Автор: Кащеева Ольга Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОУ
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: публикация
Тема: "Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках математики"
Раздел: полное образование
О.М. Кащеева, учитель математики
КОУ «Средняя школа №2 (очно-заочная)», г.Омск.
ПРИМЕНЕНИЕ
ПРИЕМОВ
ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить.
Т. Эдисон
В
последние
годы
темпы
развития
технологий,
общества,
информационных потоков ускоряются с неимоверной быстротой. Изменения
в мире происходят каждую минуту. Меняются требования общества и
государства к каждому человеку, меняются требования и к выпускникам
школы.
Современному
миру
необходимо,
чтобы
молодой
человек,
вступающий в жизнь, мог быстро адаптироваться к изменяющимся реалиям,
мог находить новые знания в информационном океане, был активным,
творческим, мобильным. Чтобы привить обучающимся указанные качества
требуется, чтобы школа и все учителя изменили свою деятельность по
обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Решить часть задач, которые сегодня стоят перед школой, помогут
современные образовательные технологии, важное место среди которых
занимает технология развития критического мышления (ТРКМ).
Данная образовательная технология направлена на развитие стиля
мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность,
гибкость, открытость, рефлексивность. Цель применения этой технологии в
учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика,
позволяющих учиться самостоятельно.
ТРКМ представляет собой совокупность приемов, направленных на то,
чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия
для
обобщения
информации,
способствовать
развитию
критического
мышления,
навыков
самоанализа,
рефлексии.
Эта
технология
предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в
плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая
в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть
главным
источником
информации,
и,
используя
приемы
технологии,
превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология
критического
мышления
предлагает
набор
взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов: «Корзина
идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Бортовой журнал»,
«Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометки на полях», «Чтение с
остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос»,
«Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Кубик», «Составление таблицы ЗХУ»,
«Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «Написание эссе»,
«Лекция с остановками», «Концептуальная таблица», и т.д.
В своей практической деятельности я использую разные приемы
технологии
развития
критического
мышления.
Например,
на
уроке
математики в 10 классе на этапе обобщающего повторения по теме «Степень
положительного числа» использую прием
творческая интерпретация
информации.
Обучающимся сначала предлагаются интересные факты о Большом
театре. Затем предлагается составить программу спектаклей на неделю и
оформить афишу, написав названия спектаклей и фамилии композиторов.
Для этого им необходимо:
1)
упростить выражения (буквенный код
спектакля):
«Иоланта»: 1,8ху
2
· 5х
3
у
«Щелкунчик»: - 2х
2
у · (- 3ху
3
)
«Ромео и Джульета»: (- 3х
2
у)
2
«Спартак»: ху(- 2у
2
)
3
«Руслан и Людмила»: ( 0,2ху)
2
· 25ху
4
«Евгений Онегин»: (0,5 ху
2
)
2
(10х
2
у)
3
«Лебединое озеро»: (х
5
)
2
у
3
·у
(х
2
у)
3
2)
найти значение выражения (числовой код композитора):
М.И. Глинка: (2
2
)
2
· 6
4
: 144
С.С. Прокофьев:
6
6
2
9
· 3
5
Н.А. Римский-Корсаков: 0,02
8
· 50
7
П.И. Чайковский: (
2
5
¿ ¿
3
· 0,4
4
: (6 : 15)
5
А.И. Хачатурян:
3
9
+
3
9
+
3
9
27
2
АФИША СПЕКТАКЛЕЙ
День
Код
спектакля
Название
спектакля
Код
композитора
Фамилия
композитора
Пн
- 8ху
7
81
Вт
9х
4
у
3
4
25
Ср
9х
4
у
2
3
8
Чт
6х
3
у
4
0,16
ПТ
250х
8
у
7
4
25
Сб
х
3
у
6
144
Вс
х
4
у
0,16
б) Учитывая полученные результаты, ответить на вопросы:
1) В какие дни недели можно посмотреть в этом театре спектакли на
музыку П.И. Чайковского?
2) В какие дни будут идти балетные спектакли?
3) Спектаклей на музыку каких композиторов из репертуара театра нет
в программе этой недели?
Использование описанного выше приёма рассматриваемой технологии
повышает мотивацию учащихся к обучению, способствует развитию умения
учащихся работать с информацией.