Напоминание

Возможности и условия физического развития организма средствами физической культуры и спорта


Автор: Марков Дмитрий Валентинович
Должность: тренер-прподаватель по кикбоксингу
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ
Населённый пункт: Ростовская область
Наименование материала: Публикация СМИ
Тема: Возможности и условия физического развития организма средствами физической культуры и спорта
Раздел: дополнительное образование





Назад




Физическое совершенство обучаемого определяется комплексными

показателями его морфологических особенностей, функциональных

возможностей и двигательных способностей. Формирование физического

совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит

от правильного использования средств, методов, организации и условий

учебной деятельности педагогов, их материального благосостояния, а также

от социальных условий.

Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции

телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической

устойчивости очень велики, но неоднозначны.

Коррекция физического развития. Известно, что физическое развитие

человека как процесс изменения и становления морфологических и

функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий

жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Конечно, не

все признаки физического развития в одинаковой степени поддаются

исправлению в студенческом возрасте: труднее всего -- рост (правильнее,

длина тела), значительно легче -- масса тела (вес) и отдельные

антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.).

Прогнозы по увеличению роста в основном неутешительны, ибо

установлено, что рост человека относится к наследственным признакам.

Однако есть и обнадеживающие моменты. По сведениям некоторых авторов

(В.В. Бунак и др.), рост в длину мужчин продолжается до 25 лет, хотя многие

исследователи считают, что этот процесс прекращается у девушек к 17--18

годам, а у юношей к 19 годам. По разным Д причинам, в том числе из-за

недостатка двигательной активности, у некоторых нарушается обмен

веществ и происходит «сбой» в эндокринной системе организма, и

нормальный возрастной прирост длины тела иногда замедляется, но не

останавливается. Физиологические механизмы этого влияния сложны, но в

несколько упрощенном изложении они таковы.

Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноценное

выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого

человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей

трудовой деятельности. Физические упражнения,физическая культура и

спорт широко используются для укрепления здоровья.

Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем

двигательная активность должна быть на протяжении всей жизни во всем.

Специальными исследованиями установлено , что организм физически

активных людей 50-60 лет обладает более высокими функциональными

возможностями , чем 30-летних, но с ограниченным двигательнымрежимом.

В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства

повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятие отдельными

видами спорта, системами физических упражнений способствуют развитию

определенных органов и систем организма. С помощью специально

побранных физических упражнений можно улучшить многие показатели

физического развития ( массу тела, окружность грудной клетки, объем

легких).

Мы говорим об общих пропорциях тела, но многих юношей и девушек

нормального роста и массы зачастую не удовлетворяют формы отдельных

частей собственного тела. Возникает необходимость их коррекции. И это

возможно. Возможно при избирательном применении специальных

упражнений, развивающих отдельные группы мышц, изменяющих общую

форму частей тела. Сейчас уже разработаны методики и существуют способы

развития практически каждой мышцы. Наибольший опыт такой работы

накоплен в тяжелой атлетике, атлетической и спортивной гимнастике, в

шейпинге. При этом важно выбрать с помощью преподавателей-тренеров

оптимальную систему подготовки, которая опирается на знания анатомии,

физиологии, биомеханики движений человека. Кроме того, опираясь на

советы преподавателя-тренера, надо и самому знакомиться и осваивать

основы спортивной тренировки. А способы самоконтроля эффективности

такой тренировки доступны каждому путем простейших антропометрических

измерений.

Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи

тесно связана с особенностями развития координационных и

функциональных способностей человека в онтогенезе. Многочисленные

исследования показали, что самый благоприятный период для освоения

техники спортивных движений -- возраст до 14--15 лет. Но это не означает,

что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Координационные

возможности можно развить благодаря занятиям определенными видами

спорта. Но впервые приступать к тем видам спорта, которые требуют

высокой координации, чтобы достичь высших спортивных достижений, в

студенческом возрасте нецелесообразно -- наиболее благоприятный

возрастной период уже окончен.

Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции

телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической

устойчивости очень велики. Прежде всего, коррекция телосложения

средствами физической культуры подразумевает под собой регулирование

массы тела и дефекты осанки. Комплексное использование

общеразвивающих, специальных и корригирующих упражнений даёт

стойкий эффект при нарушениях осанки. При этом, необходим врачебно-

педагогический контроль за динамикой изменений не только в осанке, но и в

функциях дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Исправление

различных нарушений осанки - процесс достаточно длительный. Даже

незначительные деформации в осанке требуют для своего исправления, как

показывает опыт, не менее года целенаправленных занятий лечебной

физической культурой. При этом необходимо строго соблюдать принципы

систематичности и регулярности.

При занятиях физической культурой излишки жировой ткани расходуются

для выработки необходимого количества энергии для выполнения

упражнений. Как следствие, наблюдается уменьшение избыточного веса. При

этом наше телосложение непременно меняется в сторону стройной фигуры.

Увеличение массы тела также может привести к улучшению типа

телосложения, но лишь в том случае, когда это происходит за счёт роста

мышечной ткани. Добиться значительного прироста мышечной ткани можно

такими средствами физической культуры как тяжёлая атлетика и

бодибилдинг. Эти виды спорта наиболее приемлемы для юношей. Для

абсолютного большинства девушек - это на не самый подходящий вариант,

поскольку в этом случае телосложение может приобретать мужеподобные

черты. Для них более приемлемыми являются занятия различными видами

лёгкой атлетики. При занятии бегом у девушек формируется правильная

осанка и симметрично развитое тело. Коррекция телосложения с помощью

занятий прыжками способна снизить массу тела, привести к развитию

грудной клетки и увеличить отношение длины ног к туловищу. При

коррекции телосложения с помощью такого средства физической культуры

как гимнастика достигаются небольшая масса тела, длинные тонкие ноги,

суженный таз, что в совокупности даёт стройную спортивную фигуру.

Синхронное плавание или фигурное катание позволят провести коррекцию

телосложения за счёт формирования строго симметричного тела, правильной

красивой осанки, стройных ног, развития грудной клетки. Спортивные игры

(баскетбол, волейбол) наиболее благоприятно влияют на стимуляцию роста.

Способствуют росту и ежедневные специальные прыжковые упражнения

(скакалки, многократные подскоки). Пройдя через тесты общей физической

подготовленности в первый же месяц своего пребывания в спортивной

школе, каждый ученик может произвести самооценку развития у него силы,

общей выносливости и скоростно-силовых качеств и заняться тем видом

спорта, с помощью которого можно «подтянуть» недостаточно развитое

физическое качество и исправить некоторые недостатки телосложения.

Литература:

Иванов А.В., Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ //

Международный журнал экспериментального образования. – 2014.



В раздел образования