Напоминание

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ


Авторы: Гаврильева Мария Владимировна, Корнилова Алла Георгиевна
Должность: студентка 5 курса группы З-БА-ПСП-16с, Научный руководитель: зав.кафедрой «Социальная педагогика» ПИ, д.п.н., профессор
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Раздел: полное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ

СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Гаврильева Мария Владимировна

студентка 5 курса группы З-БА-ПСП-16с,

Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова,

РФ, г.Якутск

Корнилова Алла Георгиевна

Руководитель:

зав.кафедрой «Социальная педагогика» ПИ, д.п.н., профессор,

Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова,

РФ, г.Якутск

ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE MOTIVATIVE SPHERE OF

THE PERSONALITY OF STUDENTS

Gavrilieva Maria Vladimirovna

5th year student of group Z-BA-PSP-16s,

Ammosov North-Eastern Federal University,

RF, Yakutsk

АННОТАЦИЯ. Целью исследования выступает изучение возрастных

особенностей формирования мотивационной сферы обучающихся. Так как

важнейшую роль в мотивации достижения успеха, избегания неудачи, играет

тревожность, так как человек всегда тревожится за то или иное дело. В

исследовании

мы

доказали

что

возрастные

мотивационная

сфера

у

обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним из

факторов, влияющим на формирование и развитие личности.

Ключевые

слова:

мотивация,

развитие

личности,

социальная

педагогика,

формирование

мотивации,

возрастные

особенности

обучающихся.

Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки

зрения. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: Мотивация-

это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп,

связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности[2]. С

точки зрения Б.Ю Сербиновского.: Мотивация-это побуждение людей к

деятельности[4].

Тревожность является важнейшим стимулом к мотиву, многих людей

элементарный страх умереть от голода мотивирует найти себе источники

доходов чтобы добыть себе пропитание[2]. То же самое и в учебной

деятельности, тревожность как личностное образование может выполнять в

поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую

функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и

потребностям[5].

В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в

качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот

период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе.

Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в

отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и

закреплении тревожности в дальнейшем, причем на каждом этапе в него

включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период[1].

Опытно – экспериментальная работа проводились на базе МБОУ

«Хагынская

средняя

общеобразовательная

школа».

В

исследовании

принимали участие обучающиеся 6 класса, в составе 10 -ти человек и 9

класса, в составе 12 человек. Опытно – экспериментальная проводилось с

полного согласия испытуемых.

Наше экспериментальное исследование проходило в несколько этапов:

1.

На первом этапе проводилась диагностика таких характеристик,

как учебная мотивация подростков и уровень тревожности испытуемых до

проведения развивающих занятий. Проведя диагностику и интерпретацию

результатов, мы выявили статистически значимую связь между уровнем

тревожности подростков и учебной мотивацией.

2.

На

втором

этапе

было

произведено

экспериментальное

воздействие, с подростками экспериментальной группы была реализована

программа по снижению уровня тревожности.

3.

На третьем этапе было проведено повторное тестирование

подростков

обеих

групп,

были

проинтерпретированы

полученные

результаты, сравнены результаты первичной и вторичной диагностики,

сделаны

выводы

об

эффективности

работы

по

снижению

уровня

тревожности у подростков.

Гипотеза

исследования:

существует

мнение,

что

возрастные

мотивационная сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что

является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие

личности.

П

о

результатам исслед

о

вания таких п

о

казателей, как м

о

тивация и

трев

о

жн

о

сть, были п

о

лучены следующие данные, представленные в таблице

1.

Таблица 1.

Распределение подростков по уровням мотивации и тревожности (в %)

Характеристики

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

1

учебная мотивация

37

49

14

2

общий уровень тревожности

12

39

49

Результаты исслед

о

вания свидетельствуют, чт

о

о

бщий ур

о

вень учебн

о

й

м

о

тивации для б

о

льшинства п

о

др

о

стк

о

в характерен среднему ур

о

вню

(49%). Эт

о

г

о

в

о

рит

о

т

о

м, чт

о

эти дети д

о

стат

о

чн

о

благ

о

п

о

лучн

о

чувствуют

себя в шк

о

ле, п

о

нимают учебный материал, внимательны при вып

о

лнении

заданий, п

о

ручений,

о

днак

о

требуют к

о

нтр

о

ля.

После проведения первичного тестирования на основе полученных

результатов

нами

была

составлена

программа

по

снижению

уровня

тревожности у подростков. Данная программа предусматривает работу с

группой учащихся с использованием теоретических и практических блоков,

направленных на снятие психологического и мышечного напряжения,

формирование навыков управления собственным состоянием и поведением,

повышение у подростков уверенности в себе, преодоление психологических

барьеров, мешающих самовыражению. Данная тренинговая программа была

разбита

на

10

занятий.

Занятия

проводились

2

раза

в

неделю,

продолжительностью 45 минут.

После

проведения

в

экспериментальной

группе

программы

по

снижению уровня тревожности у детей подросткового возраста, мы провели

повторную диагностику особенностей учебной мотивации подростков с

разным уровнем тревожности в контрольной и экспериментальной группах.

В частности, был произведен сравнительный анализ показателей мотивации

и тревожности до и после проведения занятий.

