Авторы: Гаврильева Мария Владимировна, Корнилова Алла Георгиевна
Должность: студентка 5 курса группы З-БА-ПСП-16с, Научный руководитель: зав.кафедрой «Социальная педагогика» ПИ, д.п.н., профессор
Учебное заведение: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Раздел: полное образование
ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Гаврильева Мария Владимировна
студентка 5 курса группы З-БА-ПСП-16с,
Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова,
РФ, г.Якутск
Корнилова Алла Георгиевна
Руководитель:
зав.кафедрой «Социальная педагогика» ПИ, д.п.н., профессор,
Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова,
РФ, г.Якутск
ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE MOTIVATIVE SPHERE OF
THE PERSONALITY OF STUDENTS
Gavrilieva Maria Vladimirovna
5th year student of group Z-BA-PSP-16s,
Ammosov North-Eastern Federal University,
RF, Yakutsk
АННОТАЦИЯ. Целью исследования выступает изучение возрастных
особенностей формирования мотивационной сферы обучающихся. Так как
важнейшую роль в мотивации достижения успеха, избегания неудачи, играет
тревожность, так как человек всегда тревожится за то или иное дело. В
исследовании
мы
доказали
что
возрастные
мотивационная
сфера
у
обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним из
факторов, влияющим на формирование и развитие личности.
Ключевые
слова:
мотивация,
развитие
личности,
социальная
педагогика,
формирование
мотивации,
возрастные
особенности
обучающихся.
Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки
зрения. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: Мотивация-
это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп,
связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности[2]. С
точки зрения Б.Ю Сербиновского.: Мотивация-это побуждение людей к
деятельности[4].
Тревожность является важнейшим стимулом к мотиву, многих людей
элементарный страх умереть от голода мотивирует найти себе источники
доходов чтобы добыть себе пропитание[2]. То же самое и в учебной
деятельности, тревожность как личностное образование может выполнять в
поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую
функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и
потребностям[5].
В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в
качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот
период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе.
Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в
отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и
закреплении тревожности в дальнейшем, причем на каждом этапе в него
включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период[1].
Опытно – экспериментальная работа проводились на базе МБОУ
«Хагынская
средняя
общеобразовательная
школа».
В
исследовании
принимали участие обучающиеся 6 класса, в составе 10 -ти человек и 9
класса, в составе 12 человек. Опытно – экспериментальная проводилось с
полного согласия испытуемых.
Наше экспериментальное исследование проходило в несколько этапов:
1.
На первом этапе проводилась диагностика таких характеристик,
как учебная мотивация подростков и уровень тревожности испытуемых до
проведения развивающих занятий. Проведя диагностику и интерпретацию
результатов, мы выявили статистически значимую связь между уровнем
тревожности подростков и учебной мотивацией.
2.
На
втором
этапе
было
произведено
экспериментальное
воздействие, с подростками экспериментальной группы была реализована
программа по снижению уровня тревожности.
3.
На третьем этапе было проведено повторное тестирование
подростков
обеих
групп,
были
проинтерпретированы
полученные
результаты, сравнены результаты первичной и вторичной диагностики,
сделаны
выводы
об
эффективности
работы
по
снижению
уровня
тревожности у подростков.
Гипотеза
исследования:
существует
мнение,
что
возрастные
мотивационная сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что
является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие
личности.
П
о
результатам исслед
о
вания таких п
о
казателей, как м
о
тивация и
трев
о
жн
о
сть, были п
о
лучены следующие данные, представленные в таблице
1.
Таблица 1.
Распределение подростков по уровням мотивации и тревожности (в %)
№
Характеристики
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
1
учебная мотивация
37
49
14
2
общий уровень тревожности
12
39
49
Результаты исслед
о
вания свидетельствуют, чт
о
о
бщий ур
о
вень учебн
о
й
м
о
тивации для б
о
льшинства п
о
др
о
стк
о
в характерен среднему ур
о
вню
(49%). Эт
о
г
о
в
о
рит
о
т
о
м, чт
о
эти дети д
о
стат
о
чн
о
благ
о
п
о
лучн
о
чувствуют
себя в шк
о
ле, п
о
нимают учебный материал, внимательны при вып
о
лнении
заданий, п
о
ручений,
о
днак
о
требуют к
о
нтр
о
ля.
После проведения первичного тестирования на основе полученных
результатов
нами
была
составлена
программа
по
снижению
уровня
тревожности у подростков. Данная программа предусматривает работу с
группой учащихся с использованием теоретических и практических блоков,
направленных на снятие психологического и мышечного напряжения,
формирование навыков управления собственным состоянием и поведением,
повышение у подростков уверенности в себе, преодоление психологических
барьеров, мешающих самовыражению. Данная тренинговая программа была
разбита
на
10
занятий.
Занятия
проводились
2
раза
в
неделю,
продолжительностью 45 минут.
После
проведения
в
экспериментальной
группе
программы
по
снижению уровня тревожности у детей подросткового возраста, мы провели
повторную диагностику особенностей учебной мотивации подростков с
разным уровнем тревожности в контрольной и экспериментальной группах.
В частности, был произведен сравнительный анализ показателей мотивации
и тревожности до и после проведения занятий.
