Напоминание

"Основные положения методики преподавания технологии"


Автор: Сухоруков Олег Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №347 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные положения методики преподавания технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Сухоруков О.Н.,

учитель технологии

Основные положения методики преподавания технологии

Методикой называют совокупность конкретных приемов, способов,

техник

педагогической

деятельности

в

отдельных

образовательных

процессах. Развитие методики преподавания технологии идет по двум

направлениям:

1) общая методика технологии,

2) частные методики преподавания основных направлений технологии.

В методике преподавания технологии выделяют три направления в

деятельности учителя:

1) обоснование задач трудового обучения,

2) обоснование содержания учебного материала,

3) организация процесса обучения (направление, в котором методика

играет главную роль).

Главной целью преподавания предмета «Технология» является помощь

в подготовке учеников к самостоятельной трудовой жизни, обеспечение и

развитие их функциональной и технологической образованности, воспитание

трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, формирование

гуманистически ориентированного мировоззрения, их профессиональное

самоопределение в условиях рынка. Основной метод технологического

обучения – это вовлечение учеников в процесс проектирования и выполнения

практических работ (проекты, упражнения, дизайн-анализ).

Например, каждая рабочая программа по технологии включает

выполнение долгосрочного проекта. Он состоит из коллективного анализа

изготовления изделий, предложенного учениками в качестве творческого

проекта, конструирования и проектирования деталей с помощью ПК,

разработки чертежей и технологических карт, изготовления деталей и

контроля их размеров, сборки и отделки изделия, оценки стоимости

материалов для изготовления изделия, её сравнения с возможной рыночной

ценой товара, разработка варианта рекламы, подготовки пояснительной

записки, оформления проектных материалов и презентация проекта.

При выборе изделия можно применить метод мозгового штурма, метод

фокальных объектов и традиционные методы обучения.

Рассказ,

показ,

объяснение,

доклад,

инструктаж,

беседа

(объяснительно-иллюстративные

методы),

лекция

и

демонстрация

(репродуктивные методы) применяются при изучении теории. Например, в

теме «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за

ними» учитель рассказывает или читает небольшую лекцию об интерьере

жилого помещения, проводит беседу, объясняет и демонстрирует технологии

крепления

настенных

предметов,

проводит

инструктаж

по

правилам

безопасного выполнения работ. Можно применить и метод проблемной

ситуации: предложить ученикам продумать варианты крепления предметов.

Выполняя

любую

практическую

работу,

ученики

смотрят

за

действиями учителя, а потом делают работу (наблюдение и самостоятельная

работа – частично поисковые методы). Более сложные методы – это метод

когнитивного инструктирования (инструкционные карты с неполными

данными), ситуативный метод (производственная ситуация с ошибкой),

метод направляющих текстов (самостоятельное учение на основе пошаговых

предписаний-вопросов), метод конструктивного обучения (перед учениками

ставится технологическая задача, в процессе ее решения ученики получают

новые знания и умения).

В добрый час!



В раздел образования