Автор: Елена Николаевна Великанова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Ритм" г.Пермь
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Конспект мероприятия
Тема: "Параскева-пятница"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Ритм» г. Перми
Методическая разработка
Клубный день
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
Автор: педагог дополнительного
образования Великанова Елена
Николаевна
Пермь 2020 г.
Методическая
разработка
адресована
педагогам
дополнительного
образования,
педагогам-организаторам,
учителям,
родителям,
заинтересованным в приобщении современных школьников к культурным
народным традициям.
Целевые установки мероприятия:
Предметные:
показать самобытность русского народа, которая проявляется в устном
народном творчестве: песнях, сказках, играх, потешках, загадках,
пословицах, поговорках;
расширить кругозор учащихся о жанрах русского фольклора;
раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы
пословиц и поговорок;
обогатить речь учащихся с помощью различных жанров фольклора;
Метапредметные:
формирование основ музыкальной культуры через эмоционально-
активное восприятие;
реализация собственных творческих замыслов в различных жанрах
фольклора;
обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок.
Личностные:
воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к Родине,
гордости за достижения отечественного музыкального искусства,
уважения к истории и духовным традициям России;
создать условия для воспитания уважительного отношения к наследию
русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного;
помочь почувствовать непреходящую ценность русского культурного
наследия;
развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству
и музыкальной деятельности.
Оборудование:
Мультимедийный
проектор,
экран,
магнитофон,
фонограммы музыкального сопровождения.
Клубный день: «Вся семья вместе, так и душа на месте»
Тема: «Традиции ремёсел Пермского края « Прикамские орнаменты ».
Принимают участие дети разных творческих объединений ЦЦТ и их
родители.
Вед. 1 - Мы представляем вам сегодня клубный день в ЦДТ
Что такое клубный день? Обычно мы проводим его в один из выходных
дней - субботу или воскресенье, и приглашаем детей из разных
творческих
объединений и их родителей.
Вы знаете, что в ноябре мы все отмечаем «День Матери» и, чтобы
приурочить к этому празднику наш клубный день, выбирая тему,
мы вспомнили, что 10 ноября на Руси отмечается старинный православный
праздник прославления св.Параскевы Пятницы.
Вед.2 - Параскева - льняница
Параскева - пятница (10 ноября)
В православии Параскева - пятница заменила старорусскую богиню
Мокошь, которая покровительствовала земле, воде, браку, прядению и
ткачеству. Этому женскому божеству был посвящен свой день - пятница.
В этот день устраивались «льняные смотрины» - женщины и девушки
выносили на улицу напоказ обработанный лен, полотно, пояса, устраивались
смотрины и гулянья.
Старые деревенские праздники особенно любила молодежь. Гуляки
развлекались, старались побывать повсюду. На этих праздниках юноши
знакомились с девушками, приглядывались к их рукоделию, и иногда
случалось то, что в народе называлось «с праздника - замуж».
Вед.1 - Давайте мы попробуем воссоздать картину этого праздника, на
котором жители разных деревень представляют разнообразные, отличные от
других изделия.
А для того, чтобы представить это в красках, давайте поделимся на
жителей двух деревень.
Проводится жеребьевка, для которой мы используем цветные веревочки,
причем одна половинка каждой веревочки голубого цвета, а вот вторая
половина у одних веревочек красного цвета, у других - желтого. Цветные
концы мы спрятали в туесок, а те, что одинаковые (голубые) лежат поверх
туеска. Всем гостям предлагаем вытянуть по веревочке, тем самым поделив
всех на две деревни.
Вед. 1 - Мы с вами понимаем, что деревни не могут быть безымянными.
А для того, чтобы придумать названия, вспомним все, что ассоциируется со
словом «ткачество».
Давайте
это
озвучим:
ткацкий
стан,
веретено,
прялка,
челнок,
полотняное и жаккардовое переплетения, куделя, пряха и т.д.
А теперь, используя эти слова, придумаем названия, например:
Прялкино и Веретенцево (Красная куделя и Златопряхино).
Вед.2 - Эти народные гулянья были не только развлечением, а в первую
очередь смотринами невест и женихов. Об умелости и хозяйственности
невест, прежде всего, судили по их рукоделию.
Народы пермского края живут и жили в условиях суровой северной
природы. Средства существования доставались очень трудно. Однако, как ни
много времени и сил отнимало их производство, не хлебом единым жил
человек.
Богатой и разнообразной была и духовная жизнь, проявлявшаяся в
разных формах, в том числе и художественной обработке рукотворных
изделий, т.е. в том, что мы называем теперь прикладным искусством.
Крестьянин изделия своих рук так не называл, тем не менее, работал он
по законам искусства, творил. Он делал практически все, что нужно в быту -
дом,
хозяйственные
постройки,
утварь,
посуду,
одежду,
рабочие
инструменты,
игрушки,
при
этом
создавал
не
просто
практически
необходимый предмет, но и обрабатывал его художественно.
