Напоминание

Техника дыхания для вокалистов


Автор: Черепанова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Техника дыхания для вокалистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное автономное

учреждение дополнительного образования

«Дворец детей и юношества»

городского округа города Райчихинска Амурской области

Дыхательные упражнения для вокалистов

Выполнила:

Педагог дополнительного образования

Черепанова Татьяна Анатольевна

Дыхание – это основа пения. Без дыхания вы не сможете пропеть ни единой

ноты. Дыхание – это фундамент. Какой бы потрясающий евроремонт вы не

сделали, но, если вы сэкономили на фундаменте, то в один прекрасный день

ремонт придётся начинать заново. Может быть, вы от природы умеете

дышать правильно, так что вам остается только закрепить имеющиеся

навыки. Но, если вам не хватает дыхания, чтобы закончить вокальное

произведение, необходимо тренироваться.

Существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное и смешанное. При

грудном типе дыхания у нас на вдохе поднимается грудь и плечи, живот при

этом втягивается, либо остается неподвижным. Брюшное дыхание — это,

проще говоря, дыхание диафрагмой, то есть животом. Диафрагма – это

мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от

брюшной. При вдохе живот выпячивается, надувается. А грудь и плечи

остаются неподвижными. Именно такое дыхание считается правильным.

Третий вид дыхание — смешанный. При таком типе дыхания задействованы

сразу и диафрагма (живот), и грудь.

Чтобы научиться брюшному дыханию, необходимо сначала почувствовать

диафрагму. Лягте на пол или на диван в полностью горизонтальном

положении, руки положите на живот. И начинайте дышать. Чувствуете, как

живот поднимается при вдохе и опускается при выдохе? Это и есть брюшное

дыхание. Но стоя дышать животом сложнее. Для этого нужно упражняться.

Упражнения для постановки дыхания

1. Научитесь делать короткий, но глубокий вдох. Встаньте прямо, резко

вдохните воздух через нос, а затем медленно выдохните через рот.

Упражнение лучше всего делать перед большим зеркалом. Понаблюдайте, в

каком положении при вдохе и выдохе находятся грудь и живот.

2. Если возникают проблемы с выдохом, тоже нужно использовать

упражнения. Например, можно задувать свечку. В первый раз поставьте ее на

таком расстоянии, на котором вы можете задуть пламя без особых усилий.

Постепенно отодвигайте свечку.

3. Попробуйте распределить дыхание на целую музыкальную фразу. Петь

пока не надо. Включите хорошо знакомую песню. Вдохните в начале фразы и

медленно выдохните. Может случиться, что к концу фразы у вас останется

еще какое-то количество воздуха. Его необходимо выдохнуть перед

следующим вдохом.

4. Спойте один звук. Вдохните, возьмите звук и тяните его до тех пор, пока

не выдохните весь воздух.

5. Повторите предыдущее упражнение, исполнив короткую музыкальную

фразу. Лучше всего ее взять из сборника вокальных упражнений или

учебника сольфеджио для первого класса. Кстати, в нотах для начинающих

вокалистов обычно обозначено, где именно нужно брать дыхание.

Правила дыхания при пении

1. Вдох должен быть коротким, энергичным, а выдох – плавным.

2. Выдох от вдоха отделяется большей или меньшей паузой — задержкой

дыхания, назначение которой — активизация связок.

3. Выдох должен быть экономичным, без «утечки» дыхания (без шума).

4. При этом дыхание должно быть максимально естественным.

5. Брать дыхание нужно только через нос, а выдыхать через рот вместе со

звуком.

Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении.

Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же

надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача

при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно

подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно.

Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого

голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы

препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который

препятствует нам тянуть ноту.

Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно

диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться!

Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это

ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”,

создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним

давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.

Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры

необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы

вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше”

определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому

выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся

после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы

“толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора,

перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнения постановку правильного

дыхания

Упражнение №1

Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:

1.

Лягте на спину.

2.

Руки расположите на боках;

3.

Большие пальцы направьте в центр живота;

4.

Вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.

Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям —

это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у

нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или

сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша

грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и

опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы

плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще

один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно

захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью:

она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком

состоянии во время ваших занятий.

Упражнение №2

Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух

медленно без усилий выходил через голосовую щель.

1.

Перед тем, как начать петь, наберите животом воздух;

2.

Удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть

спокойны!);

3.

Начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед;

4.

Снизьте давление, когда пропоете фразу.

Упражнение №3

Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как

будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук

похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы

“написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности.

Зафиксируйте,

как

аккуратно

вы

выпускаете

воздух.

Почувствуйте

внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго

хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным

количествах.

Упражнение №4

Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три,

четыре,

пять…

Медленно,

в

полный

голос

и сколько

получится.

Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами

не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день

будете

выполнять

это

простое

упражнение,

то

дыхание

постепенно

удлинится.

Еще упражнения:

1.

Берем звук “с” и начинаем его ритмично “выталкивать”. Четыре

коротких захода, один длинный.

2.

Берем слог “ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача

— гласную потянуть как можно дольше. Сделайте вдох, возьмите ноту:

удерживаем.

3.

Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте.

Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило

до конца фразы.

Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.

