стран;

воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык

на интонационно-образной основе;

расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр)

и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

-

продемонстрировать

личностно-окрашенное

эмоционально-образное

восприятие

музыки,

увлеченность

музыкальными

занятиями

и

музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

-

продемонстрировать

понимание

интонационно-образной

природы

музыкального

искусства,

взаимосвязи

выразительности

и

изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого

голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли

слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального

творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

-

исполнять

музыкальные

произведения

отдельных

форм

и

жанров

(пение,

драматизация,

музыкально-пластическое

движение,

инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Контроль уровня обученности.

урока

Тема

Форма контроля

Примечания

8

Образ осени в музыке и поэзии А.С.Пушкина

Тест (См.

Приложение 2.4)

При создании тестов использована следующая

литература:

Аванесова В.С. Научные основы тестового

контроля знаний.- М.: Иссл. Центр, 1994.

Алешина В.С. Тесты как форма контроля //

Начальная школа. -1993.-№1.-С.42-45.

Замятина Т.А. Современный урок музыки:

методика конструирования, сценарии

проведения, тестовый контроль: учебно-

метод. пособие. – М.: Глобус, 2008.

Тимченко И. Тест как рабочий инструмент//

Народное образование.- 1993.-№6.-С.64-66.

Челышкова М.Б. Теория и практика

конструирования педагогических тестов: учебное

пособие

16

«Король инструментов - рояль». «Старый замок»

М.П.Мусоргского

Тест (См.

Приложение 2.4)

26

Петрушка в музыке И.Ф.Стравинского

Тест (См.

Приложение 2.4)

33

Музыкальный сказочник Н.Римский-Корсаков

Тест (См.

Приложение 2.4)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ (КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ) МАТЕРИАЛЫ 4 КЛАСС (См. Приложение 2.4)

Календарно-тематическое планирование 4 класс

(См. Приложение 1.4).

Таблица тематического распределения количества часов:

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

Рабочая программа по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Музыка в жизни человека.

30 ч.

35 ч.

13 ч.

12 ч.

6 ч.

4 ч.

2.

Основные

з а ко н ом е р н о с т и

60 ч.

66 ч.

5 ч.

16 ч.

22 ч.

23 ч.

музыкального искусства

3.

Музыкальная картина мира.

30 ч.

34 ч.

10 ч.

6 ч.

6 ч.

12 ч.

4.

Резерв.

15 ч.

ИТОГО:

135 ч

135 ч

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч

Тематическое планирование 1 класс(33 часа).

Раздел курса

Содержание курса

Кол-

во

часов

Планируемые результаты и основные виды деятельности

Основные

виды

деятельности

Предметные умения

Универсальные учебные

действия

Музыка в

жизни

человека.

Звучание окружающей жизни,

природы, настроений, чувств и

характера человека. Элементы

импровизации вокальной,

инструментальной.

Музыкальный и поэтический

фольклор: песни, танцы, действа,

обряды, скороговорки, загадки,

игры-драматизации. Народная и

профессиональная музыка.

Сочинения отечественных

композиторов о Родине.

13

Базовый уровень:

- различает музыкальные и

шумовые звуки

- наблюдает за музыкой в жизни

человека

- определяет высоту звуков с

помощью учителя

( высокий, средний, низкий)

- различает музыку различных

жанров (песня, танец, марш)

- откликается на искусство,

выражая свое отношение к нему

в различных видах музыкально-

творческой деятельности под

руководством учителя (пение,

слушание музыки, игра на

детских музыкальных

инструментах, а также

музыкально-ритмические

движения и музыкально-

драматическая театрализация)

Повышенный уровень:

-размышляет о музыкальных

произведениях, высказывает

своё отношение о них.

Регулятивные:

умение воспринимать

учебный материал

небольшого объема со

слов учителя, умение

внимательно слушать

умение готовить рабочее

место к урокам и учебным

занятиям.

владеть навыками

контроля и оценки своей

деятельности, умением

предвидеть возможные

последствия своих

действий.

Познавательные:

Общеучебные:

Умение структурировать

знания,

Смысловое чтение,

Знаково – символическое

моделирование,

Слушание

музыки.