Одной из основных частей народного творчества был орнамент. Им
украшались различные бытовые предметы из дерева, ткани, меха. Самое
широкое и разнообразное воплощение он нашел в текстильных изделиях.
Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение элементы
орнамента Пермского края и их местное название (карта-схема на доске). Их
древний обереговый смысл пришел из глубины веков (карты-схемы русских
языческих орнаментов на доске).см приложение №1
Вед.2 - Найдите на схеме прикамских орнаментов значение древних
солярных знаков плодородия, дороги жизни, женского и мужского начала.
Привитие навыков начиналось в детстве. Вместе с овладением способов
выполнения того или иного изделия в детях развивалось чувство ритма,
цветовой гармонии.
В 13-14 лет девочки уже могли самостоятельно выполнить вещь и
практической и в то же время большой художественной ценности. Стимулом
для совершенного владения традиционным мастерством являлось то, что
многие орнаментированные изделия впервые вводились в обиход во время
свадьбы, и по ним давалась оценка невесте как мастерице, как хозяйке.
В свадебной обрядности Прикамья тканые пояса играли наиболее
активную роль. Их демонстрировали на смотринах, а во время свадьбы
невеста одаривала ими всю родню свою и женихову.
Пояса были и для части пожилого населения деревень и до сих пор
остаются обязательным предметом одежды.
Тканые пояса распадаются на два вида: широкие и узкие. Узкие - пояски
(тельник, понарошка), их носили и мужчины и женщины. Мужчины поверх
рубашки, подвязывали высокую обувь под коленом, а женщины - по
сарафану и фартуку. Мужчины носили на поясах огниво, иногда расческу, а
женщины - ключи.
Широкие пояса - кушаки, опояски - это принадлежность мужского
костюма. Его ткали шириной от 4 до 15 см. и длиной до 4 аршин (1 аршин -
71 см.). Кушак носили поверх верхней одежды, затыкая за него или
подвешивая к нему рабочие принадлежности: топор, точило, кнут и т.д.
Среди мастериц шло негласное состязание на лучший кушак, в
результате которого со станков сходили пояса со слепящей расцветкой и
великолепным узором. Именно такие пояса и везли на смотрины в день
Параскевы-пятницы. Ведь льняные, домашней выделки, нити служили в них,
наряду с шерстяными, ярко окрашенными нитями, крепкой «основой» и
всегда
«утком»
(наглядный
материал:
схемы
орнаментов
поясов,
перенесенные на вышивку «крестом»; плетеные пояса; вязаные изделия с
орнаментом Коми; схемы трикотажного орнамента). См. презентацию
«Текстильный орнамент пермского края»
Предлагаю попробовать возродить традицию плетения поясов (а в
каждой деревне были свои способы и особенности орнаментов): Тканье
поясов дело кропотливое. Народы коми используют три основных способа:
тканье на дощечках ( квадратная дощечка с 4 мя отверстиями для нитей
основы по углам, коми называют её таб), бердечке ( рамка с вертикальными
планками имеющими отверстие по середине для нити основы) и на ниту
( или сволочке
/
). См приложение №2
1
способ - плетение на пальцах (на 6 петель, многоцветные) - это
старинный способ плетения, не претерпевший изменений во времени.
Изготовлению таких поясов обучали девочек с 3-хлетнего возраста.
2
способ
-
упрощенный
способ
ткания
поясов
на
«ните»,
воспроизводящий полотняное переплетение и составление простейших
узоров с помощью цветной основы.
Способ тканья на ниту состоит в следующем. При наводке основы
мастерица чередует две льняные нити с одной шерстяной. Затем привязывает
готовую основу одним концом
к «швейке» другим к своему поясу, и
обвивает нитями основы круглую палочку (нит, сволочек) таким образом, что
перекрещивание нечётных нитей происходит вверху палочки, а чётных
внизу. В результате половина нитей оказывается над палочкой, а другая под
ней. Между обеими группами нитей образуется основной зев. Для получения
второго зева ткачиха меняет положение нитей основы с помощью
специального деревянного ножа, Нить утка проходит поочерёдно в ткацкие
зевы.
Далее - практическая часть: «жители» двух деревень расходятся к
ткацким станкам. Мы предлагаем им самим попробовать проявить себя в
старинном искусстве ткачества (практическая часть - 20 минут).
Вед.2 - Прекрасные традиции орнаментирования нашего края очень
хотелось бы сохранить. Трудоемкое тканое орнаментирование находит
замену в вышивке (современное вышитое полотенце, сумки, косметички).
Вязанные изделия сохраняют свой колорит, и орнамент до сих пор радует нас
с
варежек,
джемперов,
шарфов
и
шапочек,
составляя
конкуренцию
норвежскому стилю (образцы изделий).
Предлагаем
придумать,
где
в
современном
обиходе
возможно
использовать старинные техники плетения, освоенные сегодня (плетение
шнурков для сотовых телефонов, закладки в книгу, декоративные шнуры для
волос и т.д.). (Образцы современных изделий).
Вед.1 - Вы довольно успешно потрудились, и теперь мы просим вас
представить то, что у вас получилось на всеобщее обозрение.
