Автор: Бондарева Валентина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Диалог - ведущий механизм формирования духовно-нравственных ценностей на индивидуальных занятиях"
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа
преподавателя по классу домры
Бондаревой Валентины Викторовны
«Диалог
-
ведущий
механизм
формирования
духовно-
нравственных ценностей на индивидуальных занятиях».
Социально-экономические
преобразования
и
научно-технический
прогресс значительно повысили материальный уровень жизни населения,
отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения.
Сейчас наиболее отчетливо определились общие для нашего общества
болевые точки: разрушение ценностей старшего поколения, деформация
традиционных для страны моральных норм и нравственных установок,
копирование западных форм жизни, разрушение историко-культурной и
социальной общности народа, отсутствие согласия в вопросах корректного и
конструктивного социального поведения.
Эти и другие проблемы современного мира требуют особого внимания
к духовно-нравственному развитию личности. Известно, что
Духовно-
нравственные ценности не существуют изолированно. Они накладываются на
все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности
духовно-нравственный характер.
Формирование духовно-нравственных ценностей происходит в течение
всей
жизни
человека,
общеизвестно,
что
«наиболее
благоприятными
периодами являются детство и ранний юношеский возраст»
1
.
Эти периоды практически полностью совпадают с периодами обучения
ребенка в школе. В музыкальную школу ребенок приходит в возрасте шести
с половиной или семи лет. Урок является центральным звеном организации
учебной работы. Занятия по инструменту всегда индивидуальные. Здесь, в
вопросе формирования духовно-нравственных ценностей, огромную роль
1
И.С. Кон «Психология ранней юности»
играет личность педагога и та форма, модель педагогического общения,
которой он придерживается.
В Программе духовно - нравственного развития и воспитания
обучающихся, нормативно – правовой и документальной основой которой
является
Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
принцип
диалогического общения обозначен как значимый.
Учебный диалог – важнейшая сторона деятельности и учителя и ученика.
Ведь кроме оценки предметного содержания реплики идет параллельная
оценка партнера, уровня его достижений, развития, личных качеств. В этой
ситуации учитель должен исходить из отдаленных целей обучения, сверять с
ним достигнутый результат.
Считаю, что в современной ситуации наиболее приемлемо общение в
форме равноправного диалога. Википедия трактует равноправный диалог
как: «форму диалога, когда различные участники рассматриваются скорее с
точки зрения справедливости их аргументов, их содержания, чем с точки
зрения оценки мощности и власти тех позиций, которые они занимают и
которые их защищают». При
таком подходе к общению безусловной
доминантой в ходе урока становится «взаимная направленность внутреннего
действия» духовная направленность учителя на личность конкретного
ученика, стремление быть со-беседниками, со-участниками в со-бытии,
каким является исполнение даже самого простого произведения.
Индивидуальная форма работы позволяет педагогу собственным
примером научить ребенка равноправному диалогу, научить уважать мнение
другого человека, высказывать несогласие в корректной и не задевающей
личностное достоинство форме.
Грамотно выстроенный диалог позволяет в ходе урока использовать все
возможности для развития личности ученика, ее активного умственного
роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее
нравственных основ. «Диалог осуществляется между личностями, в то же
время только опыт диалога делает из индивида личность»
2
Взаимное познание учителя и учащегося обычно не ограничивается
рамками предметного общения на уроке. Личность учителя, ее уникальность
и неповторимость – важнейшее средство обучающих и воспитывающих
воздействий в ситуации обучения, предпосылка педагогически оптимального
общения на уроке.
Сложилось так, что в моем классе учатся в основном мальчики. Личный
опыт показывает, что именно равноправный диалог позволяет создать на
уроке атмосферу «принятия» ученика учителем и учителя учеником. Это
атмосфера
является
неотъемлемым
сегментом
формирования
положительного эмоционального фона урока. Без нее сам процесс обучения,
особенно подростков, становится невозможным.
Урок – это процесс познания, известно, что эмоции связаны со всеми
познавательными
процессами,
они
стимулируют
работу
творческого
воображения, мышления, художественно-творческую деятельность. На фоне
положительных эмоций облегчается формирование новых навыков и умений.
Доказано, что 80% усвоенных знаний имеют то или иное эмоциональное
значение для личности.
Думается, что ученик, имеющий опыт толерантного диалогического
общения со своим учителем имеет больше возможностей стать гармоничной
личностью, умеющей уважать и принимать мнение других людей, других
культур.
2
Зиновьева А.А. Диалог с другим: М.Бубер М.М.Бахтин // ТулГУ Гуманитарные науки
2011 С. 47
1. Бубер М. Диалог // Два образа веры М.: ООО Изд-во АСТ 1999 С.122
2. Зиновьева А.А. Диалог с другим: М.Бубер М.М.Бахтин // ТулГУ
Гуманитарные науки 2011 С. 47
3. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
4. И.С. Кон «Психология ранней юности»