Напоминание

"Диалог - ведущий механизм формирования духовно-нравственных ценностей на индивидуальных занятиях"


Автор: Бондарева Валентина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Диалог - ведущий механизм формирования духовно-нравственных ценностей на индивидуальных занятиях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

преподавателя по классу домры

Бондаревой Валентины Викторовны

«Диалог

-

ведущий

механизм

формирования

духовно-

нравственных ценностей на индивидуальных занятиях».

Социально-экономические

преобразования

и

научно-технический

прогресс значительно повысили материальный уровень жизни населения,

отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения.

Сейчас наиболее отчетливо определились общие для нашего общества

болевые точки: разрушение ценностей старшего поколения, деформация

традиционных для страны моральных норм и нравственных установок,

копирование западных форм жизни, разрушение историко-культурной и

социальной общности народа, отсутствие согласия в вопросах корректного и

конструктивного социального поведения.

Эти и другие проблемы современного мира требуют особого внимания

к духовно-нравственному развитию личности. Известно, что

Духовно-

нравственные ценности не существуют изолированно. Они накладываются на

все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности

духовно-нравственный характер.

Формирование духовно-нравственных ценностей происходит в течение

всей

жизни

человека,

общеизвестно,

что

«наиболее

благоприятными

периодами являются детство и ранний юношеский возраст»

1

.

Эти периоды практически полностью совпадают с периодами обучения

ребенка в школе. В музыкальную школу ребенок приходит в возрасте шести

с половиной или семи лет. Урок является центральным звеном организации

учебной работы. Занятия по инструменту всегда индивидуальные. Здесь, в

вопросе формирования духовно-нравственных ценностей, огромную роль

1

И.С. Кон «Психология ранней юности»

играет личность педагога и та форма, модель педагогического общения,

которой он придерживается.

В Программе духовно - нравственного развития и воспитания

обучающихся, нормативно – правовой и документальной основой которой

является

Закон

Российской

Федерации

«Об

образовании»,

принцип

диалогического общения обозначен как значимый.

Учебный диалог – важнейшая сторона деятельности и учителя и ученика.

Ведь кроме оценки предметного содержания реплики идет параллельная

оценка партнера, уровня его достижений, развития, личных качеств. В этой

ситуации учитель должен исходить из отдаленных целей обучения, сверять с

ним достигнутый результат.

Считаю, что в современной ситуации наиболее приемлемо общение в

форме равноправного диалога. Википедия трактует равноправный диалог

как: «форму диалога, когда различные участники рассматриваются скорее с

точки зрения справедливости их аргументов, их содержания, чем с точки

зрения оценки мощности и власти тех позиций, которые они занимают и

которые их защищают». При

таком подходе к общению безусловной

доминантой в ходе урока становится «взаимная направленность внутреннего

действия» духовная направленность учителя на личность конкретного

ученика, стремление быть со-беседниками, со-участниками в со-бытии,

каким является исполнение даже самого простого произведения.

Индивидуальная форма работы позволяет педагогу собственным

примером научить ребенка равноправному диалогу, научить уважать мнение

другого человека, высказывать несогласие в корректной и не задевающей

личностное достоинство форме.

Грамотно выстроенный диалог позволяет в ходе урока использовать все

возможности для развития личности ученика, ее активного умственного

роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее

нравственных основ. «Диалог осуществляется между личностями, в то же

время только опыт диалога делает из индивида личность»

2

Взаимное познание учителя и учащегося обычно не ограничивается

рамками предметного общения на уроке. Личность учителя, ее уникальность

и неповторимость – важнейшее средство обучающих и воспитывающих

воздействий в ситуации обучения, предпосылка педагогически оптимального

общения на уроке.

Сложилось так, что в моем классе учатся в основном мальчики. Личный

опыт показывает, что именно равноправный диалог позволяет создать на

уроке атмосферу «принятия» ученика учителем и учителя учеником. Это

атмосфера

является

неотъемлемым

сегментом

формирования

положительного эмоционального фона урока. Без нее сам процесс обучения,

особенно подростков, становится невозможным.

Урок – это процесс познания, известно, что эмоции связаны со всеми

познавательными

процессами,

они

стимулируют

работу

творческого

воображения, мышления, художественно-творческую деятельность. На фоне

положительных эмоций облегчается формирование новых навыков и умений.

Доказано, что 80% усвоенных знаний имеют то или иное эмоциональное

значение для личности.

Думается, что ученик, имеющий опыт толерантного диалогического

общения со своим учителем имеет больше возможностей стать гармоничной

личностью, умеющей уважать и принимать мнение других людей, других

культур.

2

Зиновьева А.А. Диалог с другим: М.Бубер М.М.Бахтин // ТулГУ Гуманитарные науки

2011 С. 47

1. Бубер М. Диалог // Два образа веры М.: ООО Изд-во АСТ 1999 С.122

2. Зиновьева А.А. Диалог с другим: М.Бубер М.М.Бахтин // ТулГУ

Гуманитарные науки 2011 С. 47

3. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

4. И.С. Кон «Психология ранней юности»



В раздел образования