Интонационно-

образный и

сравнительный

анализ музыки.

Музыкально-

ритмические

движения.

Хоровое и

сольное пение.

Пластические

импровизации.

Ролевые игры.

Разучивание

новых и

повторение

ранее

разученных

песен.

Игра на детских

музыкальных

инструментах.

Дирижирование

музыкой.

Вокальное и

Выделение и

формулирование учебной

цели.

Логические:

Анализ объектов;

Синтез, как составление

целого из частей

Классификация объектов.

Построение логической

цепи рассуждения

Выделение с помощью

учителя общих признаков

сравниваемых предметов.

Коммуникативные:

Умение выражать свои

мысли,

Разрешение конфликтов,

постановка вопросов.

пластическое

интонирование.

Основные

закономерности

музыкального

искусства.

Выразительность и

изобразительность в музыке.

Интонация как озвученное

состояние, выражение эмоций и

мыслей человека.

Интонация — источник

музыкальной речи.

Композитор — исполнитель —

слушатель. Поэт, художник,

композитор. Основные приемы

музыкального развития (повтор,

контраст).

5

Базовый уровень:

- различает контрастные

настроения в музыке под

руководством учителя

- наблюдает за процессом

музыкального развития

- знает элементы нотной

грамоты

- умеет передать образ через

вокальное исполнение (сольное)

- умеет передать образ через

вокальное исполнение

(ансамблевое)

Повышенный уровень:

-выявляет элементы

музыкального развития

(динамика, темп, лад)

- сравнивает контрастные

произведения

- музицирует с элементами

импровизации (вокал, ритмические

движения, ДМИ)

Управление поведением

партнера: контроль,

коррекция.

Личностные:

Ценностно-смысловая

ориентация учащихся,

Действие

смыслообразования,

Нравственно-этическое

оценивание

Музыкальная

картина мира.

Музыкальные театры. Музыка

для детей: видеофильмах,

мультфильмах.

Музыкальные инструменты.

Танцы и песни народов мира.

10

Базовый уровень:

-Исполняет песни с элементами

театрализации;

- Играет на шумовых,

музыкальных инструментах на

заданный ритм под

руководством учителя;

-Узнаёт по изображениям:

рояль, пианино, скрипку;

народные инструменты: баян,

балалайку, бубен, трещотки,

ложки, дудочку;

-Участвует в концертной

деятельности (групповое

исполнение)

Повышенный уровень:

-Различает

на

слух

звучание

о т д е л ь н ы х

м у з ы к а л ь н ы х

инструментов: рояль, пианино,

скрипку;

народные инструменты: баян,

балалайку,

бубен,

трещотки,

ложки, дудочку;

-Участвует в концертной

деятельности (соло);

- Выполняет простейшие

ритмические и певческие

импровизации.

Тематическое планирование 2 класс(34 часа).

Раздел курса

Содержание курса

Планируемые результаты и основные виды деятельности

Кол-

во

часов

Основные

виды

деятельности

Предметные умения

Универсальные учебные

действия

Музыка в

жизни

человека.

Песенность,

танцевальность,

маршевость

в

опере,

балете.

П е с ня ,

т а не ц,

ма рш

и

и х

разновидности.

Отечественные

н а р о д н ы е

м у з ы к а л ь н ы е

традиции.

Творчество

народов

России.

Н а р о д н а я

и

профессиональная

музыка.

Сочинения

от еч е с т ве н н ы х

ко м п о з и т о р о в

о

Р о д и н е .

Духовная музыка в творчестве

композиторов.

Музыкальный и поэтический

фольклор: песни, танцы,

действа, обряды, скороговорки,

загадки, игры-драматизации.

12

- различает музыку различных

жанров (песня, танец, марш)

- эмоционально откликается и

выражает свое отношение к

музыкальным образам оперы,

балета.

-выявляет особенности

традиционных праздников

народов России.

-разыгрывает народные игровые

песни, песни-диалоги, песни-

хороводы.

Повышенный уровень:

Использует полученный опыт

общения с фольклором в

досуговой и внеурочной формах

деятельности.

