Автор: Пушина Наталья Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Тисульский детский сад №1
Населённый пункт: п.г.т. Тисуль, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Автоматизация звуков в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование
Автоматизация звуков в домашних условиях
Родители часто обеспокоены состоянием речи своего ребенка. Ребенок ходит на
занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причем в кабинете
логопеда
(или по просьбе повторить правильно) звуки получаются четкими, а в
произвольной речи эти же звуки ребенок произносит искаженно. Значит, процесс
коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».
Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизации
поставленных звуков. В идеале необходимы ежемесячные занятия по автоматизации хотя
бы по 5-15 минут в день. Данная статья поможет родителям ввести в речь своих детей
поставленные логопедом звуки.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения,
связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет
собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном
речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь
без подкрепления может быстро разрушиться
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной
стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим
ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при
закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличием) стороны
речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация,
формирование грамматического строя речи.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы
преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная
деятельность детей – игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры.
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство. Глупый вороненок
или мишка тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на одном месте и впитывать знания.
Не переживайтеǃ
Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий
обязательно проявится.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно
проводить: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на
развитие слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-
грамматических категорий.
Игры на развитие мелкой моторики с проговариванием:
«Колечко». Поочередно соединять в кольцо с большим пальцем последовательно
указательный, средний и т.д. Сначала в прямом порядке (от указательного пальца к
мизинцу), потом в обратном (от мизинца к указательному пальцу). В начале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При выполнении упражнения
добавляем
автоматизируемый
звук.
(изолировано,
в
слогах,
в
словах).
При
дифференциации звуков на правой руке произносим, например, звук С, на левой руке звук
– Ш.
«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости
стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на
плоскости стола и распрямленная ладонь. Сначала выполнять упражнение одной рукой,
потом – другой, потом обеими руками одновременно. При выполнении упражнения
добавляем автоматизируемый звук (изолировано в слогах, в словах).
«Пальчики здороваются». Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с
пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. При выполнении упражнения
добавляем автоматизируемый звук. (изолировано, в слогах, в словах).
«Зайчик-кольцо». Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в
стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести
в
стороны.
При
выполнении
упражнения
добавляем
автоматизированный
звук.
(изолировано, в слогах, в словах).
При дифференциации звуков «Зайчик» - произносим звук Ш или слоги и слова со
звуком Ш, «Кольцо» - звук С или слоги и слова со звуком С.
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое
прикосновение называем слог или слово.
«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонь вниз, левая – на другом колене
ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонью вверх, а левая –
ладонью вниз. При выполнении упражнения добавляем автоматизированный звук.
(изолированно, в слогах, в словах).
Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день);
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
- заниматься следует ежедневно 7-10 минут.
- все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало,
где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
- все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка
заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…».
Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4-5 упражнений в день, затем
каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Статические
упражнения
–
это
упражнения,
где
ребенок
выполняет
определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
- «Заборчик»;
- «Окошечко»;
- «Трубочка»;
- «Чашечка»;
- «Блинчик»;
- «Иголочка»;
- «Мостик»
- «Парус»
Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что
особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно
от этих упражнений будут выполнятся и другие. Например, чтобы выполнить упражнение
«Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус».э ИМ так
любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.
Статические упражнения должны удерживаться ребенком в течение 7-10 секунд, то
есть мало показать, главное уметь держать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь
выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения
-
это упражнения, где необходимо правильное
движение щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
- «Часики»;
- «Качели»;
«Лошадка»;
«Чистим зубки»;
«Вкусное варенье»;
«Барабанщик»;
«Худышки-толстяки» и другие.
Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха
«Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды,
шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку
закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
«Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы,
скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
«Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по
разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску
и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой
предмет звучал.
«Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна,
свистка.
«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два
хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми
глазами.
«Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а
потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
«Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные
действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый.
Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий
«Назови ласково». Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку
Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко – яблочко, лимон –
лимончик, апельсин – апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки
и просите: «Покажи яблоко. А теперь покажи яблочко».
«Разрезанные картинки».
Ребенок
складывает картинку,
называет фрукт,
который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не
вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок
вперемешку.
«Узнай игрушку». Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка
красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и
руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из
мешка.
«Чудесный мешочек». Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на
ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка
В заключении следует сказать: пользуйтесь наглядным материаломǃ Детям трудно
воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с
ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами,
картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших
губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»ǃ Поддерживайте все начинания малыша,
хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения
слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
Не бойтесь экспериментироватьǃ Игры можно придумывать сами. Все зависит от
вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не
воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.
Не откладывайте на завтрва то, что можно сделать сегодня ǃ
Терпения вам и успеховǃ