Напоминание

"Не стоит село без праведника" (Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор")


Автор: Володина Ольга Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАУ
Населённый пункт: г.Ульяновск Ульяновской области
Наименование материала: Конспект урока по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"
Тема: "Не стоит село без праведника" (Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор")
Раздел: полное образование





Назад




Не стоит село без праведника…

Есть она тот самый праведник, без которого, по

пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша…

А.И.Солженицын

Цель: 1. Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого

человека», разобраться в философском смысле рассказа

А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

2.Формирование умения давать индивидуальную характеристику

героям рассказа, рассказывать сообщать, размышлять о

мастерстве писателя и стилистических особенностях его

произведений, анализировать целое произведение и отрывок,

устно комментировать прочитанное, использовать толковый

словарь, выделять элементы композиции и понимать их роль

в произведении.

Навык выразительного чтения, комментированного чтения,

подробного пересказа (с максимальным использованием

художественного материала изучаемого текста), а также

краткого пересказа, владения монологической и диалогической

речью в процессе монолога и диалога.

3. Воспитание активной жизненной позиции, приобщение к

истинным жизненным ценностям: любви к людям, трудолюбию

искренности.

1.

Слово учителя:

Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о прочитанном вами рассказе

А.И.Солженицына «Матрёнин двор». В работе над этим

произведением нам помогут 4 группы: литературоведов, которые

работали над лексическими значениями слов, воплотившими

авторский замысел; историков, подготовивших исторический

комментарий; биографов, которые расскажут о некоторых фактах из

биографии А.И.Солженицына и его рассказе «Матрёнин двор»;

артистов, которые покажут нам отрывки из рассказа.

2.

Работа над рассказом.

Биографы:

Рассказ «Матрёнин двор» написан в 1959 году, а опубликован в 1964.

«Матрёнин двор» - произведение автобиографическое. Это рассказ

Солженицына о том моменте, когда он вернулся «из пыльной горячей

пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затесаться в

самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от

железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые

работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году

Солженицын некоторое время работал учителем физики во

Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки

Матрёны Васильевны Захаровой. Рассказ «Матрёнин двор» выходит за

рамки обычных воспоминаний, приобретает глубокое значение,

признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно

гениальным произведением».

Учитель:

Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

Итак, рассказ является результатом осмысления писателем «простого

человека». Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без

праведника». И действительно, Матрёна изображена как святая:

«Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки. Та мышей

душила…» Матрёна не от мира сего. Она покорно и терпеливо несёт

свой крест.

Каково начало рассказа? Вспомнить его нам поможет один из

артистов-чтецов.

3.

Артист:

Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад –

просто в Россию… Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары,

с лиственным рокотом леса. Мне захотелось затесаться и затеряться в

самой нутряной России, если такая где-то была, жила… И вдруг дали

мне местечко – Высокое Поле. От одного названия веселела душа.

Название не лгало. На взгорке между ложков, потом других взгорков,

цельно-обомкнутое лесом, с прудом и плотиной, Высокое Поле было

тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть.

За бугром – деревня, и деревня эта – Тальново, испокон она здесь, ещё

когда была барыня-«цыганка», и кругом лес лихой стоял. А дальше

целый край идёт деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни,

Шестимирово – всё поглуше, от железной дороги подале, к озёрам.

Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали

мне кондовую Россию…

Каково значение слова «кондовая»?

4.

Литературоведы:

Кондовый – истинный, сохранивший старые обычаи, устои.

5.

Учитель:

Итак, внешний сюжет нам открыт: «легла» дорога автора вновь в

«кондовую», «нутряную» Россию.

А какой предстала эта Россия?

6.

Артист:

Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся

деревня волокла снедь мешками из областного города.

Нищета и бесхозяйственность предстают перед нами. И вот герой

оказывается в доме у Матрёны. Бедность Матрёны смотрит из всех

углов.

Матрёна много болела, а иногда не вставала с печи. Женщина, которая

всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла.

Пятнадцать лет назад она была замужем и имела шестерых детей. Но

муж не вернулся с войны, а дети один за другим умерли. В этой жизни

она была одинока: «Кроме Матрёны и меня, жили в избе ещё: кошка,

мыши и тараканы…»

«Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни

рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А

когда она работала в колхозе, то работала не за деньги – за палочки. За

палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика».

Историк расскажет нам о том времени.

7.

Историк:

Описывая послевоенную Россию, Солженицын выступил как историк.

Первым сказал правду. Обнищавший народ, который работал за

грамоты и ради великих идей, которые выдвигали руководители

страны. Кризис русской деревни начался после 1917 года. Сначала

Гражданская война, затем коллективизация, раскулачивание крестьян.

Крестьяне были лишены собственности, они потеряли стимул к работе.

А ведь во время Вов крестьянство прокормило всю страну. Перед нами

предстаёт обнищавшее крестьянство, оно утратило вековые

хозяйственные традиции.

8.

Учитель:

Но рассказ не только о страданиях, бедах, несправедливости,

выпавшей на долю русской женщины.

9.

Биограф: А.Т.Твардовский писал об этом так: «Почему судьба старой

крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас

такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная,

простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён такими

качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».

Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть –

на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала

всё время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

10. Учитель:

Писатели выходят на главную тему рассказа – «чем люди живы».

Пережить то, что пришлось пережить Матрёне Васильевне, и остаться

человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не

озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою лучезарную

улыбку» - какие же душевные силы для этого нужны!

Итак, какое качество Матрёны вы выделяете прежде всего?

Трудолюбие.



В раздел образования