Регулятивные:

умение воспринимать

учебный материал

небольшого объема со

слов учителя, умение

внимательно слушать

умение готовить рабочее

место к урокам и учебным

занятиям.

владеть навыками

контроля и оценки своей

деятельности, умением

предвидеть возможные

последствия своих

действий.

Слушание

музыки.

Интонационно-

образный и

сравнительный

анализ музыки.

Музыкально-

ритмические

движения.

Хоровое и

сольное пение.

Пластические

импровизации.

Ролевые игры.

Разучивание

новых и

повторение

Познавательные:

Общеучебные:

Умение структурировать

знания,

Смысловое чтение,

Знаково – символическое

моделирование,

Выделение и

формулирование учебной

цели.

Логические:

Анализ объектов;

Синтез, как составление

целого из частей

Классификация объектов.

Доказательство

Выдвижение гипотез и их

обоснование

Построение логической

цепи рассуждения

ранее

разученных

песен.

Игра на детских

музыкальных

инструментах.

Дирижирование

музыкой.

Вокальное и

пластическое

интонирование.

Основные

закономерности

музыкального

искусства.

О с н о в н ы е

с р е д с т в а

музыкальной

выразительности

(мелодия, ритм, темп, динамика,

тембр, лад и др.).

Нотная

запись

как

спо соб

фиксации

музыкальной

речи.

Элементы

нотной

грамоты.

Композитор

исполнитель

слушатель.

Интонационно-

образная природа музыкального

искусства.

Музыкальная

речь

как

способ

общения

между

людьми,

её

эмоциональное

воздействие.

Формы построения музыки как

обобщённое выражение

художественно-образного

содержания произведений.

Формы одночастные, двух- и

трёхчастные, рондо.

16

Базовый уровень:

Различает основные средства

музыкальной выразительности

в музыке. Выявляет различные

по смыслу музыкальные

интонации.

Понимает триединство

деятельности

Композитора —

исполнителя — слушателя.

Применяет знания основных

средств музыкальной

выразительности при анализе

прослушанных произведений.

Различает особенности

построения музыки:

одночастная, двух- и

трёхчастная формы.

Повышенный уровень:

Исполняет мелодии с

ориентацией на нотную запись

Различает элементы

построения музыки

(фразировка, вступление,

заключение, запев, припев)

Коммуникативные:

Умение выражать свои

мысли,

Разрешение конфликтов,

постановка вопросов,

продумывание ответов

перед их озвучиванием

вслух

Управление поведением

партнера: контроль,

коррекция.

Личностные:

Ценностно-смысловая

ориентация учащихся,

Действие

смыслообразования,

Нравственно-этическое

оценивание

Музыкальная

картина мира.

Интонационное

б о г ат с т в о

м у з ы к а л ь н о г о

м и р а .

Музыкальные

инструменты.

Оркестры:

симфонический

и

русский народный.

6

Базовый уровень:

Различает

на

слух

звучание

о т д е л ь н ы х

м у з ы к а л ь н ы х

инструментов: рояль, пианино,

скрипку; орган, колокол

Узнает и определяет

различные

составы

оркестров

(симфонический,

народных

инструментов).

Повышенный уровень:

Интонационно осмысленно

исполняет сочинения разных

жанров и стилей

Узнает тембры инструментов

симфонического

и

народного

оркестров.

Тематическое планирование 3 класс(34 часа).

Раздел курса

Содержание курса

Кол-

во

часов

Планируемые результаты и основные виды деятельности

Основные

виды

деятельности

Предметные умения

Универсальные учебные

действия

Музыка в

жизни

человека.

Звучание окружающей жизни,

природы, настроений, чувств и

характера человека.

Обобщённое представление об

основных образно-эмоцио-

нальных сферах музыки и

многообразии музыкальных

жанров и стилей.

Песенность,

танцевальность, маршевость.

Опера, балет, симфония,

концерт, сюита, кантата,

мюзикл.

Сочинения

отечественных композиторов о

Родине. Отечественные

народные музыкальные

традиции. Народное творчество

России. Историческое прошлое

в музыкальных образах. Народ-

ная и профессиональная му-

зыка.

