Автор: Симахина Людмила Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ лицей 419
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Петергоф
Наименование материала: статья
Тема: Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка.
Раздел: среднее образование
Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского
языка.
Деловая игра на уроке помогает повышать интерес к изучению русского
языка ,вырабатывать навыки и умения. К деловой игре учитель готовит 15 карточек –
заданий с учебным материалом.
Назначаются два ассистента в помощь « эксперту» .Каждый из ассистентов готовит к
уроку словарный диктант по теме ,причем диктовать будет тот ассистент, чей
диктант « эксперт» признает лучшим.
Перед уроком формируются группы по 4-5 человек.
Урок начинает один из ассистентов со словарного диктанта, затем идет
взаимопроверка в группах Затем каждая группа получает карточку- задание .Вот
пример работы группы над одним из заданий:
Выделить суффиксы в словах:
лживый ,дождливый,, доверчивый «.Кто как думает?» - спрашивает учитель.(Отвечают
уч-ся из групп).
Примеры карточек – заданий.
1.
Найди « четвертое лишнее»:
а) разведение, разлив, разность, разносчик;.
б) накал. ,навес, навет ,накат ;
2. Продолжи ряды слов:
дубняк , лозняк…
торопливый, нетерпеливый…
6. Выделите окончания в словах :
шестой, солнце, вверх.
7. Почему нельзя назвать смешливого человека насмешливым?
В течение урока каждая группа получит 7 – 12 заданий..
Цель деловой игры по теме « Причастие» - предупреждение ошибок в построении
предложений с причастными оборотами, закрепление орфограмм ,изученных в этом
разделе .Каждая группа получает задание.
Карточка № 1.
Задание : исправьте ошибку, обоснуйте ответ.
Издали были видны плывущие бревна по воде.
( На обратной стороне : бревна , ( плывущие по воде ); ( плывущие по воде ) бревна.
Карточка № 2.
Задание:: объясните.
Выкачанная из подвала вода.
Выкаченная из подвала бочка.
( На обратной стороне : выкача ( л ) + нн
выкат ( ил ) +онн.
Карточка № 3.
Задание : поставьте ударение. Прочитайте.
Взята, принят, переведена, занят, принята, начат, начата.
Карточка № 4.
Каким членом предложения может быть причастие ?
Все 15 карточек для деловой игры по теме « Однородные члены предложения» содержат
задания :
« Расставьте знаки препинания. Проверьте себя с помощью справочного материала на
обратной стороне карточки. Графически докажите правильность своего решения.
Цель этой игры – обработка навыка постановки знаков препинания при однородных
членах; .попутное повторение : постановка знаков препинания в сложных предложениях..
В начале урока – зачета по теме «Наречие» можно провести устную разминку, а затем
предложить группам работу по карточкам.
Карточка № 1.
1.
Рассказать о слитном и раздельном написании приставок в наречиях. .Привести
примеры.
2.
Развитие речи. Составьте связный рассказ.
«Что смешного в рассказах Чехова ?»
Карточка № 2.
1.Рассказать о правописании не и ни в отрицательных наречиях .Сравнить правописание
отрицательных местоимений и наречий. Привести примеры.
Учащиеся с большим интересом относятся к участию в деловых играх .Эти игры
создают на уроках особую атмосферу – атмосферу совместной деятельности учителя и
учащихся.