Результаты
исслед
о
вания
учебн
о
й
м
о
тивации
и
трев
о
жн
о
сти
п
о
др
о
стк
о
в
п
о
сле
пр
о
ведения
пр
о
граммы
п
о
снижению
ур
о
вня
трев
о
жн
о
сти представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение п
о
др
о
стк
о
в с разными ур
о
внями учебн
о
й м
о
тивации
и трев
о
жн
о
сти в к
о
нтр
о
льн
о
й и экспериментальн
о
й группах д
о
и п
о
сле
в
о
здействия (в %)
№ Характер-
ки
личности
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Первое
тестирование
Второе
тестирование
Первое
тестирование
Второе
тестирование
Н
Ср
В
Н
Ср
В
Н
Ср
В
Н
Ср
В
1
Учебная
мотивация
32
43
25
34
41
25
45
31
24
21
41
38
2
Общий
уровень
тревожности
17
35
48
19
34
47
11
28
61
12
46
42
Пр
о
анализир
о
вав данные, представленные в таблице 2, м
о
жн
о
сделать выв
о
д, чт
о
в к
о
нтр
о
льн
о
й группе п
о
сле сравнения результат
о
в
перв
о
г
о
и вт
о
р
о
г
о
тестир
о
вания к
о
личеств
о
п
о
др
о
стк
о
в с низким ур
о
внем
учебн
о
й м
о
тивации (32 % при перв
о
м тестир
о
вании, 34% при п
о
вт
о
рн
о
й
диагн
о
стике) и выс
о
ким ур
о
внем трев
о
жн
о
сти (перв
о
е тестир
о
вание
48%,вт
о
р
о
е тестир
о
вание 47%)
о
стался практически без изменений. Таких
учащихся
м
о
жет
о
тличать
замкнут
о
сть
и
малая
о
бщительн
о
сть,
о
граниченный
круг
друзей.
Зачастую,
о
ни
с
о
всем
не
пр
о
являют
инициативу, так
о
е п
о
ведение м
о
жет быть связан
о
с
о
жиданием неудачи, а
также с заниженн
о
й или низк
о
й сам
оо
ценк
о
й. Для т
о
г
о
чт
о
бы п
о
дтвердить
наше предп
о
л
о
жение мы исп
о
льз
о
вали статистическ
о
е п
о
дтверждение t-
критерий Стьюдента. Таким
о
браз
о
м, статистически нет разницы между
первым и вт
о
рым тестир
о
ванием в к
о
нтр
о
льн
о
й группе.
В т
о
время как в экспериментальн
о
й группе, пр
о
анализир
о
вав
данные, представленные в таблице 1., п
о
результатам вт
о
р
о
г
о
тестир
о
вания
п
о
сле пр
о
ведения развивающих занятий, напр
о
тив, заметны существенные
различия в
п
о
казателях ур
о
вня учебн
о
й м
о
тивации и трев
о
жн
о
сти п
о
сравнению с перв
о
й
диагн
о
стик
о
й. Эт
о
различие п
о
дтверждается с
п
о
м
о
щью t-критерия Стьюдента.
26%
49%
25%
1 тест контр.
группа
Низкий
Средний
Высокий
28%
48%
24%
2 тест контр.
группа
Низкий
Средний
Высокий
18%
34%
48%
1 тест экспр.
группа
Низкий
Средний
Высокий
31%
38%
31%
2 тест экспр.
группа
Низкий
Средний
Высокий
Рис. 1. Распределение подростков по уровням выраженности мотива
избегания неудач до и после воздействия (в %)
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что после воздействия
эмоциональное состояние детей, на фоне которых развиваются социальные
контакты друг с другом, носит положительный характер. Дети стали
спокойнее, увереннее в себе, более открыты, стали больше проявлять
активность, снизилась внутренняя напряженность.
Таким образом, наша гипотеза о том, что возрастные мотивационная
сфера у обучающихся связаны с тревожностью индивида, что является одним
из факторов, влияющим на формирование и развитие личности. Повышению
уровня учебной мотивации подростков способствует снижение уровня
тревожности
через
формирование
навыков
управления
собственным
состоянием и поведением, повышение у подростков уверенности в себе,
преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению –
подтвердилась.
Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что
небольшие различия между первым и вторым тестированием в контрольной
группе могут быть связаны с естественным развитием испытуемых. В то
время как понижение уровня тревожности и, вследствие этого, повышение
уровня учебной мотивации представителей экспериментальной группы
связанны с проведением программы по снижению тревожности у подростков.
Список литературы
1.
Желонкина Ю. Н., Басалаева Н. В. Школьная тревожность младших
подростков «группы риска» как проблема современного образования
//Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей.
– 2020. – №. 11. – С. 153-156.
2.
Зайцев Г. Г. Анализ личностных особенностей государственных
служащих и разработка рекомендаций по работе над собой для улучшения
качества их профессиональной деятельности //Аллея науки. – 2017. – Т. 1. –
№. 15. – С. 56-61.
3.
Сергушкина
С.
С.,
Осипова
П.
Д.
Школьная
тревожность
у
подростков //NovaInfo. Ru. – 2020. – №. 116. – С. 99-100.
4.
Тен В. А., Мельникова Е. В. Мотивация и стимулирование как фактор
повышения
трудовой
деятельности
персонала
//Стратегия
и
тактика
управления предприятием в переходной экономике. – 2018. – С. 67-69.
5.
Чусовитина О. М., Сподаренко А. Е. Исследование факторов школьной
тревожности младших подростков //Молодежь в новом тысячелетии:
проблемы и решения. – 2017. – С. 247-257.