Духовная музыка в

творчестве композиторов.

6

Базовый уровень:

Различает настроения, чувства и

характер человека, выраженные

в музыке.

Проявляет эмоциональную

отзывчивость, личностное от-

ношение при восприятии и

исполнении музыкальных

произведений.

С р а в н и в а е т музыкальные

произведения разных жанров и

стилей.

Р а з л и ч а е т песенность,

тан-

цевальность

и

маршевость

в

музыке.

Сравнивает специфические

особенности произведений

разных жанров.

О б н а р у ж и в а е т общность

истоков

народной

и

профес-

сиональной музыки.

Выражает своё эмоциональное

отношение

к

м уз ыкальным

о б р а з а м

и с т о р и ч е с к о г о

прошлого

в

слове,

рисунке,

жесте, пении и др.

Повышенный уровень:

Импровизирует в пении, игре,

пластике.

Осуществляет первые опыты

сочинения.

О с у щ е с т в л я е т собственный

музыкально-исполнительский

замысел

в

пении

и

импрови-

зациях.

Регулятивные:

умение воспринимать

учебный материал

небольшого объема со

слов учителя, умение

внимательно слушать

умение готовить рабочее

место к урокам и учебным

занятиям.

владеть навыками

контроля и оценки своей

деятельности, умением

предвидеть возможные

последствия своих

действий.

Познавательные:

Общеучебные:

Умение структурировать

знания,

Смысловое чтение,

Знаково – символическое

моделирование,

Слушание

музыки.

Интонационно-

образный и

сравнительный

анализ музыки.

Музыкально-

ритмические

движения.

Хоровое и

сольное пение.

Пластические

импровизации.

Ролевые игры.

Разучивание

новых и

повторение

ранее

разученных

песен.

Игра на детских

музыкальных

инструментах.

Дирижирование

музыкой.

Вокальное и

пластическое

интонирование.

Выделение и

формулирование учебной

цели.

Логические:

Анализ объектов;

Синтез, как составление

целого из частей

Классификация объектов.

Доказательство

Выдвижение гипотез и их

обоснование

Построение логической

цепи рассуждения

Коммуникативные:

Умение выражать свои

мысли,

Разрешение конфликтов,

постановка вопросов,

продумывание ответов

перед их озвучиванием

вслух

Управление поведением

Основные

закономерности

музыкального

искусства.

Интонация как озвученное

состояние, выражение эмоций и

мыслей человека. Интонации

музыкальные и речевые.

Сходство и различие.

Интонация — источник

музыкальной речи.

Особенности музыкальной речи

в сочинениях композиторов, её

выразительный смысл.

Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопо-

ставление и столкновение

чувств и мыслей человека, му-

зыкальных интонаций, тем,

художественных образов. Ос-

новные приёмы музыкального

развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как

о б о б щ ё н н о е

в ы р а ж е н и е

художественно-образного

со-

держания произведений.

Формы одночастные, двух- и

трёхчастные, вариации, рондо.

22

Базовый уровень:

Распознает выразительн ы е

и

изобразительные

особенности

м у з ы к и

и

э м о ц и онально

откликаться на них.

Сравнивает музыкальные

и

речевые

интонации, определяет

их сходство и различие.

Воплощает

эмоциональные

состояния

в

различных

видах

музыкально-творческой

дея-

тельности

(пение,

игра

на

детских

элементарных

музы-

кальных

инструментах,

им-

провизация, сочинение).

Сравнивает

особенности

музыкальной

речи

разных

композиторов.

Сравнивает процесс и результат

музыкального

развит и я

в

произведениях разных форм и

жанров.

Распознает

художественный

с м ы с л

р а зл и ч н ы х

ф о р м

п о с т р о е н и я

м узыки

( о д н о ч а с т н ы е ,

д в у х -

и

трёхчастные, вариации, рондо и

др.).

Повышенный уровень:

Применяет

знания

основных

средств

музыкальной

в ы-

разительности

при

анализе

прослушанного

музыкального

произведения

и

в

исполни-

тельской деятельности.

