Автор: Телегина Марианна Сергеевна
Должность: учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры
Учебное заведение: ГЮОУ Школа №1636
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: урок
Тема: Русь Московская. Утверждение общерусского художественного стиля
Раздел: среднее образование
Русь Московская.
Утверждение общерусского художественного
стиля
•
1237-1480 –монголо-татарское иго
•
1380 Куликовская битва
•
В период феодальной раздробленности в каждом
удельном княжестве развивался свой местный стиль,
который со временем внес вклад в формирование
общерусского художественного мышления.
•
Московское княжество в конце 15 века стало центром
единого Русского государства при князе Иване III
•
Первое упоминание о Москве -1147 год. Небольшое
поселение во Владимиро-Суздальском княжестве
Владимиро-Суздальское княжество
•
Культура в княжестве получила особое развитие при
князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое
Гнездо.
•
Владимиро-Суздальское княжество славилось своим
зодчеством, имевшим свои отличительные черты.
•
В княжестве сложилась собственная школа, которая
использовала новый материал — белый камень высокого
качества — известняк, который вытеснил
использовавшийся ранее кирпич.
•
Ярчайшим творением зодчих княжества стал Успенский
собор, построенный в 1158—1160 гг. и перестроенный в
1186—1189 гг. Он стал крупнейшей постройкой и центром
архитектурного ансамбля древнего города. Сохранились
фрески Андрея Рублева и Даниила Черного (1408)
•
В 1164 году во Владимире были построены Золотые
ворота. Они оформляли парадный вход в самую богатую
княжеско-боярскую часть города. Помимо оборонных
целей ворота имели также и триумфальный характер
•
При князе Всеволоде Большое Гнездо в конце XII века во
Владимире был построен Дмитриевский собор.
•
В это время русское зодчество находилось под сильным
влиянием романской архитектуры
•
Церковь Покрова на Нерли 1165,
освящена в честь праздника
Покрова Богородицы,
установленного на Руси князем
Андреем Боголюбским
Дмитриевский собор во Владимире
1194-1197 гг
•
Основные особенности
владимиро-суздальской
храмовой архитектуры
•
Материал – белый тесанный
камень
•
Декор – резьба по камню,
рельеф
•
Аркатурно- колончатый пояс
•
Перспективные порталы
Дмитриевский собор построен при
князе Всеволоде Большое Гнездо,
освящен в честь св. Дмитрия
Солунского, небесного покровителя
князя
Главной фигурой в системе
декоративного убранства
Дмитриевского собора
является фигура царя Давида,
занимающая центральное
положение на каждом из трех
фасадов храма. Образ царя
Давида-псалмопевца
является ключом к
пониманию символики
белокаменной резьбы
собора: «Всякое дыхание да
хвалит Господа!»
Иллюстрацией к этим
строкам Давидова псалма
являются все персонажи
дмитриевских рельефов
.
В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых,
среди которых русские князья Борис и Глеб.
Нотр Дам ля Гранд. Франция
11 век. Романский стиль
Архитектура Владимиро-Суздальского
княжества
•
Города – Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Дмитров,
Переславль Залесский
•
Строительство храмов . Складывается «Княжеский» стиль,
призванный возвеличить и укрепить княжескую власть,
утвердить приоритет северо-восточной земли как центра русской
государственности. Он отличается торжественностью и
нарядностью. Белый камень, золотые купола, удлиненные
пропорции барабанов и фасадов, резной каменный декор –
рельефы , аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы
(влияние романской архитектуры)
Живопись Владимиро-Суздальского княжества
Ведущим видом изобразительного искусства
стала иконопись. Икону "Дмитрий
Солунский" из города Дмитрова можно
рассматривать как программный памятник
владимиро-суздальской школы
изобразительного искусства. Характерную
особенность образа составляют большие
размеры восседающей на троне фигуры в
традиционном воинском одеянии,
эффектность разворота, подчеркнутая
демонстративность жеста. Цвета яркие,
обилие кармина отличают школу.
Дмитрий на иконе пред ставлен как патрон
князя Всеволода (второе христианское имя
которого было Дмитрий), поэтому у него на
голове княжеская диадема, а ангел (изо
бражение переписано в XVI веке) венчает его
короной
Живопись Владимиро-Суздальского княжества
Икона «Ярославская Оранта» — икона
Богородицы, написанная, по различным
оценкам, в XII—XIII вв. и происходящая из
Спасо-Преображенского собора
ярославского Спасо-Преображенского
монастыря. Икона также известна под
названиями «Знамение Божьей матери»,
«Великая Панагия» (Всесвятая), однако
больше всего — под названием
«Ярославская Оранта
Живопись Владимиро-Суздальского княжества
Монументальное, величественное
изображение отражает представления о
Богоматери как покровительнице и
защитнице людей. «Полновидный»,
светлый, румяный лик Марии соответствует
русскому идеалу совершенной красоты.
