Автор: Володина Ольга Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАУ
Населённый пункт: г.Ульяновск Ульяновской области
Наименование материала: Конспект урока по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"
Тема: "Не стоит село без праведника" (Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор")
Раздел: полное образование
Не стоит село без праведника…
Есть она тот самый праведник, без которого, по
пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша…
А.И.Солженицын
Цель: 1. Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого
человека», разобраться в философском смысле рассказа
А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
2.Формирование умения давать индивидуальную характеристику
героям рассказа, рассказывать сообщать, размышлять о
мастерстве писателя и стилистических особенностях его
произведений, анализировать целое произведение и отрывок,
устно комментировать прочитанное, использовать толковый
словарь, выделять элементы композиции и понимать их роль
в произведении.
Навык выразительного чтения, комментированного чтения,
подробного пересказа (с максимальным использованием
художественного материала изучаемого текста), а также
краткого пересказа, владения монологической и диалогической
речью в процессе монолога и диалога.
3. Воспитание активной жизненной позиции, приобщение к
истинным жизненным ценностям: любви к людям, трудолюбию
искренности.
1.
Слово учителя:
Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о прочитанном вами рассказе
А.И.Солженицына «Матрёнин двор». В работе над этим
произведением нам помогут 4 группы: литературоведов, которые
работали над лексическими значениями слов, воплотившими
авторский замысел; историков, подготовивших исторический
комментарий; биографов, которые расскажут о некоторых фактах из
биографии А.И.Солженицына и его рассказе «Матрёнин двор»;
артистов, которые покажут нам отрывки из рассказа.
2.
Работа над рассказом.
Биографы:
Рассказ «Матрёнин двор» написан в 1959 году, а опубликован в 1964.
«Матрёнин двор» - произведение автобиографическое. Это рассказ
Солженицына о том моменте, когда он вернулся «из пыльной горячей
пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затесаться в
самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от
железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые
работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году
Солженицын некоторое время работал учителем физики во
Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки
Матрёны Васильевны Захаровой. Рассказ «Матрёнин двор» выходит за
рамки обычных воспоминаний, приобретает глубокое значение,
признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно
гениальным произведением».
Учитель:
Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.
Итак, рассказ является результатом осмысления писателем «простого
человека». Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без
праведника». И действительно, Матрёна изображена как святая:
«Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки. Та мышей
душила…» Матрёна не от мира сего. Она покорно и терпеливо несёт
свой крест.
Каково начало рассказа? Вспомнить его нам поможет один из
артистов-чтецов.
3.
Артист:
Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад –
просто в Россию… Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары,
с лиственным рокотом леса. Мне захотелось затесаться и затеряться в
самой нутряной России, если такая где-то была, жила… И вдруг дали
мне местечко – Высокое Поле. От одного названия веселела душа.
Название не лгало. На взгорке между ложков, потом других взгорков,
цельно-обомкнутое лесом, с прудом и плотиной, Высокое Поле было
тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть.
За бугром – деревня, и деревня эта – Тальново, испокон она здесь, ещё
когда была барыня-«цыганка», и кругом лес лихой стоял. А дальше
целый край идёт деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни,
Шестимирово – всё поглуше, от железной дороги подале, к озёрам.
Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали
мне кондовую Россию…
Каково значение слова «кондовая»?
4.
Литературоведы:
Кондовый – истинный, сохранивший старые обычаи, устои.
5.
Учитель:
Итак, внешний сюжет нам открыт: «легла» дорога автора вновь в
«кондовую», «нутряную» Россию.
А какой предстала эта Россия?
6.
Артист:
Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся
деревня волокла снедь мешками из областного города.
Нищета и бесхозяйственность предстают перед нами. И вот герой
оказывается в доме у Матрёны. Бедность Матрёны смотрит из всех
углов.
Матрёна много болела, а иногда не вставала с печи. Женщина, которая
всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла.
Пятнадцать лет назад она была замужем и имела шестерых детей. Но
муж не вернулся с войны, а дети один за другим умерли. В этой жизни
она была одинока: «Кроме Матрёны и меня, жили в избе ещё: кошка,
мыши и тараканы…»
«Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни
рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А
когда она работала в колхозе, то работала не за деньги – за палочки. За
палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика».
Историк расскажет нам о том времени.
7.
Историк:
Описывая послевоенную Россию, Солженицын выступил как историк.
Первым сказал правду. Обнищавший народ, который работал за
грамоты и ради великих идей, которые выдвигали руководители
страны. Кризис русской деревни начался после 1917 года. Сначала
Гражданская война, затем коллективизация, раскулачивание крестьян.
Крестьяне были лишены собственности, они потеряли стимул к работе.
А ведь во время Вов крестьянство прокормило всю страну. Перед нами
предстаёт обнищавшее крестьянство, оно утратило вековые
хозяйственные традиции.
8.
Учитель:
Но рассказ не только о страданиях, бедах, несправедливости,
выпавшей на долю русской женщины.
9.
Биограф: А.Т.Твардовский писал об этом так: «Почему судьба старой
крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас
такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная,
простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён такими
качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть –
на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала
всё время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
10. Учитель:
Писатели выходят на главную тему рассказа – «чем люди живы».
Пережить то, что пришлось пережить Матрёне Васильевне, и остаться
человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не
озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою лучезарную
улыбку» - какие же душевные силы для этого нужны!
Итак, какое качество Матрёны вы выделяете прежде всего?
Трудолюбие.