Личностные:

Ценностно-смысловая

ориентация учащихся,

Действие

смыслообразования,

Нравственно-этическое

оценивание

Музыкальная

картина мира.

Интонационное богатство

музыкального мира. Общие

представления о музыкальной

жизни страны.

Различные виды

музыки: вокальная,

инструментальная, сольная,

хоровая, оркестровая.

Певческие голоса: детские,

женские, мужские.

Музыкальные инструменты.

Региональные музыкально-по-

этические традиции.

6

Базовый уровень:

Узнает, определяет различные

виды музыки (вокальная,

инструментальная, сольная,

хоровая, оркестровая).

Исполняет

музыкальные

произведения

разных

форм

и

жанров.

У ч а с т в у е т в

коллективном

м у з и ц и р о в а н и и

н а

э л е-

м е н т а р н ы х

м узыкальных

инструментах.

Повышенный уровень:

Узнает изученные музыкальные

сочинения

и

называт ь

и х

авторов.

Узнает

тембры

музыкальных

инструментов симфонического

и народного оркестров.

Узнает

певческие

гол оса

(детские, мужские, женские) и

участвует

в

коллективной,

ансамблевой

певческой

дея-

тельности.

Тематическое планирование 4 класс(34 часа).

Раздел курса

Содержание курса

Планируемые результаты и основные виды деятельности

Кол-

во

часов

Основные

виды

деятельности

Предметные умения

Универсальные учебные

действия

Музыка в

жизни

человека.

Музыкальный и поэтический

фольклор: песни, танцы,

действа, обряды, скороговорки,

загадки, игры-драматизации.

Историческое прошлое в

музыкальных образах.

Народная и профессиональная

музыка.

Сочинения

отечественных композиторов о

Родине.

Духовная музыка в

творчестве композиторов.

4

Базовый уровень:

- воспринимает музыку различных

жанров; размышляет о музыкальных

произведениях;

эмоционально,

эстетически откликается на искусство,

выражая своё отношение к нему в

различных видах музыкально-творческой

деятельности;

ориентируется

в

музыкально-поэтическом творчестве, в

многообразии музыкального фольклора

России; сопоставляет различные образцы

народной и профессиональной музыки;

умеет ценить отечественные народные

музыкальные традиции; воплощает

художественно-образное содержание и

интонационно-мелодические

особенности профессионального и

народного творчества (в пении, слове,

движении, играх, действах и др.).

Повышенный уровень:

-

р е а л и з у е т

т в о р ч е с к и й

п о т е н ц и а л ,

о с у щ е с т в л я я

собственные

м у з ы к а л ь н о -

исполнительские

замыслы

в

различных видах деятельности;

-

умеет

организовывать

к у л ь т у р н ы й

д о с у г ,

самостоятельную

музыкально-

творческую

деятельность;

музицировать.

Регулятивные:

- умеет воспринимать учебный

материал небольшого объема со

слов учителя, умеет внимательно

слушать

- самостоятельно умеет готовить

рабочее место к урокам и учебным

занятиям.

- владеет навыками контроля и

оценки своей деятельности,

умением предвидеть возможные

последствия своих действий.

Познавательные:

Общеучебные:

Умеет структурировать знания,

Владеет смысловым чтением,

Знаково – символическое

моделирование,

Выделяет и формулирует

учебную цель.

Логические:

Осуществляет анализ объектов;

синтез, как составление целого из

частей.

Осуществляет классификацию

объектов.

Доказывает и выдвигает гипотезы

и их обосновывает

Выстраивает логические цепи

Слушание

музыки.

Интонационно-

образный и

сравнительный

анализ музыки.

Музыкально-

ритмические

движения.

Хоровое и

сольное пение.

Пластические

импровизации.

Ролевые игры.

Разучивание

новых и

повторение

ранее

разученных

песен.

Игра на детских

музыкальных

инструментах.

Дирижирование

музыкой.

Вокальное и

пластическое

интонирование.

Основные

закономерности

музыкального

искусства.

Р а з в и т и е

м у з ы к и

сопоставление

и

столкновение

чувств

и

мыслей

человека,

музыкальных

интонаций,

тем,

художе ственных

о б р а з о в .

