Автор: Рахманова Гульнара Зуфаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева А.Н.
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: "Русский язык. 4 класс"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия.
У учащегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятие образца «хорошего
ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности,
в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
– способность к самооценке на основе критериев успешности
учебной деятельности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания
«Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский
язык;
– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-
познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации
учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности
учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской
идентичности в поступках и деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле
способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в
случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды
решения задачи);
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане.
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной
задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном
и словесно-логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль
по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной и дополнительной
литературы (включая электронные, цифровые) в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем
информации о русском языке, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы
(включая концептуальные) для решения учебных задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их
компоненты – тексты;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных
объектов по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на
основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии
с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
– записывать, фиксировать информацию о русском языке с
помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать схемы для решения учебных
задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных
объектов по самостоятельно выделенным основаниям
(критериям);
– строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения
учебных задач.
часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и
множественного числа и т.д.);
– устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном
формате.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению
проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с
позицией партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе
учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
– допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению
проблемы;
Предметные результаты.
Требования ФГОС
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
2) понимание обучающимся того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических
и коммуникативных задач.
Достижение требований
Развитие речи
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность
научиться:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и
неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и
правила устного общения (умение слушать, реагировать на
реплики, поддержать разговор).
-выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом
ситуации общения;
-самостоятельно озаглавливать текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие
небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры
речи.
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с
использованием разных типов речи: описание, повествование,
рассуждение, смешанный тип;
- различать стилистические варианты языка при сравнении
стилистически контрастных текстов (художественного и
научного или делового; разговорного и научного или делового);
- выделять в тексте главное, высказывать
собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного,
увиденного, соблюдая правила построения связного
монологического высказывания;
- анализировать и корректировать тексты
с нарушенным порядком предложений, находить в тексте
смысловые пропуски;
- анализировать последствия своих действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной
задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложения) и с назначением, задачами, условиями общения (для
самостоятельно составленных текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном
общении;
Фонетика и графика
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность
научиться:
-различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка (гласные
ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные
звонкие/глухие,
-проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор
слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико - графического
(звуко-буквенного) разбора слов;
-первичному навыку клавиатурного письма;
парные/непарные звонкие и глухие);
-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться
алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной
речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения
или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю
учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и
др.);
Лексика
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность
научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря.
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов
при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном
значении (простые
случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной
задачи.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень,
приставку, суффикс.
-находить в словах окончание, основу, корень, приставку,
суффикс, постфикс, соединительные гласные в сложных словах;
-узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и
сложения основ;
-понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные
возможности суффиксов и приставок;
-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми
морфемами в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова
по составу.
Морфология
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
- определять грамматические признаки имен существительных —
род, число, падеж,
склонение;
- определять грамматические признаки имен прилагательных —
род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов - число, время, род
(в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
- проводить морфологический разбор имен существительных,
имен прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения
и наречия, предлоги
вместе с существительными и личными местоимениями, к
которым они относятся,
союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Синтаксис
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между
словами в
словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;
- определять восклицательную -невосклицательную интонацию
предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
-выделять предложения с однородными членами.
- различать второстепенные члены предложения - определения,
дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом разбор простого предложения (по членам
предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
-раздельное написание слов;
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетание чк-чн, чт, щн, рщ;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
-применять правила правописания:
приставок на з- и с-,
гласных в суффиксах -ик, -ек;
о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц; и, ы после ц в
разных частях слова;
соединительных гласных о, е в сложных словах.
- осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с
удвоенными согласными;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- ь после шипящих на конце существительных (ночь, нож, мышь,
(нет) туч);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (читаешь, красишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными
членами.
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому
словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать
записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок
использовать словарь или помощь взрослого;
- при работе над ошибками осознавать причины появления
ошибки и определять способы действий, помогающих
предотвратить ее в последующих письменных работах;
-различать разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с
ударной морфемой, знание фонетических особенностей
орфограммы, использование орфографического словаря.
Содержание учебного предмета.
Повторение (14 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы
текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление
предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (11 ч)
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а,
но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с
союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение
с однородными членами.
Слово в языке и речи (26 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы.
Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных
слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление
частей речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.
Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (51 ч)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена
существительные.
Основные типы склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей.
Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с
вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во
множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного
числа(инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (34 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен
прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в
правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки
правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний
имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен
прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (8 ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).
Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах(тебя, меня, его, её, у него, с нею).
Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в
тексте.
Глагол (37 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и
числам, глаголов прошедшего времени породам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и
будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.
Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление).
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).
Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее
представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов
глаголов в прошедшем времени (видеть —видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без
предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Развитие речи
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).
Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии,
наблюдениях и др.).
Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-
синонимов, прилагательных-синонимов,существительных-синонимов и др.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и
собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение (23 ч)
Описание изменений, внесенных педагогом в содержание программы по предмету.
Программа имеет следующие отличительные особенности по сравнению с примерной и авторской программами по предмету:
1.
Конкретизированы
требования
к
уровню
усвоения
учебного
материала
обучающимся
по
разделам
программы,
детализированы
дидактические единицы; в соответствии с ФГОС НОО определены планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО.
3.
Наряду с определёнными авторами методами организации образовательного процесса используются методы критического
мышления, и информационно-коммуникативные технологии, позволяющие оптимизировать процесс достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающегося 4Г класса М. М.
М. М. обучается в ОУ №8 с 01 сентября 2013 года, находится на домашнем обучении (заключение врачебной комиссии МБУЗ ГП №3
от 14.05.2015 года, № Д - 54) по настоящее время.
М. воспитывается в полной семье. У мальчика есть младшая сестра. У семьи двухкомнатная квартира, бытовые условия хорошие.
Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные.
Интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. Программный материал в форме домашнего обучения осваивает без
затруднений.
Учебные навыки по математике сформированы на достаточном уровне. М. ориентируется в информационном материале учебника,
самостоятельно решает арифметические задачи, правильно выбирает действие.
Техника чтения соответствует норме (93 слова). Чтение осознанное, но при чтении искажает слова, делает замену букв и слогов, не
дочитывает окончания. Смысл прочитанного понимает, может запомнить или воспроизвести содержание текста после однократного чтения.
Заучивает стихи наизусть. С удовольствием занимается с логопедом и психологом.
М. различает объекты живой и неживой природы, осуществляет поиск необходимой информации в учебнике и дополнительных
источниках.
Каллиграфические навыки сформированы, буквы и соединения соответствуют образцу, письмо аккуратное. Редко допускает ошибки
при списывании, в основном, пропуск букв. При письме под диктовку, в случаях требующих проверки, ребенок все мысленные операции
проговаривает вслух, комментирует все свои действия. После каждого этапа выполнения задания ждет словесного одобрения, поддержки.
М. проявляет устойчивый познавательный интерес к изучению всех предметов учебного плана, изучает английский язык. Имеет
представление о моральных нормах поведения, адекватно воспринимает предложения учителя. Умеет управлять своими эмоциями, волевые
качества достаточно хорошо сформированы. Уважительно относится к взрослым. Сильно переживает свои неудачи.
В ходе учебного занятия утомление наступает быстро, требуются частые смены видов деятельности. При жалобе на усталость
применяются здоровьесберегающие технологии: эмоциональный настрой на урок, офтальмотренаж, физминутки.
Календарно-тематическое планирование
Порядковый
номер урока
Тема урока
Используемые ресурсы
Дата
план
факт
Повторение (11 ч)
1.
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и
наш язык. 1 час
Собственная презентация Power Point
Упр.№1-2
2
Язык и речь. Формулы вежливости.
Составление текста по рисунку с включением в него
диалога. 1 час
Упр.№3-4
3
Текст и его план. 1 час
Упр.№5-7
4
Изложение повествовательного текста . 1 час
Упр.8 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
5
Анализ изложения. Типы текстов.
1 час
Упр.№9-11
6
Предложение как единица речи.
1 час
Упр.№12-14
7
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
. 1 час
Упр.№ 15-19
8
Диалог. Обращение. 1 час
Упр.№ 20-22
9
Основа предложения. Главные и второстепенные члены
предложения. 1 час
Упр.№ 23-25
10
Входная административная контрольная работа. 1 час
11
Словосочетание. 1 час
Упр.№ 30-31
Предложение (9 ч)
12
Однородные члены предложения (общее понятие). 1 час
Упр.№ 32-35
13
Связь
однородных
членов
в
предложении
с
помощью
интонации перечисления. 1 час
Упр.№ 36-38
14
Знаки
препинания
в
предложениях
с
однородными
членами. 1 час
Упр.№ 39-42
15
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана
«Золотая осень». 1 час
Упр.48
Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
16
Наши проекты. 1 час
Стр.35 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
17
Простые и сложные предложения. Связь между
простыми предложениями в составе сложного. 1 час
Упр.№ 49-52
18
Сложное предложение и предложение с однородными
членами. 1 час
Упр.№ 53-55
19
Изложение повествовательного текста. 1 час
Упр.№ 56 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
20
Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» 1
час
Слово в языке и речи (19ч)
21
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.
