Автор: Сагатаева Раиса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОШИ "Аскизский лицей-интернат им. М.И.Чебодаева"
Населённый пункт: с.Аскиз
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мои методические находки
Раздел: начальное образование
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ
Одним
из
показателей
уровня
культуры
человека,
мышления,
интеллекта является его речь. Речь - это канал развития интеллекта, особую
актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы при
изучении хакасского языка. Важно, чтобы на уроках хакасского языка дети
осваивали то, что очень важно в их жизни: умение передать информацию;
поддержать беседу; пересказать, рассказать ситуацию; найти способ общения
во время разговора. Цели очень хорошие, но... хакасские дети не владеют
своим родным языком. Проблема!!! (Статистика: к примеру, если в 1988 г. из
27 учеников в классе владели родным языком 14 учеников, то в 2012г. из 24
учеников - 3 ученика.)
Трудностей на пути овладения хакасским языком много, но основными
из
них
являются:
недостаток
активной
устной
практики,
отсутствие
необходимой
индивидуализации
и
дифференцированного
обучения.
Компенсировать
эти
недостатки
можно
за
счет
разработанных
методов,
подходов и технологии обучения.
Для
достижения цели я использую технологию развития речи, это
значит
: добиться совершенствования произносительных навыков, я решаю
путём
постоянных
тренировок
речевого
аппарата
учащихся
на
уроках,
посредством проводимых 5-ти минуток, так называемых речевых зарядок, где
мы
разучиваем
чистоговорки,
скороговорки,
спо собствующие
совершенствованию
общих
речевых
навыков
учащихся,
правильному
речевому дыханию, умеренной громкости, ритму и темпу речи.
Например: Работа над дикцией:
и, а, о - протяжно гласные звуки (отрывисто)
ру-ру-ру — затеваем мы игру
ло-ло-ло - чтобы было весело
ем-ем-ем - тихо, тихо сядем
ём-ём-ём - и урок начнём.
А также на хакасском языке проводятся речевые упражнения.
Произносите звуки: ӧ, Ӱ, і, ң, ч, н - раскрытие речевого аппарата происходит
на громком уровне.
Скороговорки.
Алдым - салдым пір муң,
Санап тоостым харах нууң
Піле - піле, ките, пар, тіле.
В течение всего учебного года работаю по обогащению и активизации
словарного
запаса
учащегося
через
использование
в
речи
пословиц
и
поговорок. Хорошо в этом помогают словарики, куда, по мере знакомства с
пословицами и поговорками, они записываются, а затем заучиваются. Это
пословицы
и
поговорки
на
разные
темы.
Контроль
осуществляется
в
письменной форме, где детям даётся несколько заданий, типа: вспомнить и
написать пословицы на определенную тему. Таким образом, проверяется
знание
детьми
поговорок
и
пословиц.
Данные
задания
по
контролю
чередуются
с
использованием
приемов
проверки
такого
вида:
доскажи
пословицу. Где учитель начинает, а дети заканчивают пословицу. Этот способ
проверки
можно
осуществлять
как
устно,
так
и
письменно.
Помимо
перечисленных нетрадиционных приемов работы с учащимися, я использую
на
уроках
хакасского
языка
следующие
задания,
которые
способствуют
развитью связной речи учащихся, правильному построению предложений
при
изложении
собственных
мыслей
и
при
пересказе
текста
«озаглавь
рассказ», где ребенок учиться выделять основную мысль текста, «Придумай
подпись к картинке», «Составь рассказ по опорным словам или по серии
сюжетных картинок». Послушай рассказ и изобрази содержание (то есть то, о
чём говориться в рассказе) двумя - тремя картинками.
Составление рассказа по картине. Задание: Приехали гости из далека,
им очень интересно узнать про Хакасию. Дети должны по картине рассказать
что они знают про Хакасию.
Постепенно появляются стихотворные попытки, проба пера (по рифме,
построчно, по заданному началу). Дети должны закончить стихотворение, а
затем я открываю ту часть, как это написал поэт. Ученики сравнивают, как
это
получилось
у
них.
Так
на
уроках
дети
становятся
«маленькими
писателями».
Детям даются слова, используя которые они должны придумать
стих. Например: кӧртіктер, тиректер, тeстер, соох хысхы, сохтанчам.
Хысхы тиректер.
Кӧртіктер толдыра турчалар
Сохтанарға пасталчалар
ТӰзімде тиректер ылғапчалар,
Олар соохтаң хорыхчалар. (И. Настя)
Хысхы тӰстер.
ТӰсте мин сохтанчам,
Соох кӧртікте ойнапчам
Пӧзік тирекке сыхчам
Прай чирні харапчам. (Ч. Дина)
Подход к литературе как к виду искусства даёт в начальных классах
широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя,
так и ученика.
Творчески
раскрепощённый,
эмоционально
настроенный
ребёнок
глубже чувствует и понимает прочитанное. Ситуации, создаваемые на уроке
должны
быть
направлены
на
то,
чтобы
ребёнок
пропустил
через
себя
поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить,
любить.
