Автор: Пыхова Оксана Викторовна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: ФГКДОУ
Населённый пункт: г. Оленегорск-2, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем речь с помощью пальцев"
Раздел: дошкольное образование
Развиваем речь с помощью пальцев.
Мелкая моторика
– это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка
«пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы,
рисовать, лепить. Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что
кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая
моторика при этом может быть нормальной.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У
новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои
указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок
совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового
контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать.
Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит
эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Как же сделать пальчики ловкими и проворными?
Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно
влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают
толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать
гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой
независимо от другой.
Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка
наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо
заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в
школу, начал отставать в учебе.
Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет
доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии
мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК –
РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив
отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со
временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима
ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для
развития руки.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению
в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности
речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение
подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую
активность ребёнка.
3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4.Если
ребёнок
будет
выполнять
упражнения,
сопровождая
их
короткими
стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится
контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук
и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он
сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую
подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Для развития мелкой моторики полезны:
массаж
Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Массировать нужно обе
ручки – ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!
различные виды мозаик
Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет
под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.
разнообразные конструкторы
Пластиковые,
металлические,
картонные.
Для
повышения
интереса
ребенка
к
конструированию, не забывайте обыграть постройку.
рисование и раскрашивание
готовые альбомы для раскрашивания и рисования, книжки-раскраски.
А также полезно использовать :
разнообразные шнуровки (готовые и сделанные своими руками),
пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры,
цветные клубочки ниток для перематывания, набор веревочек различной толщины
для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек»;
палочки
(деревянные,
пластмассовые)
для
выкладывания
узоров,
картинок
(предметных и сюжетных);
семена, мелкие орешки, крупа, камушки, разноцветные пуговицы для сортировки (по
кучкам, баночкам и пр.), для выкладывания узоров;
набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия «Узнай на ощупь»
(можно собрать мешочек вместе с ребенком, наполнив любимыми игрушками
киндер-сюрпризов);
прищепки (бельевые разных цветов);
пластилин;
игры с бумагой (плетение, cкладывание);
разнообразный природный материал;
ручки, фломастеры, карандаши.
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к
сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным
образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Родители детей
дошкольного возраста и педагоги обязательно должны знать о важности развития мелкой
моторики и координации движения пальцев рук.