Упр.№ 57-61
22
Многозначные
слова.
Прямое
и
переносное
значения
слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. 1 час
Упр.№ 62-67 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
23
Синонимы, антонимы, омонимы. 1 час
Упр.№ 69-73
24
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических
группах слов. 1 час
Упр.№ 74-50 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
25
Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Упр.№ 77-79
Однокоренные слова. Корень слова.
26
Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Однокоренные слова. Корень слова. 1 час
Упр.№ 80-81
27
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Разбор слова по составу. 1 час
Упр.№ 82-85
28
Правописание гласных и согласных в корнях слов,
удвоенных согласных в словах. 1 час
Упр.№ 89-91
29
Правописание гласных и согласных в корнях слов,
удвоенных согласных в словах. 1 час
Упр.№ 92-94
30
Правописание приставок и суффиксов. 1 час
Упр.№ 100-103
31
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
1 час
Упр.№106-109 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
32
Изложение повествовательного текста 1 час
Упр.№110 Ресурсы ЦОР
33
Анализ изложения. Части речи. Морфологические
признаки частей речи. 1 час
Упр.№111-114
34
Склонение имён существительных и имён
прилагательных. 1 час
Упр.№ 115-117
35
Имя числительное. Глагол. 1 час
Упр.№ 121--123
36
Наречие как часть речи. 1 час
Упр.№ 124-127
37
Правописание наречий. 1 час
Упр.№ 128-133
38
Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван
Царевич на Сером волке». 1 час
Упр.№ 134 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
39
Контрольный диктант №3 по теме «Части речи». 1 час
Имя существительное (41 ч)
40
Работа над ошибками. Распознавание падежей имён
существительных. 1 час
Упр.№ 135-137
41
Упражнение в распознавании именительного,
родительного, винительного падежей неодушевлённых
имён существительных. 1 час
Упр.№ 138-140
42
Упражнение в распознавании одушевлённых имён
существительных в родительном и винительном падежах,
в дательном падеже. 1 час
Упр.№ 141-143
43
Упражнение в распознавании имён существительных в
Упр.№ 147-150
творительном и предложном падежах. 1 час
44
Повторение сведений о падежах и приёмах их
распознавания. Несклоняемые имена существительные. 1
час
Упр.№ 151-152 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
45
Три склонения имён существительных (общее
представление). 1-е склонение имён существительных. 1
час
Упр.№ 153-156
46
Упражнение в распознавании имён существительных 1-го
склонения. 1 час
Упр.№ 157-160
47
Сочинение по репродукции картины художника А.А.
Пластова «Первый снег». 1 час
Упр.№ 161 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
48
2-е склонение имён существительных. 1 час
Упр.№ 162-165
49
Упражнение в распознавании имён существительных 2-го
склонения. 1 час
Упр.№ 166-168
50
3-е склонение имён существительных. 1 час
Упр.№ 169-173
51
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го
склонения. 1 час
Упр.№ 174-176
52
Типы склонения Алгоритм определения склонения имени
существительного. 1 час
Упр.№ 177-179
53
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста. 1 час
Упр.№ 180 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
54
Анализ изложения. Падежные окончания имён
существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного
числа. 1 час
Упр.№ 181-184
55
Именительный и винительный падежи. 1 час
Упр.№ 185-190
56
Правописание окончаний имён существительных в
родительном падеже. 1 час
Упр.№ 191-195
57
Именительный, родительный и винительный падежи
одушевлённых имён существительных. 1 час
Упр.№ 201-204
58
Правописание окончаний имён существительных в
дательном падеже. 1 час
Упр.№ 208-212
59
Упражнение в правописании безударных окончаний имён
существительных в родительном и дательном падежах. 1
Упр.№ 213-215
час
60
Упражнение в правописании безударных окончаний имён
существительных в родительном и дательном падежах. 1
час
Упр.№ 216-218
61
Правописание окончаний имён существительных в
творительном падеже. 1 час
Упр.№ 219-221
62
Упражнение в правописании окончаний имён
существительных в творительном падеже. 1 час
Упр.№ 222-226
63
Правописание окончаний имён существительных в
предложном падеже. 1 час
Упр.№ 227-230
64
Упражнение в правописании окончаний имён
существительных в предложном падеже. 1 час
Упр.№ 231-233
65
Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах. 1 час
Упр.№ 234-235
66
Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах. 1 час
Упр.№236-238
67
Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах. 1 час
Упр.№239-242
68
Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1
час
69
Анализ контрольного диктанта. Повторение. 1 час
Упр.№243-244
70
Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции
картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».
