Напоминание

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».


Авторы: Лопаницына Тамара Владимировна, Кирпич Ольга Глебовна
Должность: логопед, воспитатель
Учебное заведение: Детский сад
Населённый пункт: поселок Новогорелово, Ленинградская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

Тема проекта: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство

формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».

Автор проекта: Учитель-логопед детского сада «Маленькая

страна.Новогорелово», Лопаницына Тамара Владимировна

Время проведения проекта: долгосрочный проект с 4 марта - 28 мая 2021г

Актуальность выбора темы проекта.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение

для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая

речь является одним из основных показателей готовности ребенка к

успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к

неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет

иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться

о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению,

количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями

звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и

ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального

становления звукопроизношения является полноценная работа

артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что

звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно,

без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам

постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но

именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны

речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного

внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное

число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты

произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются,

ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и

взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет

за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и

закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие

годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может

только квалифицированная помощь педагогов.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача

общественной значимости. Существует много средств устранения

недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие).

Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей

артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря

артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха

некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной

детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать

педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения

у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются

органы артикуляции.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей

актуальности и практической значимости в настоящие время.

Объект проекта: процесс формирования артикуляционной моторики у

дошкольников.

Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной

гимнастики, направленный на развитие артикуляционной моторики у детей

дошкольного возраста.

Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о

значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с

игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики

дошкольников.

Задачи:

1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая

культура речи.

2. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования

правильного звукопроизношения.

3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по

их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.

5. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы, направленной на

формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно

использовать артикуляционную гимнастику в игровых методах и приемах, то

это более эффективно скажется на воспитании правильного

звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим

формам работы.

Ожидаемый результат:

1. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики

будет способствовать формированию правильного звукопроизношения

дошкольников.

2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического

мастерства педагогов детского сада.

3. Повышение рейтинга ДОУ.

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Участники проекта: воспитатели детского сада, дошкольники разных

возрастных групп, логопед, родители.

Предполагаемый продукт проекта:

• оформление картотеки по артикуляционной гимнастике;

• организация выставки «Артикуляционная гимнастика»;

• презентация проекта на методическом совете;

• популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме

среди родителей и воспитателей.

Стратегия осуществления проекта

1 этап: подготовительный.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для

формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку

речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого

дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов

артикуляции, от подвижности и гибкости, от координации артикуляционных

движений, их силы и точности.

I. Работа с воспитателями.

1. Беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендации по ее

выполнению и проведению.

Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости

внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс;

выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у

воспитателей с детьми.

2. Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата

традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств

воздействия: «Веселые истории для артикуляционной гимнастики»;

сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка (использование

игрушки – бегемотика Жужи); адаптированные сказки («Язычок в зоопарке»,

«Язычок на прогулке», «Котик»)

Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления

традиционных способов проведения артикуляционной гимнастики; на

практике изучить педагогические приемы и провести мастер-класс для

воспитателей младших и средних групп

3. Внедрение в практику новых технологий – «Артикуляционная гимнастика

и компьютер»

Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций

по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного

звукопроизношения.

II. Работа с родителями.

1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки

правильного звукопроизношения;

Цель: профилактика речевых нарушений.

2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна

артикуляционная гимнастика»;

Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых

нарушений.

3. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного

звукопроизношения;

Цель: осуществление личностно-ориентированного подхода для коррекции

речевых патологий.

4. Практикумы по освоению навыков проведения артикуляционной

гимнастики со своими детьми;

Цель: закрепление умений в использовании практических приемов и средств

для проведения артикуляционной гимнастики

5. Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

для детей)

Цель: сформировать у родителей представление о значимости

артикуляционной гимнастики.

6. Мастер-класс для родителей.

Цель: воспитание звуковой культуры речи, чувства гордости и

сопричастности в педагогическом процессе.

7. Пропаганда проведения артикуляционной гимнастики как эффективного

средства для правильного формирования звукопроизношения через

социальные сети.

III этап: заключительный.

1. Работа с детьми – слайды по сказкам про весёлого Язычка.

Цель: выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности

органов артикуляции.

2. Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка

с использованием любимых артикуляционных упражнений;

Цель: совершенствование навыков связной речи, укрепление сотрудничества

с родителями средствами совместного творчества

3. Презентация проекта на методическом совете.

Цель: обобщение опыта работы по проекту и популяризация деятельности

детского сада.

Ключевые понятия.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является

полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился

произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и

гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет

научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой,

некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без

помощи логопеда.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее

преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед:

их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но

вялым звукопроизношением.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и

взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика.

- совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление

мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности

движений органов, участвующих в речевом процессе.

Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что цель

артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение

объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного

произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой

формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений

звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для

тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки

определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для

правильного произношения звуков.



В раздел образования