Такой подход обеспечивая развитие речи учащихся, учит вступать их в
диалогические
споры,
даёт
им
прекрасные
возможности
для
развития
монологической речи.
Как я учу составлять диалог.
Ветер сдул вопросы, остались только ответы. Помоги достроить диалог.
-
Мин Асхыста чуртапчам.
-
УУчам Агбанда чуртапча.
-
МиніҢ сӧбіремде пис кізі.
Затем учитель пишет вопросы, а дети читают весь
диалог. © © ©
С этими детьми нужно познакомиться. Как это вы сделаете? Дети
говорят «С помощью вопросов».
Малышам ближе всего игра, и я стала придумывать «речевые игры».
Эти «речевые игры» можно проводить на уроках чтения и языка, да на других
уроках тоже.
Вот некоторые их них:
1.
Представь себе, что ты стал воробьем, листочком и т. д. (История о
чудесном превращении: какая жизнь была бы, чего бы ты опасался,
захотел бы вновь стать «большим» человеком?)
1.
Прочитай предложение, отрывок передавая:
•
радость;
•
печаль и т.д.
3.
Что произошло бы и что ты сделал бы, если бы:
•
Из тучки вместо дождя стали бы падать деньги, конфеты.
4.
«Узнай меня»
•
Нескольким
ученикам
даю
предметные
картинки.
Они
должны
указать
признаки
предмета
и
дать
его
описание:
цвет,
материал, форма, части, для чего, что ест, где живёт и т. д., не называя
его
самого.
Остальные
ученики
угадывают,
о
чём
же
шла
речь,
поправляют, дополняют сказанное.
5.
«Бывает - не бывает»
•
Дети
придумывают
разные
предложения.
Класс
хором
утверждает: бывает это или не бывает. Например: Летом бывает очень
холодно. Осенью цветут красивые цветы.
6.
«Сочиняйка»
•
Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному
шарику, обёртке шоколадки, пустой банке.
7.
«Загадайка»
•
Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему
вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т. д.
8.
«Третий лишний»
•
Даётся
три
предложения.
Из
них
два
предложения
правильных, а одно лишнее (не подходит по каким-то признакам), или
даются слова,
например: все существительные, а одно слово не подходит, оно
может быть глаголом, прилагательным и т. д. 9. Скажи как
Пятачок выглядит в разных зеркалах.
•
Ученики рассказывают про Пятачка в разных зеркалах. (В одном он
худой, жирный, грязный, упитанный и т. д.)
10.«Мой дом»
•
Поможем расставить мебель. Какая мебель есть у них дома? Что, где
можно поставить? и т. д.
11 .«Собери стихи»
•
Берём стихи известных поэтов и вырезаем их по строчкам, а затем
нужно эти строчки правильно соединить по смыслу, по содержанию.
Нужно брать А. Барто , Г. Казачиновой, Н. Доможакова и т.д.
12.«Шкатулка - сказка»
•
В шкатулке лежат разные предметные картинки. Учитель открывает
крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну - ка, сказка, выходи!» они по
очереди
достают
картинки,
и
те
становятся
персонажами.
(Сказку
можно помочь начать, а могут дети сами). Так картинки обрастают
персонажами и событиями.
13.«Выгляни в окошко»
•
В раскрашенную рамочку - «окошко» с открывающимися створками
вставляются листы цветной бумаги. Створки открываются. Предлагаю
детям «выглянуть в окошко»- пофантазировать и рассказать, что они
видят «за окном»
14.«Волшебная кисточка»
•
Один
из
учеников
(или
я)
делает
несколько
взмахов
«волшебной
кисточкой»,
дети
останавливают
кисточку
словами:
«Раз,
два,
три,
замри!» после этого класс «разгадывает», что нарисовала кисточка.
Дети рисуют словесные картинки на различные темы.
15.«Самый весёлый рассказ», «Самый длинный рассказ», «Самый
удивительный рассказ» и т. д.
16.«Найди картинку»
•
Даётся два текста и две картинки. Нужно по тексту найти нужную
картинку.
17.«Самый вежливый собеседник»
•
Вам надо поздороваться, сделать комплементы собеседнику. Тактично
выразите своё несогласие другу, учителю и т. д.
18.«Наращивание предложений»
Нужно
распространить
главные
члены
предложения
второстепенными
членами предложения.
Например: Ағас ӧсче. —> Арығда ағас ӧсче. —> Арығ арығда ағас ӧсче. —
* Арығ арығда парбах ағас ӧсче. —> Арығ арығда парбах ағас табырах
ӧсче. —
Арығ арығда парбах ағас тың табырах ӧсче.
Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется,
что
они
просто
играют,
соревнуются,
у
них
исчезает
стеснение,
боязнь
говорить.
Это
только
первые
шаги,
но
они
помогают
детям
строить
предложения,
делать
выводы,
обогащают
их
словарный
запас,
учат
размышлять.
Чередуя
подробные
игры,
можно
поддерживать
интерес
к
самостоятельным
высказываниям,
формировать
умение
сравнивать,
объяснять.