, Ее одежды: багряно-алый мафорий
(символ величия и царственного рода) и
исчерно-зеленая (синий и зеленый разных
оттенков) туника (символ целомудрия,
девства и небесной чистоты). На Ее груди
золотой диск – свет вечности, в нем
изображен Богомладенец Эммануил. В
верхних углах иконы – Архенгелы Михаил и
Гавриил.
Живопись Владимиро-Суздальского княжества
•
Отличительные черты – монументальность, изящество формы,
нарядная орнаментальность, яркие красочные сочетания с
обильным введением кармина и киновари, которая свойст венна
только русской живописи и чужда византийской.
Фреска Дмитриевского собора.
Владимир. 12 в.
Литература Владимиро-Суздальского
княжества
•
После возведения Успенского собора во Владимире начали вести свою
летопись.
•
Всеволод Большое Гнездо всячески поощрял летописание, так как видел в
этом средство укрепления великокняжеской власти во Владимире. В 1185
году владимирские летописцы объединили местные записи в единый
летописный свод. Спустя семь лет первая редакция летописного свода
подвергается переработке с целью возвеличить город Владимир и его
князей. В этом летописном своде князь Всеволод впервые именуется
«великим».
•
Характерной чертой владимирского летописания стал общерусский
масштаб в оценке исторических событий. Власть владимирского князя
трактуется как общерусская власть, а Владимир предстает как новый
общерусский центр. По мнению Б. А. Рыбакова, владимирский летописный
свод «отобразил в себе художественную культуру Руси за несколько
столетий»
Литература Владимиро-Суздальского
княжества
•
Оригиналы летописных сводов не дошли до наших дней, но есть упоминания
в более поздних летописях:
•
Владимирский летописный свод 12 столетия (обнаружен в составе
Лаврентьевского 13 века) – авторы славили авторитет своих князей и
политическую и церковную независимость северо-восточных земель от
Киевской Руси.
•
Стиль написания торжественный, с употреблением всевозможных
восхваляющих эпитетов и цитат из Священного Писания. Составители
останавливаются на самых мельчайших событиях, вплоть до некрологов.
Летописный свод начала 13 века (найден в составе Радзивиловского) –
стремление к использованию более современных оборотов речи, описание
только самых значимых политических и культурных событий, не заостряя
внимания на несущественных деталях. Вероятно, был иллюстрирован.
•
Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество своим появлением
создало предпосылки и условия для формирования нового образования –
государства Московского.
Архитектура Московского княжества
•
При Иване III храм перестал соответствовать статусу
кафедрального собора крепнувшего
централизованного Русского государства.
•
Строительство нового собора огромных для того
времени размеров было поручено псковским зодчим
Кривцову и Мышкину.
•
30 апреля 1471 года состоялась закладка нового
собора. Начатое строительство не было закончено,
так как доведённый до сводов храм обрушился после
землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20
мая 1474 года.
•
Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля
Фиораванти, который, полностью разобрав остатки
прежнего строения, воздвиг существующее здание по
подобию Успенского собора во Владимире.
•
Храм был освящён 12 августа 1479 года
митрополитом Геронтием.
Собор Иоанна Предтечи в Пскове
Московский Кремль. 15 век
зодчие Антон Фрязин, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
Архангельский собор Московского Кремля.
1505-1508
•
Архитектор Алевиз Новый.
•
Русь впервые широко открыла двери
для западноевропейского зодчества
•
Храм пятиглавый, шестистолпный,
пятиапсидный, восьмипридельный с
узким, отделённым от него стеной
помещением в западной части (на
втором ярусе — хоры,
предназначавшиеся для женщин
царской семьи).
•
Выстроен из кирпича, декорирован
белым камнем. В обработке стен
широко использованы мотивы зодчества
итальянского Возрождения(ордерные
пилястры с растительными капителями,
«раковины» в закомарах,
многопрофильные карнизы, сочетание
трёх малых и одного большого круглых
окон на западном фасаде имеет аналоги
в архитектуре Венеции.
•
Усыпальница московских князей
Благовещенский собор Московского
Кремля
•
Собор был построен в 1489 году псковскими
мастерами на белокаменном подклете конца
XIV — начала XV веков (оставшемся от старого
собора) и изначально был трёхкупольным.
