Авторы: Лопаницына Тамара Владимировна, Кирпич Ольга Глебовна
Должность: логопед, воспитатель
Учебное заведение: Детский сад
Населённый пункт: поселок Новогорелово, Ленинградская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
Тема проекта: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство
формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».
Автор проекта: Учитель-логопед детского сада «Маленькая
страна.Новогорелово», Лопаницына Тамара Владимировна
Время проведения проекта: долгосрочный проект с 4 марта - 28 мая 2021г
Актуальность выбора темы проекта.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение
для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая
речь является одним из основных показателей готовности ребенка к
успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к
неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет
иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться
о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению,
количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями
звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и
ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального
становления звукопроизношения является полноценная работа
артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что
звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно,
без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам
постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но
именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны
речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного
внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное
число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты
произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются,
ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и
взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет
за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и
закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие
годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может
только квалифицированная помощь педагогов.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача
общественной значимости. Существует много средств устранения
недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие).
Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей
артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря
артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха
некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной
детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать
педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения
у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются
органы артикуляции.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей
актуальности и практической значимости в настоящие время.
Объект проекта: процесс формирования артикуляционной моторики у
дошкольников.
Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной
гимнастики, направленный на развитие артикуляционной моторики у детей
дошкольного возраста.
Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о
значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с
игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики
дошкольников.
Задачи:
1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая
культура речи.
2. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования
правильного звукопроизношения.
3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по
их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.
5. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Гипотеза: Если в системе педагогической работы, направленной на
формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно
использовать артикуляционную гимнастику в игровых методах и приемах, то
это более эффективно скажется на воспитании правильного
звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим
формам работы.
Ожидаемый результат:
1. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики
будет способствовать формированию правильного звукопроизношения
дошкольников.
2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического
мастерства педагогов детского сада.
3. Повышение рейтинга ДОУ.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Участники проекта: воспитатели детского сада, дошкольники разных
возрастных групп, логопед, родители.
Предполагаемый продукт проекта:
• оформление картотеки по артикуляционной гимнастике;
• организация выставки «Артикуляционная гимнастика»;
• презентация проекта на методическом совете;
• популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме
среди родителей и воспитателей.
Стратегия осуществления проекта
1 этап: подготовительный.
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для
формирования правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
2 этап: основной.
Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку
речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого
дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов
артикуляции, от подвижности и гибкости, от координации артикуляционных
движений, их силы и точности.
I. Работа с воспитателями.
1. Беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендации по ее
выполнению и проведению.
Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости
внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс;
выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у
воспитателей с детьми.
2. Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата
традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств
воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»;
сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование
игрушки – бегемотика Жужи); адаптированные сказки («Язычок в зоопарке»,
«Язычок на прогулке», «Котик»)
Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления
традиционных способов проведения артикуляционной гимнастики; на
практике изучить педагогические приемы и провести мастер-класс для
воспитателей младших и средних групп
3. Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика
и компьютер»
Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций
по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного
звукопроизношения.
II. Работа с родителями.
1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки
правильного звукопроизношения;
Цель: профилактика речевых нарушений.
2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна
артикуляционная гимнастика»;
Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых
нарушений.
3. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного
звукопроизношения;
Цель: осуществление личностно-ориентированного подхода для коррекции
речевых патологий.
4. Практикумы по освоению навыков проведения артикуляционной
гимнастики со своими детьми;
Цель: закрепление умений в использовании практических приемов и средств
для проведения артикуляционной гимнастики
5. Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
для детей)
Цель: сформировать у родителей представление о значимости
артикуляционной гимнастики.
6. Мастер-класс для родителей.
Цель: воспитание звуковой культуры речи, чувства гордости и
сопричастности в педагогическом процессе.
7. Пропаганда проведения артикуляционной гимнастики как эффективного
средства для правильного формирования звукопроизношения через
социальные сети.
III этап: заключительный.
1. Работа с детьми – слайды по сказкам про весёлого Язычка.
Цель: выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности
органов артикуляции.
2. Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка
с использованием любимых артикуляционных упражнений;
Цель: совершенствование навыков связной речи, укрепление сотрудничества
с родителями средствами совместного творчества
3. Презентация проекта на методическом совете.
Цель: обобщение опыта работы по проекту и популяризация деятельности
детского сада.
Ключевые понятия.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является
полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился
произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и
гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет
научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной
гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой,
некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без
помощи логопеда.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее
преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед:
их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но
вялым звукопроизношением.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и
взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика.
- совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление
мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности
движений органов, участвующих в речевом процессе.
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что цель
артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение
объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой
формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений
звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для
тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки
определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для
правильного произношения звуков.