Сочинение Упр.№247 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
71
Склонение имён существительных во множественном
числе. 1 час
Упр.№ 248-252
72
Именительный падеж имён существительных
множественного числа. 1 час
Упр.№ 253-256
73
Родительный падеж имён существительных
множественного числа. 1 час
Упр.№ 257-261
74
Правописание окончаний имён существительных
множественного числа в родительном падеже. 1 час
Упр.№ 261-264
75
Дательный, творительный, предложный падежи имён
существительных множественного числа. 1 час
Упр.№ 269-272
76
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану. 1 час
Упр.№ 273 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
77
Правописание падежных окончаний имён
существительных в единственном и во множественном
числе. 1 час.
Упр.№ 274-275
78
Контрольный диктант по теме «Имя
существительное». 1 час
79
Анализ диктанта. Правописание падежных окончаний
имён существительных в единственном и множественном
числе. 1 час
Индивидуальные карточки. Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
80
Наши проекты «Говорите правильно!» 1 час
Стр. 144 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
Имя прилагательное (31 ч)
81
Роль имен прилагательных в языке. Образование имен
прилагательных. 1 час
Упр.№ 1-3 (2ч.)
82
Род и число имён прилагательных. 1 час
Упр.№ 8-14
83
Р\ р. Сочинение описание по личным наблюдениям на
тему «Моя любимая игрушка». 1 час
Упр.№ 15 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
84
Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам
имен прилагательных в единственном числе. 1 час
Упр.№ 16-18
85
Р\ р.
Составление текста-рассуждения по репродукции
картины В.Серова «Мика Морозов». 1 час
Упр.№ 22 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
86
Склонение имён прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе. 1 час
Упр.№ 23-25
87
Правописание окончаний имён прилагательных мужского
и среднего рода в именительном падеже. 1 час
Упр.№ 29-32
88
Правописание окончаний имён прилагательных мужского
и среднего рода в родительном падеже. 1 час
Упр.№ 33-37
89
Правописание окончаний имён прилагательных мужского
и среднего рода в дательном падеже. 1 час
Упр.№ 38-41
90
Именительный, винительный, родительный падежи. 1
час
Упр.№ 42-49
91
Правописание окончаний имён прилагательных мужского
и среднего рода в творительном и предложном падежах. 1
час
Упр.№ 50-54
92
Упражнение в правописании окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода. 1 час
Упр.№ 55-56
93
Р\ р.
Выборочное изложение повествовательного текста с
элементами описания. 1 час
Упр.№ 57 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
94
Анализ изложения. Правописание падежных
окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода. Наши проекты. 1 час
Стр.28 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
95
Склонение имён прилагательных женского рода. 1 час
Упр.№ 58-59
96
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных женского рода. 1 час
Упр.№ 60-64
97
Родительный, дательный, творительный и предложный
падежи имён прилагательных женского рода. 1 час
Упр.№ 65-70
98
Винительный и творительный падежи имён
прилагательных женского рода. 1 час
Упр.№ 71-75
99
Упражнение в правописании падежных окончаний имён
Прилагательных. 1 час
Упр.№ 76
100
Р\ р.
Изложение сравнительно-описательный текст по
самостоятельно составленному плану. 1 час
Упр.№ 77 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
101
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний
имён прилагательных. Тест. 1 час
Упр.№ 78-79
102
Склонение имён прилагательных во множественном
числе. 1 час
Упр.№ 80-83
103
Р\р.
Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха
«Заморские гости». 1 час
Упр.№ 84-85 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
104
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных множественного числа. 1 час
Упр.№ 86-89
105
Родительный и предложный падежи имён
прилагательных множественного числа. 1 час
Упр.№ 90-94
106
Дательный и творительный падежи имён прилагательных
множественного числа. 1 час
Упр.№ 95-99
107
Обобщение по теме «Имя прилагательное». 1 час
Упр.№ 100-105
108
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И.Э.
Грабаря «Февральская лазурь». 1 час
Упр.№ 106-107 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
109
Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверочная
работа по теме «Имя прилагательное». 1 час
Стр.50 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
110
Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное
1 час
111
Анализ контрольного диктанта. Повторение. 1 час.
Карточки для самостоятельной работы.
