Автор: Сухоруков Олег Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №347 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные положения методики преподавания технологии"
Раздел: среднее образование
Сухоруков О.Н.,
учитель технологии
Основные положения методики преподавания технологии
Методикой называют совокупность конкретных приемов, способов,
техник
педагогической
деятельности
в
отдельных
образовательных
процессах. Развитие методики преподавания технологии идет по двум
направлениям:
1) общая методика технологии,
2) частные методики преподавания основных направлений технологии.
В методике преподавания технологии выделяют три направления в
деятельности учителя:
1) обоснование задач трудового обучения,
2) обоснование содержания учебного материала,
3) организация процесса обучения (направление, в котором методика
играет главную роль).
Главной целью преподавания предмета «Технология» является помощь
в подготовке учеников к самостоятельной трудовой жизни, обеспечение и
развитие их функциональной и технологической образованности, воспитание
трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, формирование
гуманистически ориентированного мировоззрения, их профессиональное
самоопределение в условиях рынка. Основной метод технологического
обучения – это вовлечение учеников в процесс проектирования и выполнения
практических работ (проекты, упражнения, дизайн-анализ).
Например, каждая рабочая программа по технологии включает
выполнение долгосрочного проекта. Он состоит из коллективного анализа
изготовления изделий, предложенного учениками в качестве творческого
проекта, конструирования и проектирования деталей с помощью ПК,
разработки чертежей и технологических карт, изготовления деталей и
контроля их размеров, сборки и отделки изделия, оценки стоимости
материалов для изготовления изделия, её сравнения с возможной рыночной
ценой товара, разработка варианта рекламы, подготовки пояснительной
записки, оформления проектных материалов и презентация проекта.
При выборе изделия можно применить метод мозгового штурма, метод
фокальных объектов и традиционные методы обучения.
Рассказ,
показ,
объяснение,
доклад,
инструктаж,
беседа
(объяснительно-иллюстративные
методы),
лекция
и
демонстрация
(репродуктивные методы) применяются при изучении теории. Например, в
теме «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за
ними» учитель рассказывает или читает небольшую лекцию об интерьере
жилого помещения, проводит беседу, объясняет и демонстрирует технологии
крепления
настенных
предметов,
проводит
инструктаж
по
правилам
безопасного выполнения работ. Можно применить и метод проблемной
ситуации: предложить ученикам продумать варианты крепления предметов.
Выполняя
любую
практическую
работу,
ученики
смотрят
за
действиями учителя, а потом делают работу (наблюдение и самостоятельная
работа – частично поисковые методы). Более сложные методы – это метод
когнитивного инструктирования (инструкционные карты с неполными
данными), ситуативный метод (производственная ситуация с ошибкой),
метод направляющих текстов (самостоятельное учение на основе пошаговых
предписаний-вопросов), метод конструктивного обучения (перед учениками
ставится технологическая задача, в процессе ее решения ученики получают
новые знания и умения).
В добрый час!