Автор: Татьяна Викторовна Мацук
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Новобирюсинский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: р.п.Новобирюсинский
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие моторного планирования (праксиса) при коррекции диспраксии.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение Новобирюсинский
детский сад «Сказка».
Тема: Развитие моторного планирования (праксиса) при
коррекции диспраксии.
Составила: учитель-логопед
Мацук Татьяна Викторовна
Иркутская обл.
р.п. Новобирюсинский
2020г.
Dyspraxia Что это? дис-нарушение, праксис – способность совершать
целенаправленные и последовательные действия. Заболевание возникает на
фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.
Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему
сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.
Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым.
Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом,
синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то
интеллект развивается на должном возрасту уровне. Достоверно
диагностировать диспраксию можно с 4-х лет. Это нарушение требует
длительной коррекции. Полностью избавиться от диспраксии почти
невозможно, и фрагментарные последствия будут оставаться и во взрослом
возрасте. Но скорректировать диспраксию так, чтобы она не затрудняла
повседневную жизнь и не приводила к дальнейшим нарушениям
познавательной сферы все же реально.
Информация взята из учебного пособия Визель Т.Г.: «Основы
нейропсихологии»
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
Моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной
функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая
осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг
«говорит» мышцам, что нужно делать, и идут ощущения от рецепторов тела
т.е (обратная связь). Моторное планирование — это способность
представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных
действий и движений. Оно появляется в случае новых задач, новых
непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое
слово – «новый», «непривычный»!
Регулярность занятий. Новизна и проработка тех движений, которые
еще не автоматизированы.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое
развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными
действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по
инструкции педагога.
Итак, какой же вывод?
1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой
моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой
моторики такой: если у ребенка это движение быстро и легко получается, то
мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не
получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное
движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто,
быстро, красиво, четко.
3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр
регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).
Исследователи отмечают, что у большинства детей с различными речевыми
нарушениями и аутизмом есть дефицит моторного планирования. И именно в
этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же
оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих
игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и
бусы для нанизывания? В чем ответ?
Все начинается с замысла. Любое наше движение имеет цель,
направленность, согласованность с нашим телом и окружающей средой. За
все это отвечает моторное планирование(праксис). Замена привычных
движений на новые и изменение темпа и ритма. Любые задания с
использованием новых инструментов, материалов, задач. Итак, моторное
планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления
требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
Игры для развития общей и мелкой моторики, стимулирующие развитие
навыков моторного планирования.
Одевание и застегивание пуговиц, липучек, молний, застежек на своей
одежде и одежде кукол.
Общемоторные движения, гимнастика, перешагивание, махи руками и
ногами под музыку, счет, а также, сопровождаемые речью.
Прохождение полосы препятствий (набор препятствий разного вида, со
сменой рода деятельности: перепрыгивание, перешагивания и др.)
Занятия с различными материалами, бумагой, фольгой, тканью, тестом,
пластилином. Лепка, конструирование, отрывание и приклеивание и др.
(скатать шар/расправить, оторвать, отрезать кусочек, найти завёрнутую в
бумагу игрушку)
Пересыпание из емкости в емкость с помощь различных инструментов и
столовых приборов, ковшиков круп, макарон, песка, воды, сортировка
мелких предметов.
Игры с прищепками, шнуровками, и т.д.
Сортировка пальчиками, ложками или другими предметами, помогающими
осуществить захват, выкладывание рисунка из крупы. Работа по инструкции
педагога (сначала красная фасолина, потом белая фасолина и т.д.).
Обводить рисунок по точкам с использованием двух рук сразу или
использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания. Двигательные
упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
Все эти задания объединяет принцип новизны и постепенного усложнения
задания, чтобы помочь ребенку спланировать алгоритм действий, а также
перестроить уже имеющийся, согласно новой поставленной задаче.
Моторное планирование активно помогает ребенку развивать не только
психические процессы, проходящие в центральном отделе ЦНС, но также
играют существенную роль в формирование речевой и речедвигательной
деятельности, что существенно ускоряет процесс развития и коррекции.
Коррекция артикуляционной диспраксии.
Праксис, будем делить на три вида: общий (движения телом), кистевой и
пальчиковый, артикуляционный (основной механизм, незрелость или
аномальное формирование артикуляционного праксиса)
Два вида артикуляционного праксиса выделил А.Р. Лурия:
-Афферентный(кинестетический) артикуляционный праксис –
воспроизведение только изолированных звуков речи, а может и слогов без
переключения со звука на звук. Мы говорим о принятии определенной позы
ртом. Сложно принять даже простую артикуляционную позу или про них
говорят моторно не ловок. С таким ребенком направлено развитие на
соматогнозиса.т.е. на общую моторику. Пока не научится владеть
собственным телом, руками, пальчиками и артикуляционную позу не сможет
принимать правильно. Это более сложный вид.