Формы построения музыки как

о б о б щ ё н н о е

в ы р а ж е н и е

художественно-образного

содержания

произведений.

Формы

одночастные,

двух-

и

трёхчастные, вариации, рондо и

др.

Основные

с р е д с т в а

музыкальной

выразительности

(мелодия, ритм, темп, динамика,

тембр, лад и др.).

О с н о в н ы е

п р и ё м ы

музыкального развития (повтор

и контраст).

23

Базовый уровень:

-

у м е е т

с о о т н о с и т ь

в ы р а з и т е л ь н ы е

и

изобразительные

интонации;

узнавать

характерные

черты

музыкальной

речи

р а з н ы х

композиторов; умеет воплощать

о с о б е н н о с т и

м у з ы к и

в

исполнительской

деятельности

на основе полученных знаний;

наблюдает

за

процессом

и

результатом

м у з ы ка л ь н о го

развития

на

основе

сходства

и

различий интонаций, распознает

х у д о ж е с т в е н н ы й

с м ы с л

различных

форм

построения

музыки;

общается

и

взаимодействует

в

п р о ц е с с е

а н с а м б л е в о г о ,

коллективного

(хорового

и

инструментального) воплощения

различных

художе ственных

образов.

Повышенный уровень:

У м е е т

о с у щ е с т в л я т ь

со б с т в е н н ы е

т в о р ч е с к и е

замыслы

в

различных

видах

музыкальной

деятельности

пении и интерпретации музыки,

игре на детских элементарных

музыкальных

инструментах,

музыкально-пластическом

движении и импровизации);

и с п о л ь з у

с и с е т т е м у

рассуждений.

Коммуникативные:

Умеет выражать свои мысли,

Разрешает конфликты, задает

вопросы, продумывает ответы

перед их озвучиванием вслух.

Управляет поведением партнера:

контроль, коррекция.

Личностные:

Ценностно-смысловая ориентация

учащихся,

Действие смыслообразования,

Нравственно-этическое

оценивание

Музыкальная

картина мира.

Музыкальные

инструменты.

Оркестры:

симфонический,

д у х о в о й ,

н а р о д н ы х

инструментов

)

.

Музыкальные

театры

.

Детские

хоровые

и

инструментальные

коллективы,

ансамбли

пе сни

и

т а н ц а .

Выдающиеся

исполнительские

к о л л е к т и в ы

( х о р о в ы е ,

симфонические).

Певческие

голоса:

детские,

женские,

мужские.

Хоры:

д е т с к и й ,

женский, мужской, смешанный.

Оркестры: симфонический,

17

г р а ф и ч е с к и х

з н а к о в

д л я

ориентации

в

нотном

письме

при пении простейших мелодий;

владеет певческим голосом как

инструментом,

участвует

в

колл ект ивн ой

т в о р ч е с ко й

деятельности.

Базовый уровень:

-

исполняет

музыкальные

произведения

разных

форм

и

жанров

(пение,

драматизация,

музыкально-пластическое

движение,

инструментальное

музицирование, импровизация и

др.);

- определяет

виды

музыки,

сопоставляет

музыка льные

образы

в

звучании

различных

музыкальных

инструментов,

в

том

числе

и

современных

электронных;

д у х о в о й ,

н а р о д н ы х

инструментов.

- о ц е н и в а е т

и

с о о т н о с и т

музыкальный язык народного и

профессионального

музыкального творчества разных

стран мира.

Повышенный уровень:

Умеет

адекватно

оценивать

явления музыкальной культуры и

проявлять инициативу в выборе

образцов

профессионального

и

музыкально-поэтического

творчества народов мира;

о к а з ы в а т ь

п о м о щ ь

в

организации

и

п р о в ед е н и и

школьных

культурно-массовых

мероприятий;

представлять

широкой

публике

результаты

собс т ве н н ой

м у з ы к а л ь н о -

творческой

д е я т ел ь н о с т и

(пение,

ин струм ен т альн ое

музицирование, драматизация и

др.);

собирать

музыкальные

к о л л е к ц и и

( ф о н о т е к а ,

видеотека).



В раздел образования