Собор очень сильно пострадал при
пожаре 1547 года и был восстановлен в 1564
году с надстройкой двух глав с западной
стороны. В 1572 году к собору было
пристроено крыльцо, впоследствии
получившее название Грозненское.
•
Частично сохранилась роспись, сделанная
в 1508 году художником Феодосием,
сыном Дионисия, «с братиею».
Изначальный иконостас собора содержал
иконы, написанные в 1405 году Андреем
Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара
1547 года для иконостаса были подобраны
два древних ряда — Деисусный и
Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея
Рублева.
Богоматерь Одигитрия.14 век.
Икона Благовещенского собора
Церковь Ризоположения Московского Кремля. 15 век
•
На архитектуру храма оказали
влияние ранние московские и
псковские традиции.
•
Четырёхстолпный, трёхапсидный
храм стоит на высоком подклете и
имеет кубическую форму.
•
Своды опираются на четыре
квадратных в плане столба.
Необычно решено завершение
храма. Переход к световому барабану
решён без парусов — место
пересечения центральных коробовых
сводов прорезано цилиндрическим
барабаном световой главы. Снаружи
стены членятся на прясла лопатками.
Центральное прясло и венчающая
его закомара — значительно шире и
выше боковых.
•
Закомары килевидной формы
Спасский собор Андронникова монастыря
•
1425-1427
Москва 16 век. Шатровая архитектура
Церковь Вознесения в
Коломенском.
Соб р Покров Пресвят
й Богор дицы, что на
о
а
о
о
Рву (Покр вский соб р, Покров на Рву,
о
о
а
разговорное — соб р Вас лия Блаж нного) —
о
и
е
1555 по 1561 год. В честь взятия Казани
Москва 16 век. Шатровая архитектура
•
Ранее первым шатровым храмом
считалась Вознесенская церковь в
Коломенском, возведенная в 1532 году.
•
Новые научные сведения не умаляют
значение церкви Вознесения в истории
русской архитектуры. Она является
непревзойденным шедевром
шатрового зодчества, хотя и не самой
первой постройкой этого типа.
•
Легенда связывает строительство храма
с рождением у Василия III
долгожданного наследника — Ивана
Грозного.
Московская школа иконописи
•
Подробности жизненного пути Андрея Рублева почти
неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он
не подписывал свои произведения, в летописях его
имя упоминалось редко. Все же, тщательные
исследования историков древнерусского искусства
позволяют предполагать, что он был монахом Троице-
Сергиева монастыря, для Троицкого собора которого
он и написал свой шедевр.
•
основатель монастыря, Сергий Радонежский, и его
преемники поддерживали объединительную политику
московских князей, их борьбу с монголо-татарским
игом.
•
В «Троице», согласно богословским представлениям,
три ангела символизируют единство, согласие. Рублев
зримо, в совершенной художественной форме
воплощает эту символику нерушимого единства.
Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их
одеяний дополняют и перекликаются одна с другой.
Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал
современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху
призыва более важного, более созвучного времени.
Андрей Рублев
На формирование мировоззрения Андрея
Рублёва большое влияние оказала
атмосфера культурного подъёма 2-й
половины XIV — начала XV века, для
которого характерен глубокий интерес к
нравственным и духовным проблемам.
В своих произведениях в рамках
средневековой иконографии Рублёв
воплотил новое, возвышенное понимание
духовной красоты и нравственной силы
человека. Творчество Рублёва является
одной из вершин русской и мировой
культуры
Ветхозаветная Троица была символом
единения. Еще в середине XIV века,
основывая свою обитель, Сергий
Радонежский (как сказано в одном из его
житий) «поставил храм Троицы... дабы
взиранием на святую Троицу побеждался
страх перед ненавистной раздельностью
мира».
Московская школа иконописи
Московская школа иконописи
•
Дион сий
и
(около 1440—1502
— ведущий
московский иконописец и
мастер фресок конца XV —
начала XVI веков. Считается
продолжателем
традиций Андрея Рублёва
•
Одигитрия Смоленская
Дионисий. Фрески Феропонтова монастыря
-
Дионисий
•
Он развил идеи своего знаменитого
предшественника, Андрея Рублева и в то
же время привнес много характерных
только для него черт. Например, усиление
цветом и обильное использование белого
после Дионисия стали использовать и
другие мастера.
•
Примечательна также его манера
изображения фигур с намеренно
удлиненными конечностями, что у
искусствоведов принесло ему славу
маньериста. Фрески и иконы Дионисия
удивляют уверенным рисунком,
полупрозрачным колоритом,
пластичностью и совершенством
композиций. -
Дионисий. Распятие. 1500 г.