Бытует мнение, что часть физических упражнений негативно сказывается на

голосе, что, в частности, не стоит качать пресс. Но в реальности это не

совсем так: хорошо натренированные мышцы пресса — это основа дыхания

вокалиста. Отметим также, что занятия для тренировки пресса предшествуют

урокам пения в некоторых музыкальных школах за рубежом.

Занятия вокалом можно сравнить с занятиями спортом. Перед тем, как дать

организму серьезную физическую нагрузку, нужно хорошо размяться. Слабо

разогретые связки и суставы могут легко травмироваться при резких

движениях и движениях с сопротивлением. То же самое можно сказать и о

голосовом аппарате – перед извлечением разных по тональности звуков его

нужно хорошо разогреть и подготовить к предстоящим нагрузкам.

В вокальной практике используется три типа дыхания:

1. Грудной тип

При

грудном

типе

дыхания

происходит

расширение

и

поднятие

преимущественно верхней части грудной клетки, ключиц и плеч, а

диафрагма пассивно следует за их движениями.

2. Грудобрюшной тип

Осуществляется

с

участием

диафрагмы.

Может

быть

рёберно-

диафрагматическим -на вдохе равномерно расширяются ребра и поднимается

вверх грудная клетка – и нижнерёберно-диафрагматическим – вдох

производится с участием диафрагмы и живота.

3. Брюшной тип

Живот на вдохе активно выпячивается вперед, диафрагма при этом

опускается, грудная клетка неподвижна.

Есть еще один, смешанный, или полный тип дыхания, когда одновременно

задействуются все три дыхательных отдела: вдох производится сначала

животом, потом расширяются ребра и последовательно поднимается вверх

грудная клетка. Рекомендуется использовать именно такой тип дыхания и

следует выполнить следующие дыхательные упражнения:

1. Полное дыхание

Набираем воздух сначала животом (выпячиваем живот вперед), затем

диафрагмой (расширяем ребра) и наполняем верхнюю часть грудной клетки

(поднимаем грудь, ключицы и немного плечи). Выдох выполняем в

нисходящем порядке – опускаем плечи, затем грудь и втягиваем живот.

Стараемся дышать равномерно. 1/3 воздуха набираем животом, 1/3 – грудью

и 1/3 – верхней частью грудной клетки. Продолжительность, как вдоха, так и

выдоха от 4 до 8 секунд. По мере подготовленности можно увеличивать

длительность дыхательного цикла. Выполняем упражнение 5-7 раз.

2. Дыхание животом

На вдохе набираем воздух только животом, на выдохе втягиваем живот.

Можно положить руку на живот, чтобы лучше контролировать процесс

дыхания. На вдохе живот надувается, как воздушный шарик, на выдохе

сдувается. Выполняем 10 вдохов и выдохов. Упражнение способствует

тренировке диафрагмы.

3. Дыхание через «трубочку»

Вытягиваем губы трубочкой, как будто поем букву «У» и начинаем медленно

набирать воздух через трубочку, затем также медленно через трубочку

выпускаем

воздух.

Важно

ровно

набирать

воздух,

без

рывков.

Продолжительность выдоха должна быть равна продолжительности вдоха,

приблизительно

15

секунд.

Дышим

сразу

тремя

регистрами,

как

в

упражнении 1. Упражнение помогает развить объем легких и учит

контролировать дыхание, чтобы легкие учились выдавать воздух заданным

количеством. Выполняем 5-7 раз.

Техника безопасности при пении

Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет

избежать

таких

проблем,

как,

например,

срыв

связок.

Во

время

самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:

1.

Не начинайте заниматься сразу, как только проснулись. Ваши связки

наполнены водой.

2.

Не пойте/не говорите шепотом при воспалительных процессах гортани.

Вы ничего не сбережете, а совсем наоборот.

3.

Отложите занятия во время менструации: связки крайне уязвимы из-за

притока крови.

4.

Знаменитой дыхательной гимнастике Стрельникой нужно обучаться

только у преподавателя. Она укорачивает дыхание.

5.

Несильная боль в области диафрагмы и брюшных мышц во время

занятий — это нормально; ваши мышцы тренируются, как и любые

другие. Но если вы почувствовали себя плохо, у вас появилось

головокружение или слабость — отложите занятия до следующего раза.

6.

Не раздражайте слизистую гортани перед пением! Отложите все сладкое

и соленое, а на семечках вовсе поставьте крест.

7.

Не пойте “всухую” — смачивайте периодически горло простой водой:

безостановочная циркуляция сухого воздуха также вредна для связок.

Правильное дыхание при беге:

1. Старайтесь дышать носом. Если задыхаетесь и не хватает воздуха, дышите

ртом и носом одновременно.

2. Дыхание при беге должно быть ритмичным, не рваным, а через сколько

шагов лучше вдыхать и выдыхать подскажет организм.

3. Вдыхайте глубоко, пробуйте делать вдох мышцами живота.

Во время выполнения любых хореографических и силовых упражнений

действует простое правило:

На усилии – выдох

На расслаблении – вдох

Такой вариант дыхания является оптимальным во всех отношениях.

Теоретически, вы можете попробовать делать всё наоборот, но вы быстро

поймёте, что делать вдох на усилии сложнее. То есть, такой вариант делает

вас слабее.

Делая выдох на усилии, будет проще создать это самое усилие. Вы сможете

развить большее усилие в любом упражнении, делая выдох именно на нём.

Отжимание от пола в этом плане не является исключением.



В раздел образования