Личные местоимения (9 ч)
112
Местоимение как часть речи. 1 час
Упр.№ 108-111
113
Личные местоимения. 1 час
Упр.№ 112-117
114
Изменение личных местоимений по падежам. Обобщение
по теме. 1 час
Упр.№ 118-124
115
Изменение личных местоимений по падежам. 1 час
Упр.№ 126-131
116
Изменение личных местоимений по падежам. Обобщение
по теме. Проверочная работа. 1 час
Упр.№ 132-137
117
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста. 1 час
Стр.65 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
118
Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение». 1
час
Стр.66.
119
Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение». 1
час
120
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Глагол. 32 часа.
121
Роль глаголов в языке. 1 час
Упр.№ 139-143
122
Изменение глаголов по временам. 1 час
Упр.№ 144-147
123
Неопределённая форма глагола. 1 час
Упр.№ 148-153
124
Неопределённая форма глагола. 1 час
Упр.№ 148-156
125
Изменение глаголов по временам. 1 час
Упр.№ 157-161
126
Изложение повествовательного текста по цитатному
плану. 1 час
Стр. 79. Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
127
Анализ сочинения. Изменение глаголов настоящего и
будущего времени по лицам и числам (спряжение). 1 час
Упр.№ 163-166
128
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по
лицам и числам (спряжение). 1 час
Упр.№ 167-170
129
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе. 1 час
Упр.№ 171-177
130
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана
«Весна. Большая вода». 1 час
Упр.№ 178-179 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
131
I и II спряжение глаголов настоящего времени. 1 час
Упр.№ 180-182
132
I и II спряжение глаголов будущего времени. 1 час
Упр.№ 183-188
133
Наши проекты.
Стр.92. Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
134
Правописание безударных личных окончаний глаголов в
настоящем и будущем времени. 1 час
Упр.№ 189-195
135
Правописание безударных личных окончаний глаголов в
Упр.№ 196-201
настоящем и будущем времени. 1 час
136
Правописание безударных личных окончаний глаголов в
настоящем и будущем времени. 1 час
Упр.№ 202-205
137
Правописание безударных личных окончаний глаголов в
настоящем и будущем времени. 1 час
Упр.№ 206-209
138
Возвратные глаголы. 1 час
Упр.№ 210-214
139
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. 1 час
Упр.№ 216-219
140
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. 1 час
Упр.№ 221-226
141
Развитие речи.
Составление рассказа по серии картинок. 1 час
Упр.№ 227-228 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
142
Правописание глаголов в прошедшем времени. 1 час
Упр.№ 229-233
143
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени. 1 час
Упр.№ 234-236
144
Правописание безударного суффикса в глаголах
прошедшего времени. 1 час
Упр.№ 237-240
145
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста вопросам. 1 час
Упр.№ 241 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
146
Контрольный диктант №9 по теме «Глагол». 1 час
147
Анализ контрольного диктанта Повторение. 1 час
Карточки для самостоятельной работы.
Стр.120
148
Обобщение по теме «Глагол». 1 час
Упр. № 247-249
149
Обобщение по теме «Глагол». 1 час
Упр. № 250-252
150
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста. 1 час
Упр.№253 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
151
Анализ изложения. Повторение по теме «Глагол». 1 час
Карточки для самостоятельной работы.
152
Повторение. 1 час
Карточки для самостоятельной работы.
Повторение (18 ч)
153
Язык. Речь. Текст. 1 час
Упр.№ 254-260 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
154
Предложение и словосочетание. 1 час
Упр. №261-263
155
Предложение и словосочетание. 1 час
Упр. №264-267
156
Предложение и словосочетание 1 час
Упр.№ 268-273
157
Лексическое значение слов. 1 час.
Упр. № 274-277
158
Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина
«Рожь». 1 час
Упр.№ 278 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
159
Состав слова. 1 час
Упр № 279-283
160
Состав слова. 1 час
Упр № 284-287
161
Всероссийская проверочная работа. 1 час
162
Всероссийская проверочная работа. 1 час
163
Части речи. 1 час
Упр.№ 295-298
164
Части речи. 1 час
Упр.№ 299-302
165
Изложение повествовательного текста по цитатному
плану. 1 час
Упр.№ 310 Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
166
Анализ изложения. Части речи. 1 час
Упр.№ 311-316
167
Итоговый контрольный диктант. 1 час
168
Анализ контрольной работы. Повторение. 1 час
Карточки для самостоятельной работы.
169
Звуки и буквы.
Упр.№ 323-325
170
Игра «По галактике Частей Речи». 1 час
Игра «По галактике Частей Речи». 1 час
Ресурсы ЦОР
Собственная презентация.
Итого: 170 час.