Результаты

исслед

о

вания

учебн

о

й

м

о

тивации

и

трев

о

жн

о

сти

п

о

др

о

стк

о

в

п

о

сле

пр

о

ведения

пр

о

граммы

п

о

снижению

ур

о

вня

трев

о

жн

о

сти представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение п

о

др

о

стк

о

в с разными ур

о

внями учебн

о

й м

о

тивации

и трев

о

жн

о

сти в к

о

нтр

о

льн

о

й и экспериментальн

о

й группах д

о

и п

о

сле

в

о

здействия (в %)

№ Характер-

ки

личности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Первое

тестирование

Второе

тестирование

Первое

тестирование

Второе

тестирование

Н

Ср

В

Н

Ср

В

Н

Ср

В

Н

Ср

В

1

Учебная

мотивация

32

43

25

34

41

25

45

31

24

21

41

38

2

Общий

уровень

тревожности

17

35

48

19

34

47

11

28

61

12

46

42

Пр

о

анализир

о

вав данные, представленные в таблице 2, м

о

жн

о

сделать выв

о

д, чт

о

в к

о

нтр

о

льн

о

й группе п

о

сле сравнения результат

о

в

перв

о

г

о

и вт

о

р

о

г

о

тестир

о

вания к

о

личеств

о

п

о

др

о

стк

о

в с низким ур

о

внем

учебн

о

й м

о

тивации (32 % при перв

о

м тестир

о

вании, 34% при п

о

вт

о

рн

о

й

диагн

о

стике) и выс

о

ким ур

о

внем трев

о

жн

о

сти (перв

о

е тестир

о

вание

48%,вт

о

р

о

е тестир

о

вание 47%)

о

стался практически без изменений. Таких

учащихся

м

о

жет

о

тличать

замкнут

о

сть

и

малая

о

бщительн

о

сть,

о

граниченный

круг

друзей.

Зачастую,

о

ни

с

о

всем

не

пр

о

являют

инициативу, так

о

е п

о

ведение м

о

жет быть связан

о

с

о

жиданием неудачи, а

также с заниженн

о

й или низк

о

й сам

оо

ценк

о

й. Для т

о

г

о

чт

о

бы п

о

дтвердить

наше предп

о

л

о

жение мы исп

о

льз

о

вали статистическ

о

е п

о

дтверждение t-

критерий Стьюдента. Таким

о

браз

о

м, статистически нет разницы между

первым и вт

о

рым тестир

о

ванием в к

о

нтр

о

льн

о

й группе.

В т

о

время как в экспериментальн

о

й группе, пр

о

анализир

о

вав

данные, представленные в таблице 1., п

о

результатам вт

о

р

о

г

о

тестир

о

вания

п

о

сле пр

о

ведения развивающих занятий, напр

о

тив, заметны существенные

различия в

п

о

казателях ур

о

вня учебн

о

й м

о

тивации и трев

о

жн

о

сти п

о

сравнению с перв

о

й

диагн

о

стик

о

й. Эт

о

различие п

о

дтверждается с

п

о

м

о

щью t-критерия Стьюдента.

26%

49%

25%

1 тест контр.

группа

Низкий

Средний

Высокий

28%

48%

24%

2 тест контр.

группа

Низкий

Средний

Высокий

18%

34%

48%

1 тест экспр.

группа

Низкий

Средний

Высокий

31%

38%

31%

2 тест экспр.

группа

Низкий

Средний

Высокий

Рис. 1. Распределение подростков по уровням выраженности мотива

избегания неудач до и после воздействия (в %)

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что после воздействия

эмоциональное состояние детей, на фоне которых развиваются социальные

контакты друг с другом, носит положительный характер. Дети стали

спокойнее, увереннее в себе, более открыты, стали больше проявлять

активность, снизилась внутренняя напряженность.

Таким образом, наша гипотеза о том, что возрастные мотивационная

сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним

из факторов, влияющим на формирование и развитие личности. Повышению

уровня учебной мотивации подростков способствует снижение уровня

тревожности

через

формирование

навыков

управления

собственным

состоянием и поведением, повышение у подростков уверенности в себе,

преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению –

подтвердилась.

Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что

небольшие различия между первым и вторым тестированием в контрольной

группе могут быть связаны с естественным развитием испытуемых. В то

время как понижение уровня тревожности и, вследствие этого, повышение

уровня учебной мотивации представителей экспериментальной группы

связанны с проведением программы по снижению тревожности у подростков.

Список литературы

1.

Желонкина Ю. Н., Басалаева Н. В. Школьная тревожность младших

подростков «группы риска» как проблема современного образования

//Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей.

– 2020. – №. 11. – С. 153-156.

2.

Зайцев Г. Г. Анализ личностных особенностей государственных

служащих и разработка рекомендаций по работе над собой для улучшения

качества их профессиональной деятельности //Аллея науки. – 2017. – Т. 1. –

№. 15. – С. 56-61.

3.

Сергушкина

С.

С.,

Осипова

П.

Д.

Школьная

тревожность

у

подростков //NovaInfo. Ru. – 2020. – №. 116. – С. 99-100.

4.

Тен В. А., Мельникова Е. В. Мотивация и стимулирование как фактор

повышения

трудовой

деятельности

персонала

//Стратегия

и

тактика

управления предприятием в переходной экономике. – 2018. – С. 67-69.

5.

Чусовитина О. М., Сподаренко А. Е. Исследование факторов школьной

тревожности младших подростков //Молодежь в новом тысячелетии:

проблемы и решения. – 2017. – С. 247-257.



В раздел образования