Расступись честной народ,
Не пыли, дорожка.
Сюда ярмарка идет,
Погулять немножко!
Эй, мастерицы, сюда спешите,
К нам поближе подходите!
Сколько просите за товар?
Может шапку серебра?
Или шапочку репья?
Вмиг ребята соберут,
Сей момент вам принесут.
А товар-то свой покажите,
На прилавочек разложите!
Мастерицы демонстрируют свои пояса.
Вед.2 - В день Параскевы-пятницы представляли все, что делают изо
льна. А, кроме пряжи, нити, что дает еще нам лен? Масло льняное. На
гуляньях в этот день угощали просяной кашей, заправленной свежим
льняным маслом. Как вы думаете, почему каша просяная? Параскева, в
простонародье Прося, потому и каша «просяная».
Вед. 1 - Но ведь каша сама по себе не свариться, да и хороший обед надо
заработать, поэтому предлагаю вам, мастерицы, побыть «золушками» и
перебрать в отдельные кучки то, что лежит у нас в мешочках (фасоль, горох,
овес).
Конкурс «золушек» (проводится в течение 5-7 минут).
Но и это еще не все. Каша-то сварилась, а есть ее надо ложкой, а ложку
тоже получить надо. Кто вспомнит и назовет загадку, пословицу или
поговорку, тому ложка достанется.
Кто не смог ничего вспомнить, предлагаем продолжить пословицы,
которые мы приготовили:
1. Щи, да каша - пища наша;
2. Кашу маслом не испортишь;
3. Без каши борщ вдовец, каша без борща - вдова;
4. Горе наше - гречневая каша: Есть не хочется, а оставить жаль;
5. Горе наше - гречневая каша: Поел бы такой, да нет никакой;
6. Каша- то густа, да чашка- то пуста;
7. Хороша кашка, да мала чашка;
8.Крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой;
9. Такая густая каша, что хоть палец уломи;
10.Без каши обед не в обед;
11 .Будет день - будет и пища;
12.Был бы обед, а ложка сыщется;
13.Аппетит приходит во время еды;
14.Все полезно, что в рот полезло;
15.Всякому нужен и обед, и ужин;
16.Солнце выше ели, а мы еще не ели.
Загадки про кашу:
В городе Торжке продают бабу в горшке.
Черна, мала крошка, А угодья много в ней: В воде варят, Ребята съедят.
Детская игра «Сорока - белобока»
Сорока. Сорока.
Сорока- белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала.
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке, этому поскребышки.
А этому нет ничего.
А ты,мал маленек,
За водицей не ходил.
Дров не носил,
Кашки не варил.
Шу-у-у, полетели,
На головушку сели.
Вед. 1 - Все ли гости ложки получили? Тогда отведайте нашей каши.
(Угощенье гостей кашей)
А теперь, когда вы сыты, можно и спеть, ведь какое же гулянье без
веселой частушки. Я буду строчку начинать, а вы дальше продолжать. Слова
вы знаете, авось, не подкачаете. (мелодия Самара-городок)
Частушки
Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не
плачь. Не утонет в речке мяч.
Муха- муха Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Я играю на гармошке ,у прохожих на виду. К сожаленью, день рожденья
только раз в году...
Дорогие наши гости, все когда-нибудь заканчивается. Вот и наш
праздник подошел к концу, завершим его вот на этой веселой ноте. Мы были
рады встрече с вами. До свидания.
Участники мероприятия : Великанова Елена Николаевна, Губина Яна
Сергеевна, Колесникова Татьяна Васильевна – педагоги МАУ ДО ЦДТ
«РИТМ».
Мы одеты в уникальные костюмы, выполненные вручную по мотивам
русских народных рубах. Передники сотканы как традиционные половики.
Приложение №1
Орнаменты свадебных полотенец, выполненных в технике браного ткачества.
Вариант №1 Узорная кайма полотенца.
Двухуточное браное ткачество
Прилузские коми.
Вариант №1
орнамент в котором читаются солярные знаки и символы
плодородия
Вариант №2 Узорная кайма мужского
Полотенца двухуточное браное ткачество
Коми- зыряне
Вариант №2. В орнаменте читаются знаки дома, дороги, мужского начала
Вариант №3 Узорная кайма женского полотенца.
Двухуточное браное ткачество
Прилузские коми.
Вариант №3 орнамент этого полотенца напоминает образ девушки в русском сарафане,
знаки солнца, вспаханного поля. Воды.
Схемы прикамского орнамента
Приложение №2
1.
Способ тканья на дощечках
А) дощечка для тканья
Б) процесс тканья пояса
Положение двух соседних дощечек с пробранными нитями во время тканья (навстречу друг другу)
2.
Способ тканья на бердышке
Бердышко для тканья поясов
Тканье пояса на бердышке
А) первое положение (бердо поднято для получения первого зева)
Б) второе положение (бердо опущено для получения второго зева)
3.
Пояс на ниту (сволочке
/
)
Снование основы на нит (сволочек)
Выбирание узора при ткании браного пояса