-Эфферентный(кинетический) артикуляционный праксис –
воспроизведение серии артикулем. Ребенок испытывает проблемы в
переключении со звука на звук, со слова на слово. Переключение с позы на
позу. При этом элементарные формы моторных функций артикуляционного
аппарата сохранены (подвижность, мышечный тонус, сократительные
способности)
- Легкие формы диспраксии характеризуются, как состояние незрелого
артикуляционного праксиса, но в более позднем (по сравнению с нормой)
возрасте. Неврологическая недостаточность может проявляться в виде
двигательного беспокойства языка, асимметрии носогубных складок,
асимметрии глазных щелей и т.д.
Принятие собственного тела. Вообще вся коррекция начинается с тела,
выполняя с ребенком простые движения научиться принимать позу, в
которой задействовано все тело, мелкая моторика кисти, пальцы рук, когда
ребенку будут доступны определенные движения и владение своим телом на
достаточном уровне(ловить мяч, прыгать, переступать через препятствия,
знать части собственного тела, игра с крупой, шаги, бег, прыжки, наклоны,
приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку
осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Иногда
трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение
координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к
речи, но это части одного процесса.
Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных
(речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура
стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая
моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в
выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс
развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным. С
помощью орального праксиса, можно развивать мелкую и крупную моторику
рук, пальчик кулак, пальчик кулак серия действий.
Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного
моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно
контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих
движений не станет навыком.
Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой
моторикой. Известно, что все логопеды используют в работе
артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ
развития мышц артикуляционного аппарата (например: полезно сворачивать
губы трубочкой и растягивать их в улыбке, заборчик, язычок вверх, вниз).
Ритмическая сторона речи, показывая ребенку воспроизводить что-то громко
или тихо (стучим два раза по столу, один раз по барабану просим ребенка
повторить ритмический рисунок) Это тоже имеет прямое отношение к речи.
На эти визуальные ритмические ряды можно накладывать и моторное
планирование т.е. серию движений и речь.
Переключение с одной артикуляционной позы на другую это и есть цель
работы с диспраксией. Наша задача подбирать определенные игры и
упражнения на определенные слова слоговой структуры (например: Таня,
киви, киса) детские предметы положить в волшебный мешочек и доставать
их проговаривая слова. Можно объяснить ребенку инструкцию: коврик перед
тобой, а под этим ковриком лежит картинка в виде дыни, ребенок говорит:
дыня, коврик еще и тактильное развитие соматогнозиса, пространственных
представлений вперед, назад, под тобой все проговариваем.
Структура одного занятия от логопеда Олеси Тарасовой состояло из
следующих заданий:
-Проработка слухового внимания.
-Над фонематическим восприятием, научимся определять голосом картинки
маленький малыш и большой дядя, маленький кушает тихо, тихо (ам, ам),
большой дядя громко(ам, ам) и т.д., задача ребенка и повторить и
воспроизвести речевые звуки тихо и громко и заодно показать
соответствующую картинку.
-Автоматизация звука Л в слогах (закрепляем в игре Ла, Ла прыгаем и
закрепляем и т.д.)
-Закрепление предлогов: На, В, Под (кто пробрался в огород, проговариваем:
вижу собаку в тележке, вижу лягушку на ведре, вижу на лопате цыпленка,
слон спрятался под ведром)
- Отработка падежей (дай дыню слону, тыкву собаке, проговариваем: дыня у
слона, тыква у собаки)
-Артикуляционная гимнастика под счет с одновременной отработкой общего
праксиса (катание массажера по ноге)
- Отработка направленной воздушной струи.
-Ориентировка в собственном теле и в пространстве. Визуально ритмический
ряд 1:1:1, моторная программа на пальцевый праксис(палка, крышка, елка,
на палку мы кладем ладошку вверх, на крышку кулак, на елку палец и т. д.)
-Ритм 2:1 с автоматизацией звука Л(берем погремушку отрабатываем два
раза по ладошке, один раз по ноге Ла, Ла, Ло, потом меняем руку и т.д.)
-Ориентировка в пространстве и развитие визуальной памяти (отбиваем на
деревянных крышках в одну сторону Ла,Ла,Ла,Ла и в обратную сторону
Ло,Ло, Ло, Ло и т.д.)
-Развитие тактильной чувствительности, работа над длительностью звука и
силой выдоха (пересыпание любой крупы, одной рукой пересыпаем и
произносим звук АААААААААААА и на всем выдохе громко тянем,
меняем руку, протяжно и громко на звук ИИИИИИИИИИИИ и т.д.)
Анализ: Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие
инструкции. Главное, чувствовать ребенка, что ему нравится, что заходит
лучше и максимально использовать в коррекционных целях, тогда можно
активизировать внимание и сформировать положительный эмоциональный
фон. На протяжении всего занятия у ребенка поддерживалась мотивация-это
основа эффективного занятия.
Занятие проведено в интересном формате. Хорошо продумана структура,
логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно
распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Задания
в меру сложные, но настолько, чтобы ребенок мог справиться с ними, после
некоторого количества повторений.
Реквизиты: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно
использовался. Содержание занятия является полным, достоверным и было
передано ребенку в доступной форме. С помощью сюрпризного момента и
наглядного материала поддерживается интерес к занятию. Ребенок думает,
что играет, а на самом деле, отрабатывается огромное количество
коррекционных задач.